Гонка #313: 8 октября 1978 года. Гран При Канады. Монреаль |
|
Поул | Жан-Пьер Жарье (Lotus 79) – 1:38,015 (165,281 км/ч) |
Лучший круг | Алан Джонс (Williams FW06) – 1:38,072 (165,185 км/ч) |
Победитель | Жиль Вильнёв (Ferrari 312T3) – 1:57,49,196 (160,414 км/ч) |
Гран При Канады 1978 года был последним этапом чемпионата мира и никакого значения в борьбе за титул не имел. Ещё за два этапа до этого победу в чемпионате гарантировал себе Марио Андретти. Это произошло после того, как главный конкурент и напарник Андретти по команде Lotus, Ронни Петерсон, погиб на Гран При Италии. А ещё до старта гонки в Монце Петерсон был единственным, кто ещё имел шансы опередить Андретти.
Гибель Петерсона стала сильнейшим ударом для его друга и соотечественника, гонщика Гуннара Нильсона, безуспешно боровшегося с раком. К гонке в Канаде в паддоке ходили тревожные слухи о его состоянии, участники чемпионата даже начали сбор средств на его лечение. К сожалению, Нильсона это не спасёт – спустя две недели он скончался. В течение всего одного года Швеция потеряла двух своих сильнейших гонщиков, каждый из которых считался потенциальным чемпионом мира.
В 1978-м Гран При Канады проходил на новой трассе в Монреале, построенной на рукотворном острове Нотр-Дам в фарватере реки Святого Лаврентия. Тогда она так и называлась – «Трасса острова Нотр-Дам». Перенос сюда национального канадского этапа состоялся в связи с тем, что автодромы в Моспорте и Мон-Тремблане категорически не удовлетворяли требованиям безопасности. Больше Формула 1 туда не возвращалась.
Конечно, повышенный интерес канадцев к Формуле 1 был, в том числе, и следствием появления сильного канадского гонщика – Жиля Вильнёва. Перед началом уик-энда новый чемпион Андретти весьма скептически отзывался о трассе, утверждая, что к приёму гонок уровня Формулы 1 она не готова, и появилась в календаре только потому, что Вильнёв родился близ Монреаля. Уже по ходу Гран При, объясняя свои слова местной прессе, Марио заявил, что к организаторам этапа у него претензий нет – но есть к организаторам чемпионата, которые подтвердили готовность автодрома.
В составах команд изменений почти не произошло. Лишь в Brabham объявили, что выставят на старт третью машину, за руль которой сядет бразилец Нельсон Пике. Но тогда никто не обратил на это внимания – ведь Пике почти не был известен, за его спиной было лишь несколько неудачных гонок за Ensign и BS Fabrications на старых шасси.
Кроме того, вернулся за руль Arrows A1 Риккардо Патрезе. Он пропускал предыдущий этап в США по требованию ассоциации гонщиков GPDA – едва ли не единственный подобный случай в истории. Пилоты, в особенности Джеймс Хант, считали именно Патрезе виновником массовой аварии на старте Гран При Италии, вследствие которой и погиб Петерсон. Хант обвинял в этом Патрезе вплоть до самой смерти. Патрезе же всегда отрицал свою вину.
Трасса в Монреале была совершенно новой и не знакомой пилотам, но её изучение оказалось затруднено дождём. Лишь в заключительной субботней сессии погода, наконец, наладилась, и гонщики начали атаковать в полную силу. Поул завоевал Жан-Пьер Жарье, сменивший в Lotus Петерсона.
Однако ещё большим сюрпризом стало то, что Джоди Шектер на Wolf уступил ему всего 0,011 секунды. Учитывая, что команда выступала под канадским флагом, результат южноафриканца очень порадовал болельщиков. Но настоящее ликование вызвало у них третье время Жиля Вильнёва. Причём его напарник по Ferrari, Карлос Ройтеман, оказался только 11-м.
Четвёртое время показал Джон Уотсон на Brabham, пятое пилот Williams Алан Джонс, шестое Эмерсон Фиттипальди. Ещё один гонщик Brabham, Ники Лауда, был седьмым, в то время как Пике в своей первой квалификации за эту команду показал 14-й результат. Марио Андретти оказался только девятым, позади Ханса-Йоахима Штука – для гонщика Shadow это был один из лучших результатов в сезоне.
