После переходной версии 312 T3 в 1979 году Ferrari представила новую модель – 312 T4. Эту машину из-за приземистых угловатых форм нередко называют одной из самых некрасивых в истории Скудерии, однако при этом она оказалась и одной из самых успешных.
Не самый привлекательный внешний вид машины был вынужденной мерой со стороны инженеров команды. Предыдущий чемпионат со всей очевидностью продемонстрировал преимущества граунд-эффекта, однако в Ferrari не могли просто скопировать это решение. Машины Lotus имели достаточно узкий кокпит, по бокам которого и размещались специальные понтоны с профилированным днищем и аэродинамическими «юбками». Однако сделать столь же узким кокпит Ferrari было невозможно – мешал широкий оппозитный двигатель.
Чтобы как-то компенсировать это, конструкторам Скудерии пришлось увеличивать длину понтонов, а их формы стали «рублеными». «Юбки» на машине тоже появились, но достичь полноценного граунд-эффекта конструкторам так и не удалось. Тем не менее, мощный двигатель, универсальная подвеска, а также очень эффективные радиальные шины Michelin позволили Ferrari сильно выглядеть на трассах всех типов и одержать победу в обоих зачётах чемпионата.
Обладателем титула стал южноафриканец Джоди Шектер. Он сменил в Скудерии Карлоса Рейтемана, который перешёл в Lotus, заняв место погибшего в конце 1978 года Ронни Петерсона. Главным конкурентом Шектера в борьбе за титул был его собственный напарник, Жиль Вильнёв. Они одержали одинаковое количество побед, но южноафриканец был куда стабильнее. Как позже признавался Шектер, гонщикам Ferrari запрещалось бороться друг с другом на трассе, и хотя в Монце, где победа Джоди гарантировала ему титул, канадец имел возможность атаковать, но этого не сделал.
Интересно, что по ходу 1979 года в Ferrari испытывали машину с полуавтоматической коробкой передач (правда, используя для этого модель 312 T3), на которой переключение передач происходило при помощи кнопок на руле. На тестах новинка неплохо показала себя как с точки зрения времени на круге, так и в плане надёжности, однако не понравилась Жилю Вильнёву и была надолго забыта. В результате такое решение появилось в Формуле 1 лишь 10 лет спустя на Ferrari 1989 года.
Ferrari 312 T4
В конце 1950-х Энцо Феррари пришлось сдаться в вопросе заднемоторной компоновки, в 1973 году его команда скопировала у англичан кузов типа монокок, а в 1979-м Скудерия была вынуждена капитулировать перед техническим превосходством Lotus, годом ранее представившей машину с граунд-эффектом, так называемую wing-car, т.е. «автомобиль-крыло».
Модель 312 T4, первая Ferrari нового типа, доминировала в 1979 году, хотя концепция wing-car была реализована лишь наполовину. Широкий оппозитный двигатель типа boxer, которым машины Ferrari оснащались с 1970 года, мешал размещению по бокам шасси специальных каналов, которые, наряду с «юбками», должны были генерировать прижимную силу. Впрочем, машине это ничуть не помешало. В этот переходный период Ferrari по-прежнему удаётся оставаться лидером, благодаря двигателю, мощность которого достигла 515 л.с. при 12300 об/мин, и отличным радиальным шинам Michelin.
Истинный секрет преимущества 312 T4, однако, вновь кроется в образцовой надёжности машин из Маранелло. Хотя в начале сезона Ligier технически превосходит Скудерию, а, начиная с Гран При Бельгии, самыми быстрыми становятся машины Williams, Кубок конструкторов завоёвывает Ferrari, а победа в личном зачёте достаётся Джоди Шектеру, опередившему своего напарника, Жиля Вильнёва.
Результаты выступлений Ferrari 312 T4 в гонках Формулы 1
Модель Ferrari 312 T4 использовалась в 1979 году, начиная с южноафриканского Гран При, который был третьим этапом сезона. Уже в своей первой гонке она обеспечила пилотам Скудерии победный дубль, и в следующем Гран При ситуация повторилась. Победителем оба раза был Вильнёв. Этот успех, однако, стал следствием сходов конкурентов – в первую очередь, лидировавшего в чемпионате Жака Лаффита, выступавшего за Ligier.
Вскоре две победы подряд удалось одержать и Шектеру, но и это объяснялось, прежде всего, техническими проблемами соперников. Во второй половине чемпионата пилоту Williams Алану Джонсу удалось выиграть четыре гонки, причем, три подряд, но так как в большинстве других он сошёл, то не смог опередить гонщиков Скудерии.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1979 | 13 | 26 | 2 | 6 | 1 |