Канада'79: Первым делом самолёты

Ники Лауда и Берни Экклстоун, 1979 год
Гонка #327 30 сентября 1979 года. Гран При Канады. Монреаль
Поул Алан Джонс (Williams FW07 – 1:29,892 (176,612 км/ч)
Лучший круг Алан Джонс (Williams FW07 – 1:31,272 (173,942 км/ч)
Победитель Алан Джонс (Williams FW07) – 1:52:06,892 (169,926 км/ч)

Сезон 1979 года завершался красиво – двойной победой Ferrari на своей домашней трассе в Монце, которая принесла им титулы и в личном зачёте, и в Кубке конструкторов, но после этого командам пришлось провести ещё две гонки, причём выездные – в Канаде и США.

Нередко можно встретить утверждения, что в Монреале судьба титула ещё не была определена, хотя единственным соперником Джоди Шектера был его напарник Жиль Вильнёв. В действительности это не так, а ошибка – следствие сложной и непрозрачной системы подсчёта очков. После Гран При Италии у Вильнёва было 38 очков, и из-за ограничений на число результативных финишей во второй половине сезона, в двух оставшихся гонках он мог заработать ещё максимум 12, то есть сумма очков достигла бы 50-ти. На счету Шектера уже после Монцы было 51 очко.

Можно было начинать готовиться к следующему сезону, некоторые команды так и поступили. Промучавшись почти весь сезон с мощным, но тяжёлым и капризным 12-цилиндровым двигателем Alfa Romeo, Берни Экклстоун решил досрочно прервать сотрудничество с итальянцами и вернуться к проверенному Cosworth V8. Для чего Гордону Марри пришлось в срочном порядке, всего за шесть недель, создать новое шасси Brabham BT49. Дебютировать оно должно было в Канаде.

В пятницу Лауда сел за руль новой машины, проехал несколько кругов, вернулся в боксы и отправился беседовать с Экклстоуном. Результат этого разговора потряс паддок – Ники объявил об уходе из Формулы 1. Причём, не по окончании сезона, и даже не после гонки, а немедленно! Не помешало даже то, что буквально парой недель раньше Лауда согласовал с Экклстоуном новый контракт, который должен был принести ему умопомрачительные по тем временам $2 млн.

Причиной была вовсе не машина – она как раз оказалась неплохой. Но Ники потерял интерес к гонкам и был больше занят делами основанной годом ранее авиакомпании. Впрочем, немудрено – в 13-ти гонках сезона австриец заработал очки лишь дважды, а во всех остальных сошёл с дистанции. К тому же, на пятки ему наступал молодой Нельсон Пике. Лауда всё ещё способен был его опережать, но устал от бесконечных сходов, интриг и проблем. «Люди делают из этого целую историю, но почему я не могу, как обычный человек, почувствовать усталость и захотеть заниматься чем-то другим?» – удивлялся, общаясь с прессой, Лауда.

Норберт Хауг (тогда - журналист Auto Motor und Sport) и Ники Лауда

Его старый друг и соперник Джеймс Хант тоже неожиданно покинул чемпионат по ходу сезона, и по удивительному совпадению дебютировал в Канаде в качестве комментатора. Джеймс поддержал Ники: «Я думаю, что он прав. Если кто-то начинает думать об опасности того или иного поворота и начинает тормозить там, где другие продолжают атаковать, значит, пришло время остановиться». Уже во второй половине дня Ники вёл переговоры в Лос-Анджелесе о покупке нового самолёта Learjet.

Решение Лауды поставило перед Экклстоуном новую задачу – срочно искать замену. По легенде, сообщение о поиске гонщика было передано по громкой связи на автодроме, и на него откликнулся случайно оказавшийся на трассе аргентинец Рикардо Сунино, выступавший в британской Формуле 1 и европейской Формуле 2.

