Новый турбомотор V6, сменивший безнаддувный V12, сразу позволил Ferrari добиться прогресса, однако не решил всех проблем команды. Камнем преткновения по-прежнему было шасси типа полумонокок, от которого британские команды отказались ещё лет десять назад. В 70-х Скудерии хватало преимущества, которое обеспечивали двигатель, коробка передач и подвеска, и всё это позволяло компенсировать недостатки рамной конструкции, но в 80-х, чтобы претендовать на титул, необходимо было использовать монокок и композитные материалы.
Понимая это, Энцо Феррари вновь решил воспользоваться опытом английских специалистов. Коммендаторе лично выбрал конструктора, который должен был помочь Ferrari вернуться в лидеры: им стал Харви Постлтуэйт. На тот момент он работал в команде Fittipaldi, а известность приобрёл в 1977 году, когда Джоди Шектер, уступив только гонщику Ferrari Ники Лауде, стал вице-чемпионом мира, выступая на машине, построенной Постлтуэйтом для маленькой команды Wolf Racing.
Постлтуэйт пришёл в Скудерию в начале 1981 года и сразу занялся строительством машины для следующего сезона: Ferrari 126 С2. На ней использовался тот же двигатель, что и на 126 CK, но давление наддува было увеличено – это позволило поднять мощность до 580 л.с. Шасси также стало развитием прошлогодней модели, однако благодаря новому корпусу типа монокок из углеволокна с алюминиевыми сотами, возросла его жёсткость, а массу машины удалось снизить на 20 кг. Конструкторы наконец смогли эффективно использовать граунд-эффект, что позволило значительно уменьшить размеры переднего антикрыла. Кроме того, команда вновь вернулась к использованию шин Goodyear.
По ходу чемпионата в машину внесли ряд изменений: конструкторы пробовали различные варианты антикрыльев и конфигурации корпуса, мощность двигателя постепенно росла, достигнув 650 л.с. в квалификационном режиме и 600 л.с. – в гоночном. В середине сезона была пересмотрена передняя подвеска, а поперечно расположенную коробку передач заменили более компактной продольной, что позволило оптимизировать потоки воздуха под боковыми понтонами и повысить эффективность работы граунд-эффекта.
В 1982 году все команды постоянно экспериментировали на грани, а иногда и за гранью того, что допускал технический регламент. Не стала исключением и Ferrari: на третьем этапе чемпионата, в Лонг-Бич, она выставила на старт машину с задним антикрылом, состоявшим из двух плоскостей, каждая из которых соответствовала регламенту, но установлены они были таким образом, что площадь рабочей поверхности удваивалась. В результате после гонки финишировавший третьим Жиль Вильнёв был дисквалифицирован, а Дидье Пирони избежал этой участи лишь потому, что сошёл с дистанции.
Ferrari 126 C2
В 1982-м всё выглядело так, будто Ferrari повторит подвиг 1979 года и одержит победу в обоих зачётах чемпионата, но череда несчастных случаев резко умерила амбиции команды. Жиль Вильнёв трагически погиб во время квалификации накануне Гран При Бельгии, а Дидье Пирони пришлось оставить автоспорт после страшной аварии перед Гран При Германии. Скудерия вынуждена была удовлетвориться завоёваным Кубком конструкторов, но победа в командном зачёте лишь частично отражала технический потенциал 126 C2.
Впрочем, у этого достижения была и особая ценность: Ferrari 1982 года стала первой машиной с турбомотором в истории Формулы 1, выигравшей чемпионат мира. Кроме того, 126 C2 - первая машина Ferrari, построенная на базе нового шасси типа монокок из алюминиевых сот, усиленных композитными материалами, разработанного английским конструктором Харви Постлтуэйтом.
Шасси и аэродинамика были тщательно доработаны, а ко второй части сезона эта исключительная машина становится ещё и очень надёжной - после того как на 126 C2 устанавливается Emulsystem. Что это? Система, заимствованная из авиации, которая, производя впрыск очень маленького количества воды в камеру сгорания двигателя, понижала его температуру, резко уменьшая риск поломок. Именно надёжность позволила Ferrari 126 С2 стать первой машиной Формулы 1, оснащённой турбомотором, на которой был выигран чемпионат.
Результаты выступлений Ferrari 126 C2 в гонках Формулы 1
В 1982 году Ferrari 126 C2 была одной из лучших машин, однако чемпионат для команды прошёл крайне неудачно. На первых Гран При новая машина не отличалась надёжностью, и хотя уже к четвёртой гонке с этой проблемой удалось разобраться, произошедшие вслед за этим события стали одними из самых трагичных в истории Формулы 1.
На Гран При Сан-Марино (эту гонку большинство британских команд бойкотировали) пара пилотов Ferrari заняла две верхние строчки протокола, однако при этом Пирони нарушил предстартовые договорённости, догнав и атаковав Вильнёва, что положило конец их дружбе. На следующем этапе в Бельгии пилоты были уже врагами, и их соперничество обернулось для Жиля смертельной аварией в квалификации. Вследствие этого инцидента не вышел на старт и Пирони.
На нескольких этапах Пирони выступал в одиночку, затем место Вильнёва занял Патрик Тамбэ. На Гран При Канады после столкновения с заглохшей на старте машиной Пирони погибает молодой итальянец Риккардо Палетти. Тем не менее, за несколько гонок до окончания сезона Пирони уверенно лидировал в чемпионате, но в квалификации перед Гран При Германии в Хоккенхайме, уже завоевав поул, попал в тяжёлую аварию, в результате которой получил серьёзные травмы ног и вынужден был завершить карьеру.
На протяжении двух гонок цвета Ferrari в одиночку защищает Патрик Тамбэ, а в Швейцарии и вовсе ни одна машина Скудерии не вышла на старт: у француза произошло защемление спинного нерва. На следующем Гран При, проходившем в Италии, Тамбэ вновь возвращается за руль, а ему на помощь из США прилетает Марио Андретти. Оба пилота поднимаются на подиум, но следующий Гран При в Лас-Вегасе Патрик вновь вынужден пропустить из-за проблем со спиной, и на старте опять лишь одна машина Ferrari – на этот раз под управлением Андретти.
Благодаря всем этим событиям пилот Williams Кеке Росберг, одержавший в чемпионате лишь одну победу (как раз в Швейцарии), успел опередить Пирони в личном зачёте, став чемпионом мира. Ferrari достался Кубок конструкторов, что можно считать большим достижением – ведь команда полностью сменила состав по ходу чемпионата, пропустила две гонки, а ещё в шести за неё выступал лишь один пилот.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1982 | 16 | 22 | 3 | 3 | 1 |