Гонка #444 26 июля 1987 года. Гран При Германии. Хоккенхайм |
|
Поул | Найджел Мэнселл (Williams FW11B) – 1:42,616 (238,454 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams FW11B) – 1:44,716 (231,462 км/ч) |
Победитель | Нельсон Пике (Williams FW11B) – 1:21,25,091 (220,394 км/ч) |
В 1987-м в чемпионате продолжала доминировать «большая четвёрка». Гран При Германии завершал первую половину сезона, к этому моменту в личном зачёте лидировал Айртон Сенна, но гонщики Williams, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, уступали ему всего одно очко! Ещё недавно возглавлявший чемпионат Ален Прост был только четвёртым, но фактически уступал Сенне всего пять очков. И при этом опережал обладателя пятого места, своего напарника Стефана Йохансона, вдвое.
Интересно, что перед Гран При в Хоккенхайме проводились тесты, в которых участвовали несколько команд. Во время испытаний на машине Айртона Сенны на скорости свыше 300 км/ч взорвалась задняя шина, что привело к очень опасному вылету с трассы и настолько сильному удару, что многие элементы шасси так и не были найдены – они улетели куда-то в лес.
Расследование показало, что причиной разрушения шины стал медленный прокол, полученный на предыдущем круге. Однако активная подвеска, установленная на Lotus, компенсировала изменение клиренса, и до самого взрыва Айртон просто не замечал, что с машиной что-то не так. Это заставило многих задуматься о безопасности активной подвески, а вскоре FIA даже заговорила о возможном запрете системы.
К середине сезона в McLaren окончательно убедились, что продолжать отношения с Porsche нет смысла – немецкие моторы были очень дороги и при этом заметно уступали Honda в мощности и надёжности. В Уокинге активно искали нового партнёра, а за несколько дней до Гран При Германии объявили о продлении контракта с Простом. Ален подчеркнул, что остался в команде только потому, что был уверен «в первоклассном моторе». Как отметил французский журналист Жозе Росински, при этом он так широко улыбался, что стало совершенно очевидно – этим мотором будет Honda.
В Honda не собирались распылять свои усилия на три команды – кто-то из её текущих клиентов должен был японские моторы потерять. И было ясно, кто – это Lotus. Более того – в McLaren планировали увести из этой команды не только моторы, но и гонщика – Рон Деннис активно вёл переговоры с Сенной. А на случай, если договориться не удастся, был налажен контакт и с Пике, который был недоволен своим контрактом в Williams.
Недопонимание между Фрэнком Уильямсом и Нельсоном Пике имело под собой веские основания. Пике был двукратным чемпионом мира и одним из главных претендентов на титул, играл важную роль в прогрессе команды, но при этом вынужден был бороться не только с гонщиками других команд, но и со своим напарником, который в чемпионатах никогда не побеждал. Потому бразилец требовал себе статус первого пилота и повышение зарплаты.
Уильямс придерживался прямо противоположной позиции и хотел даже уменьшить зарплату Нельсона. Да, Пике двукратный чемпион, но это давно в прошлом. Мэнселл же молод и очень быстр, а в предыдущем сезоне едва не выиграл чемпионат. Кроме того, хотя на счету обоих пилотов было одинаковое количество очков, на счету Пике по-прежнему не было ни одной победы. Тогда как Мэнселл выиграл уже три гонки, в том числе две предыдущие. Наконец, у Найджела было уже пять поулов, а у Нельсона – один. Почему в Williams должны делать ставку на Пике?
В пятницу Мэнселл подбросил дров в этот костёр, показав лучшее время. В субботу в Хоккенхайме весь день шёл дождь, так что времена никто не улучшил, и Биг Найдж заработал шестой поул в сезоне. Сенна, правда, уступил ему всего четверть секунды, но по двум предыдущим гонкам, тоже проходившим на скоростных трассах, Айртон знал, что в Хоккенхайме его шансы на успех невелики.
Два других претендента на титул тоже были рядом – Прост третьим, Пике четвёртым (хотя Нельсон уступил напарнику целую секунду). «Лучшим из остальных» стал Микеле Альборето на Ferrari. Он же был последним из тех, кто проиграл Мэнселлу менее двух секунд – преимущество «большой четвёрки» было просто колоссальным. Впрочем, все гонщики с атмосферными двигателями уступили поулу минимум 10 секунд.