Многие, впрочем, полагают, что Экклстоун держал в голове подобное развитие событий и подстраховался заранее – ведь всего двумя годами ранее Лауда уходил из Ferrari до окончания сезона, причём тоже перед канадским этапом. В этом случае Сунино фактически выступал в качестве резервного пилота и приехал в Монреаль не случайно. Это, во всяком случае, объяснило бы, что аргентинец делал на канадской трассе в промежутке между двумя британскими гонками, в которых должен был участвовать.

Правда, у Сунино не было с собой ни шлема, ни комбинезона – и то, и другое он одолжил у Лауды. Аммуниция Ники пришлась ему впору, и всю пятницу Сунино своим видом очень смущал паддок... Стоит заметить, что выбор пилота был далеко не худшим – в британской Ф1 30-летний аргентинец выступал очень сильно.

У теперь уже бывших партнёров Brabham из Alfa Romeo были свои проблемы. На прошлой гонке в Италии состоялся полноценный дебют их заводской команды Autodelta – что, собственно, и стало одной из главных причин досрочного разрыва отношений с ними со стороны Экклстоуна. Приехали они и в Канаду, так что общий заявочный лист достиг 30 человек. Однако в Монреале короткая и узкая трасса, и к квалификации организаторы готовы были допустить не более 28 машин. На старт же могло выйти только 24.

Витторио Брамбилла на Alfa Romeo, 1979 год

Как обычно, предложили провести предквалификацию – в ней должны были участвовать самые слабые и наименее опытные – пропустивший половину сезона Дерек Дели из Tyrrell, призванный в Fittipaldi на два финальных этапа бразилец Алекс Рибейру и оба гонщика Alfa Romeo. Такое решение возмутило итальянцев – они считали, что статус заводской команды даёт им право попадать в число участников квалификации напрямую. Подлила масла в огонь и FOCA, потребовавшая просто отдать два вакантных места Дели и Рибейру, так как их команды состояли в организации, а Autodelta – нет.

Однако Alfa Romeo поддержали другие заводские команды – Ferrari и Renault. Принимать участие в предквалификации итальянцы отказались, так что сессия была сорвана. После длительных дискуссий был выработан компромисс – к квалификации допустили одну машину Alfa Romeo. В команде сделали ставку на Витторио Брамбиллу, а Бруно Джакомелли на трассу не выехал.

По итогам квалификации отсеялось пятеро, и среди них был только один пилот, которому предлагалось участвовать в предквалификации – Рибейру. Дерек Дели показал 24-е время, Брамбилла 18-е. Закончился уик-энд также для Йохена Масса, Марка Зурера, Кеке Росберга и Артуро Мерцарио.

Очевидным фаворитом Гран При Канады был Жиль Вильнёв. Не только из-за того, что был настоящим кумиром местных трибун, но и потому, что именно он выиграл прошлогоднюю гонку. Жиль оказался действительно быстр, но всё же недостаточно для того, чтобы опередить Williams Алана Джонса. Австралийский гонщик опередил канадца на 0,662 секунды, что довольно много для такой короткой трассы. В одну секунду уложились Клей Регаццони на второй Williams, Пике на новой Brabham и Жак Лаффит на Ligier. Все остальные, начиная с Tyrrell Пирони, проигрывали лидеру более двух секунд.

Уже обеспечивший себе титул Шектер показал только девятое время. Дело было не только в потере мотивации, но и в проблемах с тормозами. Рядом с ним стартовал пока ещё действующий чемпион мира – Марио Андретти на совершенно неконкурентоспособном Lotus 80. Интересно, что пилот Arrows Риккардо Патрезе на прошлогоднем A1, в отличие от своего напарника на A2, не только прошёл квалификацию, но и показал 14-е время. Впервые севший за руль Brabham Сунино проиграл Пике три секунды, но всё же квалифицировался 19-м.

Старт Гран При Канады 1979 года

Осень в Канаде – не лучшее время для проведения Гран При, и прошлогодняя гонка, прошедшая в очень холодных условиях, была тому подтверждением. Синоптики обещали высокую вероятность дождя, но прогнозы не оправдались – в воскресенье было солнечно и сухо, к старту воздух прогрелся до 21 градуса. На трибунах собралось множество болельщиков, практически все они поддерживали Вильнёва.

Жиль смог их порадовать, блестяще стартовав и захватив первую позицию. Джонс оказался вторым, после чего пара лидеров начала стремительно отрываться от Регаццони и Пике. Пирони обогнал было Лаффита, но ненадолго – уже на втором круге пилот Ligier вернул себе пятое место. Через круг Пирони уступил ещё одну позицию, пропустив Андретти.

Чтобы отыграться после неудачной квалификации, Шектер поставил мягкие шины. На старте они позволили Джоди лучше ускориться, он попытался опередить гонщиков Renault, но выехал двумя колёсами на траву, потерял скорость и пропустил нескольких соперников.

Это не остановило южноафриканца – уже к четвёртому кругу он вернулся на десятое место, а затем всего за два круга обогнал обе Renault. На восьмом круге Шектер был уже шестым, а после схода Лаффита из-за проблем с двигателем поднялся на пятое место. Однако этот прорыв не лучшим образом сказался на его шинах, и уже на 15-м круге пилот Ferrari вынужден был отправиться в боксы. Пит-стоп отбросил его на 17-е место, лишив шансов на высокий результат.

Вильнёв продолжал лидировать, на секунду опережая Джонса, а на третье место вышел Пике, обогнавший Регаццони. После пит-стопа Шектера Ройтеман оказался пятым, но на 23-м круге сошёл из-за поломки подвески. Теперь пятым стал Андретти, которого преследовал Пирони.

Ситуация в гонке надолго стабилизировалась, а главным возмутителем спокойствия вновь был Шектер. Он снова прорывался наверх, теперь уже на более жёстких шинах. К 37-му кругу он вышел на седьмое место, но до Пирони было очень далеко. Однако всё это время Джонс не оставлял попыток настичь и опередить Вильнёва, а тот никак не мог оторваться. Наконец, на 51-м круге Алан пошёл в атаку по внутренней траектории в шпильке и вышел вперёд.

Борьба Жиля Вильнёва и Алана Джонса на Гран При Канады 1979 года

На первых порах Джонсу удалось создать небольшой отрыв от Вильнёва, но канадец не собирался сдаваться. Он снова прибавил, догнал Джонса, и лидеры вновь поехали парой – только теперь в обратном порядке. Однако скорости Жиля было недостаточно, чтобы атаковать Williams, хотя он преследовал его до самого финиша.

Третье место уверенно занимал Пике, но на 58-м круге вдруг потерял темп. Мимо пронёсся Регаццони, и через три круга Нельсон вынужден был свернуть в боксы – в коробке передач не осталось масла. Это означало сход, но новая Brabham с мотором Cosworth показала свой потенциал.

Благодаря этому на четвёртое место поднялся было Андретти, но ненадолго – уже через круг его вновь опередил Шектер! Южноафриканец успел преодолеть расстояние, отделявшее его от шестёрки лучших, обогнал Пирони и очень быстро расправился с Lotus действующего чемпиона мира. Добраться до Регаццони времени уже не оставалось, однако четвёртое место после такой гонки стало отличной наградой для победителя чемпионата.

Ещё через несколько кругов Джонс пересёк линию финиша – он одержал четвёртую победу в сезоне, заработав максимум возможных очков во второй половине чемпионата. Финальная гонка в США превратилась для него в чистую формальность – никакой результат не позволил бы ему пополнить свой счёт в личном зачёте.

Вильнёв финишировал вторым, в третий раз в четырёх последних гонках. Он уступил победителю всего секунду – достойный результат, но сам канадец был очень разочарован. Финишировавший третьим Регаццони проиграл лидерам более минуты.

Шектер оказался в круге позади победителя, но после тех проблем, с которыми он столкнулся в квалификации и начале гонки, это был очень неплохой результат. К тому же, титул 1979 года всё равно был уже у него в кармане. Что касается обладателя титула 1978 года, Марио Андретти, то до финиша он так и не добрался – за несколько кругов до клетчатого флага на его Lotus закончилось топливо.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё