Эволюция Ferrari: 158 F1, 1964-1965

Ferrari 158 F1

К концу 1963 года становится известно, что в 1966-м технический регламент чемпионата вновь изменится – на смену полуторалитровым моторам придут трёхлитровые. Тем не менее, главный конструктор Скудерии Маури Форгьери решается на создание сразу двух новых моторов – восьми- и 12-цилиндрового.

Новая машина с двигателем V8 получает название Ferrari 158 F1. Первоначально мотор имел объём 1487 куб.см, и на него устанавливались четыре карбюратора Weber. Его мощность при этом составила 190 л.с. при 10700 об/мин. Однако вскоре, чтобы поднять обороты, ход поршня был уменьшен, а диаметр цилиндров – увеличен. Кроме того, двигатель получил прямой впрыск Bosch. Всё это позволило поднять мощность на 20 л.с.

Шасси в основном конструктивно повторяло Ferrari 156 F1, но были и отличия. Так, для лучшей развесовки подвеска была смонтирована внутри корпуса, а задние тормоза совмещены с дифференциалом. Кроме того, машина получила новые 15-дюймовые пятиспицевые диски из магниевого сплава.

Джон Сёртиз на Ferrari 158 F1 участвует в Гран При США 1964 года

В течение года на постоянной основе за Ferrari выступали только двое пилотов – Джон Сёртиз и Лоренцо Бандини. Сёртиз получил новое шасси с первого Гран При, а Бандини начал сезон на старой 156 F1 и несколько раз потом выступал на ней в гонках.

Интересно, что две последние гонки сезона Скудерия провела на машинах, выкрашенных в сине-белые цвета, так как команда была заявлена под названием North American Racing Team (NART). Таким образом Энцо Феррари выразил свой протест против действий итальянских властей, отказавшихся лицензировать спорткар Ferrari 250 LM со среднемоторным расположением двигателя. Стоит, однако, заметить, что NART был американским дилером Ferrari, а два последних этапа проходили в США и Мексике.

Ferrari 158 F1

В 1964 году Ferrari прерывает доминирование английских команд, и титул чемпиона мира отправляется в Маранелло. Им удалось это сделать благодаря Джону Сёртизу, единственному пилоту, который смог стать чемпионом мира и на двух, и на четырёх колёсах, а также 158 F1 – ещё одной вехи в технической эволюции Ferrari. Впервые в своей истории Скудерия отказалась от классического рамного шасси, сделав выбор в пользу новой концепции несущей конструкции, заимствованой из авиации.

По сравнению с Lotus, выигравшей титул в 1963 году, эта конструкция представляла собой не «монокок», а «полумонокок»: решётчатую структуру из стальных труб с привареными к ней алюминиевыми панелями, благодаря которым жёсткость шасси выросла. Как и на английских машинах, топливные баки располагались по бокам и в передней части кресла пилота, что позволило конструкторам Ferrari добиться классической аэродинамичной сигарообразной формы машины, с укороченной передней частью и расположением пилота полулёжа.

Что касается двигателя, то первая версия машины, которая дебютировала в Монце, была по-прежнему оснащена 6-цилиндровым мотором 156 F1, но в 1964 году ему на смену пришёл новый 1489-кубовый двигатель с системой прямого впрыска от компании Bosch, мощность которого достигает 210 л.с. при 11000 об/мин. Джон Сёртиз, как уже упоминалось, становится чемпионом мира, а Ferrari, завоевав победы в Германии, Австрии и Монце, выигрывает Кубок конструкторов.

Результаты выступлений Ferrari 158 F1 в гонках Формулы 1

Джон Сёртиз выиграл титул в 1964 году, однако итог мог быть и совсем другим. Начало сезона не предвещало Ferrari особых успехов – в пяти первых гонках по одной победе одержали пилоты BRM и Brabham, Грэм Хилл и Дэн Гёрни, а ещё три гонки выиграл действующий чемпион Джим Кларк на Lotus. Сёртиз же лишь два раза смог добраться до финиша – правда, оба раза на подиуме.

Однако во второй половине чемпионата картина кардинально изменилась. Ferrari удалось решить проблемы с надёжностью, тогда как Кларка, напротив, преследовала одна техническая проблема за другой. Сёртиз одержал две победы, сумев сократить отрыв от пилотов британских команд. Перед финальным этапом в Мексике лидировал Хилл, однако в гонке его выбил с трассы Бандини, а перед финишем итальянец пропустил Сёртиза на второе место, что обеспечило тому титул.

В 1965-м в Ferrari по-прежнему использовали сразу две модели, но теперь предпочтение отдавалось 12-цилиндровой машине, а к концу сезона за руль 158 F1 садились только приглашённые пилоты.

Год Гран При Стартов Поулов Побед Лучший результат
1964 10 14 2 2 1
1965 10 9 0 0 2


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё