Гонка #412 21 июля 1985 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун |
|
Поул | Кеке Росберг (Williams FW10) – 1:05,591 (259,005 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (McLaren MP4/2B) – 1:09,886 (243,087 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren MP4/2B) – 1:18,10,436 (235,425 км/ч) |
Скорость – неотъемлемая часть Формулы 1. Но когда её становится слишком много, она превращается в проблему. Турбомоторы в этом плане позволили сделать большой шаг вперёд – настолько большой, что в FIA забеспокоились. Безудержный рост скорости угрожал безопасности, ведь шансы выжить в аварии на скоростях под 300 км/ч в машине тех времён были не так уж велики.
Тревогу президент FISA Жан-Мари Балестр забил после Гран При Франции, где в одном и том же месте, в повороте Signes, расположенном после длинной, 1,8-километровой прямой Mistral, попали в опаснейшие аварии Найджел Мэнселл и Айртон Сенна. Авария Мэнселла произошла в квалификации, после чего британцу пришлось пропустить гонку. Сенна вылетел с трассы уже в гонке, отделавшись ушибами.
Следующим этапом чемпионата после французского был Гран При Великобритании. Он проходил в Сильверстоуне – на самом скоростном автодроме в календаре. Сегодня это может показаться странным, но тогда Сильверстоун был даже быстрее Монцы, ведь там уже построили шиканы, а в Сильверстоуне – нет, так что гонщики почти не касались педали тормоза весь круг.
После квалификации опасения только усилились – завоевавший поул Кеке Росберг на Williams проехал круг со средней скоростью 259 км/ч! Это был абсолютный рекорд в истории Формулы 1. В предыдущий раз чемпионат приезжал в Сильверстоун в 1983 году, и результат того поула, завоёванного Рене Арну, Росберг превзошёл на четыре секунды.
Конечно, подобное было возможно только благодаря тому, что квалификационные настройки двигателей разительно отличались от гоночных. В этом была особенность наддувных моторов: в квалификациях команды поднимали давление впуска в несколько раз, благодаря чему мощность моторов в некоторых случаях возрастала до 1000 л.с.
Долго в таком режиме мотор выдержать не мог, так что перед гонкой давление наддува и мощность двигателя снижались. К тому же расход топлива в этом случае оказался бы слишком высоким, так что запаса бензина не хватило бы и на половину дистанции.
Но даже оставшегося наддува хватало, чтобы моторы развивали самую высокую мощность в истории. Чтобы усмирить их, Балестр хотел уменьшить объём двигателей до 1200 кубических сантиметров. Однако эта мера не имела практически никаких шансов на воплощение, так как не было ни одной команды или производителя, который бы её поддержал.
Тем временем борьбу за титул в чемпионате вели три гонщика из трёх команд. Лидировал пилот Ferrari Микеле Альборето, на его счету было 31 очко. Впервые за последние годы пилот Ferrari имел более чем реальные шансы на титул. Второе место делили Ален Прост на McLaren-Porsche и Элио де Анжелис на Lotus-Renault, у обоих было по 26 очков. При этом единственную победу де Анжелис одержал в Сан-Марино, после дисквалификации финишировавшего первым Проста. Зато итальянец зарабатывал очки во всех гонках, а подобная стабильность в те годы была большой редкостью.
Машины McLaren в квалификации традиционно были не столь быстры – в Porsche предпочитали не слишком усердствовать с наддувом. Тем не менее, Прост показал третье время, уступив, помимо Росберга, ещё только Нельсону Пике на Brabham-BMW. Выигравший уже четыре квалификации в этом году Айртон Сенна на этот раз оказался только четвёртым. Найджел Мэнселл вернулся в строй и показал пятое время, проиграв напарнику секунду.
Другие претенденты на титул были не столь быстры. Альборето оказался шестым – мотору Ferrari явно не хватало мощности, и этот факт очень раздражал 87-летнего Энцо Феррари. Впрочем, возможно, ещё больше машины Скудерии теряли из-за нехватки сцепления с трассой. Элио де Анжелис оказался восьмым, проиграв поулу почти две секунды. Виной тому были неполадки моторов Renault, отчасти помешавшие и Сенне.
На предыдущем Гран При команда Tyrrell, наконец, установила на свою машину турбомотор – правда, пока только на одну. Теперь почти все машины в пелотоне выступали с наддувными двигателями. Единственное исключение – вторая машина Tyrrell. На ней Штефан Беллоф не имел никаких шансов показать достойное время, уступив поулу 11 секунд! Впрочем, стартовый лист содержал всего 26 заявок, так что на старт немец всё равно вышел.
По ходу свободных заездов и квалификаций то и дело шёл дождь, но в воскресенье в Сильверстоуне было сухо, хотя и пасмурно. Незадолго до старта на асфальт упали несколько капель дождя, но на этом дело и кончилось. На warm-up де Анжелис столкнулся с Пьерлуиджи Мартини и вынужден был стартовать на запасном шасси. Так же, как и Росберг – из-за проблем с двигателем.
На старте события развивались довольно неожиданно – Сенна буквально выстрелил со своей четвёртой позиции, захватив лидерство! Росберг остался вторым, Прост третьим, а Пике пропустил ещё и Мэнселла. Найджел на этом, впрочем, не остановился и уже к концу круга опередил Проста!
Сразу для трёх гонщиков гонка закончилась на первом круге. На старте Тамбэ перестарался, вылетел с трассы и врезался в Ferrari Йохансона. Отлетевшее от Renault колесо напугало Филиппа Альо, который врезался в Osella Гинзани. Из них движение смог продолжить только Йохансон, но только для того, чтобы добраться до боксов, где выяснилось, что у него пробит радиатор.
Прост попробовал вернуть себе позицию на втором круге, но поскользнулся на масле из мотора Стефана Йохансона. Ален смог восстановить контроль над машиной, но пропустил де Чезариса, опустившись на пятое место. Де Анжелис обогнал Альборето и поднялся на седьмое. Битва претендентов на титул обещала быть жаркой.
Де Чезарис продолжал удивлять и на пятом круге опередил Мэнселла. Итальянец вышел на третье место, впереди была только пара лидеров – правда, уже довольно далеко. Росберг несколько раз пытался опередить Сенну, но безуспешно. Начал отыгрываться и Прост, тоже обогнавший Мэнселла.
Постепенно Сенна оторвался от Росберга – финн снял ногу с педали газа, чтобы сохранить шины. Это, впрочем, его не спасло – через несколько кругов выяснилось, что на его Williams треснул патрубок системы выхлопа, и мотор начал терять мощность. На 16-м круге он пропустил Проста, а на 22-м сошёл. Вторая Williams к этому моменту уже тоже была вне игры – на машине Мэнселла отказало сцепление.
На третье место вышел Лауда. На старте, избегая аварии, Ники откатился в конец пелотона, но стремительно прорывался наверх – за 20 кругов он отыграл 16 позиций! Правда, он был довольно далеко, а вот Прост быстро догонял Сенну. К 30-му кругу он сократил отставание до двух секунд, после чего отрыв стабилизировался – то увеличиваясь, то снова сокращаясь в зависимости от того, кто быстрее справился с круговыми.
Погоня продолжалась целых 30 кругов, в течение которых в группе лидеров решительно ничего не происходило. Однако развязка гонки на последних кругах получилась неожиданно бурной. На 57-м круге двигатель на Lotus Сенны дал сбой, и Прост вышел вперёд. В этот же момент отказала электроника на McLaren Лауды. Ники замедлился как раз в тот момент, когда Прост и Сенна догнали его на круг.
Прост замешкался, увидев медленную машину напарника, Сенна тут же воспользовался этим и снова вышел вперёд! Однако ненадолго – мотор зачихал и француз вновь оказался впереди. А спустя ещё круг Айртон остановился перед боксами с пустым баком. Как выяснилось позже, испорченный датчик выдавал бразильцу неправильную информацию о количестве топлива.
Всё это означало, что у Проста попросту нет конкурентов – поднявшийся благодаря сходам соперников на второе место Альборето проигрывал ему целый круг. Третьим ехал Лаффит, незадолго до этого обогнавший на трассе Пике. Финиш, однако, получился скомканным – по ошибке дирекция гонки дала отмашку клетчатым флагом на круг раньше, чем было нужно.
Прост всё же проехал ещё один круг, но в итоге всё же было принято решение засчитать результаты по 65-му кругу, а не по 66-му, как изначально планировалось. Это очень разозлило Нельсона Пике, так как на середине последнего круга у Лаффита закончилось топливо, и он остановился. Если бы гонка продолжалась положенную дистанцию, Пике поднялся бы на подиум. А так на нём оказались лишь двое – Лаффит не успел добраться до боксов!
Победа позволила Просту сократить отставание от Альборето, но финишировав вторым, итальянец минимизировал свои потери. Что касается де Анжелиса, то он впервые в сезоне не был классифицирован – хотя в действительности и добрался до финиша, потеряв в боксах 28 кругов! Так или иначе, очков он не заработал, так же как и Росберг с Йохансоном, так что в чемпионате определились два явных претендента на титул.
Финишировавший пятым Уорик тоже остановился из-за нехватки топлива, но он в любом случае опережал ехавшего шестым Зурера на круг. Дерек оказался единственным англичанином, заработавшим очки на Гран При Великобритании – Мартин Брандл финишировал седьмым. После финиша Уорик не скрывал своей иронии относительно происходящего – пилотам на протяжении большей части дистанции приходилось приподнимать ногу с педали газа, чтобы просто добраться до финиша.
«Хорошая гонка, не так ли? – сказал Уорик. – Но изнутри она выглядела куда менее приятно. Жаль, что мы вынуждены приподнимать ногу с педали газа, чтобы сэкономить топливо. Нужно найти быстрое и эффективное решение. Федерации нужно решить эту проблему! Гонки выглядят не так, как должны. Мы вынуждены в Формуле 1 выступать так, словно едем в "24 часах Ле-Мана"...»