В воскресенье в Хоккенхайме было сухо и жарко. Во время warm-up лучшее время показал Прост, подтвердив, что в гоночных условиях машина McLaren одна из самых быстрых, особенно с обновлённым двигателем Porsche – немцы очень хотели одержать победу в домашнем Гран При. А вот мотор Honda на машине Сенны работал с перебоями, так что бразилец решил пересесть на запасное шасси.
На старте Мэнселл сразу же пропустил Сенну и Проста, но ещё до конца первого круга смог опередить Алена, а в начале следующего вернул себе лидерство. Темп Сенны оставлял желать лучшего, сразу вслед за Мэнселлом его обогнал и Прост, а затем Пике. Ехавший пятым Альборето был больше занят борьбой с преследовавшим его Тьерри Бутсеном на Benetton.
Прост быстро догнал и начал атаковать Мэнселла. Впервые за долгое время машина McLaren выглядела сильнее Williams, и на восьмом круге Алену удалось выйти вперёд. Создать отрыв, однако, не получилось – Найджел уверенно держался в секунде от лидера. Пике и Сенна отставали всё дальше. Два бразильца ехали рядом, но не атаковали друг друга и при этом постепенно отрывались от Бутсена – Альборето уже на десятом круге сошёл из-за поломки турбины.
Сходов было много, практически все они так или иначе были связаны с двигателями. Сверхскоростная трасса в Хоккенхайме предъявляла к моторам очень высокие требования, и к 32-му кругу в гонке осталось всего 10 машин! В числе сошедших и Найджел Мэнселл – мотор на его Williams просто взорвался.
После схода главного конкурента Просту оставалось добраться до финиша – Пике проигрывал ему почти 40 секунд. Сенна и вовсе уступал целый круг – ему пришлось во второй раз посетить боксы для проверки датчиков турбины, но механики ничего не нашли и выпустили его обратно на трассу.
Ален немного сбросил скорость, Пике начал быстро к нему приближаться, но отрыв был настолько велик, что позициям француза ничего не угрожало. Однако всего за пять кругов до финиша McLaren Проста остановилась – отказал генератор! Проблема возникла из-за ослабшего ремня – практически то же самое, что случилось с ним в Имоле…
Совершенно неожиданно лидером гонки стал Пике, а спустя пять кругов бразилец одержал свою первую победу в сезоне. На самом последнем круге начала сдуваться правая передняя шина ехавшего вторым Стефана Йохансона. Швед смог сохранить контроль над McLaren, и хотя перед финишной прямой шину окончательно разорвало, Стефан на трёх колёсах смог финишировать вторым. На Lotus Сенны ближе к финишу отказала ещё и активная подвеска, но он оказался третьим, пусть и проиграв Пике круг.
Победа позволила Пике выйти на первое место в чемпионате. Нельсон отлично понимал, что его успех – следствие удачного стечения обстоятельств, но вернувшись в паддок заявил, что видит определённую закономерность. «В этом году мне уже достаточно не везло, например в Поль-Рикар или в Сильверстоуне, – заявил Пике, – так что я оценил этот подарок».
Удивительно, но ещё три места в первой шестёрке заняли машины с атмосферными двигателями – Tyrrell Филиппа Стрейффа и Джонатана Палмера, а также Lola Филиппа Альо, единственного пилота Larrousse. С точки зрения скорости на такой скоростной трассе, как Хоккенхайм, у них, конечно, не было никаких шансов против турбомоторов, но свою роль сыграла лучшая надёжность «атмосферников». Обгонять их было просто некому – седьмым был классифицирован сошедший Прост.
Для Larrousse это были первые очки в сезоне, а значит, теперь команда получит финансовую компенсацию за перелёты от FOCA. Спустя несколько дней Альо праздновал это событие в кругу друзей и старших товарищей, в том числе Патрика Тамбэ и раллийного гонщика Жана Раньотти.
В конце предыдущего года Тамбэ завершил карьеру в Формуле 1 и искал для себя новое применение. Он попытался уговорить Альо принять участие в ралли-рейде «Париж-Дакар» – это соревнование очень привлекало Патрика. Но Филипп отказался. «Выступления с атмосферными двигателями полны сюрпризов, – сказал он. – Никто не ожидал, что мы заработаем очки в Хоккенхайме! Так что я знаю, что должен делать – продолжать».