Во время дождевых сессий очевидное преимущество имели клиенты Michelin, но, к облегчению представителей лагеря Goodyear, в воскресенье в Монреале было сухо. Официальный старт прогревочному кругу дал премьер-министр Канады Пьер Трюдо, а спустя минуту гонка Формулы 1 в Монреале впервые стартовала.
В первом повороте Жарье удержал лидерство, отбив атаку Шектера. Джоди при этом потерял темп и пропустил блестяще стартовавшего Джонса. Вильнёв оказался четвёртым, впереди Уотсона и Андретти, который также смог отыграть целый ряд позиций. Произошло это в том числе благодаря тому, что Штук столкнулся с Фиттипальди, после чего гонка для Эмерсона закончилась немедленно, а для Ханса-Йоахима – в боксах.
Пятый круг стал кошмаром для Brabham – Лауда сошёл из-за проблем с тормозами, а в Уотсона врезался Андретти. Оба врезались в барьер, но так как оказались в опасном месте, маршалы вытолкнули их обратно на трассу, после чего гонщики поехали в боксы для ремонта. Уотсон вскоре выехал, но лишь для того, чтобы сойти из-за последствий аварии три круга спустя. Андретти в итоге добрался до финиша, но потерял в боксах круг, так что на высокие места не претендовал.
Тем временем Жарье продолжал уверенно лидировать, всё дальше и дальше отрываясь от Джонса. Австралиец страдал от слишком низкого давления шин и после 17-го круга начал одного за другим пропускать оппонентов. Его опередили Шектер, Вильнёв, Ройтеман, Патрезе, и только на 32-м круге Алан, наконец, отправился в боксы за новыми шинами. Вернулся на трассу он лишь 12-м.
Шектер прилагал максимум усилий, чтобы догнать убежавшего вперёд Жарье, но ещё быстрее позади него, подгоняемый многочисленными болельщиками, ехал Вильнёв. На 25-м круге Жиль расправился с гонщиком Wolf и бросился в погоню за Lotus лидера. Однако чуда не произошло – Жарье на Lotus ехал быстрее и продолжал увеличивать свой отрыв. На 28-м круге он составлял 24 секунды, на 35-м 28 секунд, на 42-м – 30 секунд.
В общем-то, и второе место на родном Гран При было бы огромным достижением для канадца, но судьбе было угодно распорядиться иначе. К 45-му кругу темп Жарье начал падать, а на 50-м он резко замедлился – возникла утечка масла. Француз вернулся в боксы, но механикам остаётся лишь развести руками – масло попало на тормозные диски и «склеило» их. Жарье потерял верную победу.
Сочувствия от местных трибун, впрочем, он не дождался. Болельщики ликовали – канадец Жиль Вильнёв уверенно лидировал в Гран При, опережая Джоди Шектера на канадской машине Wolf! Конечно, их тоже могли подстерегать неудачи, но обошлось – последние 20 кругов изменений в расстановке сил практически не было.
Жиль Вильнёв одержал свою первую победу в Формуле 1 и сделал это на домашнем Гран При Канады, в своём родном Монреале. Его напарник, Карлос Ройтеман, финишировал третьим и тем самым ещё больше оттенил успех канадца. Тем более, что для аргентинца это последняя гонка за Ferrari – он переходит в Lotus. Кроме того, это третье место означало, что вице-чемпионом всё же станет Петерсон – посмертно.
Четвёртое место завоевал Патрезе на Arrows, а вот его главный критик, Джеймс Хант, сошёл за 20 кругов до финиша из-за аварии. Хант также проводил последнюю гонку за свою команду, McLaren – в следующем сезоне он будет выступать за Wolf. Пятым финишировал Патрик Депайе на Tyrrell, а шестым – Дерек Дели. Ирландец завоевал первое в карьере очко, и единственное для своей команды в том сезоне.
После финиша на трассе и во время подиумной церемонии творилось что-то невероятное. Зрители ликовали и скандировали имя Жиля, его обнимала, даже не пытаясь сдержать слёзы, жена Жоанн. Гонщика Ferrari поздравили премьер-министр Трюдо и мэр Монреаля Жан Драпо, явно очень довольные таким исходом. Сам Жиль выглядел удовлетворённым и уставшим. Эта победа отняла у него много сил, но подарила ещё больше надежд на будущее.