Гонка #191 18 июля 1970 года. Гран При Великобритании. Брэндс-Хэтч | |
Поул | Йохен Риндт (Lotus 72C) – 1:24,8 (181,061 км/ч) |
Лучший круг | Джек Брэбэм (Brabham BT33) – 1:25,9 (178,743 км/ч) |
Победитель | Йохен Риндт (Lotus 72C) – 1:57:02,0 (174,925 км/ч) |
Британский Гран При 1970 года проходил в Брэндс-Хэтч, и именно на него пришлась середина чемпионата. После двух побед лидировал пилот Lotus Йохен Риндт, а его главные преследователи, Джеки Стюарт из Tyrrell и Джек Брэбэм, выступавший за собственную команду, проигрывали ему уже восемь очков.
Нельзя сказать, что машины Lotus были абсолютно непобедимы, но все соперники команды Колина Чепмена сталкивались с какими-то проблемами. Машины Ferrari были быстры, но крайне ненадёжны. За всю первую половину чемпионата Жаки Икс финишировал только однажды – причём сразу на подиуме. Предыдущую гонку, на французской Шарад, он начинал с поула, но мотор не отработал даже половину дистанции.
Машины Brabham отличались хорошей управляемостью, но испытывали явные проблемы со скоростью на прямых, что делало их уязвимыми. Что касается March, то хотя Стюарт только-только потерял лидерство в чемпионате, сам утверждал, что в своё чемпионство не верит. Действующий чемпион мира постоянно критиковал March 701, которые использовала команда Кена Тиррелла, считая шасси неуправляемым. Тиррелл, однако, дорабатывать их не торопился – все силы команды были брошены на создание первого собственного шасси.
В общем, хотя машины Lotus вовсе не имели какого-то значительного преимущества перед остальными, Йохену Риндту ничего не оставалось, как выигрывать одну гонку за другой. Австриец как раз достиг пика своего мастерства, огранив огромный природный талант, и стал совершенно неудержим.
Организаторы британского этапа объявили о снятии ограничений на число участников Гран При – заявки принимались от всех, кто обладал подходящей техникой. Быстро выяснилось, что есть естественное ограничение – компания Cosworth не справлялась с числом заказов и попросту не могла удовлетворить все запросы на моторы.
Наиболее сильные и богатые команды эту проблему решить смогли. Так, Lotus выставила на старт третью машину, за руль которой сел молодой бразильский дебютант, ярко проявивший себя в младших сериях – Эмерсон Фиттипальди. Команда Брюса Макларена заявила сразу четырёх пилотов – правда, один из них, Андре да Адамич, выступал на машине с мотором Alfa Romeo, а Питер Гетин в итоге вынужден был отказаться от участия в Гран При.
Команда Фрэнка Уильямса сделала новую попытку выйти на старт с Брайаном Редманом. Но в доработанном шасси De Tomaso обнаружились серьёзные конструктивные просчёты, постоянно что-то ломалось, на каждом круге Редман был на 8-10 секунд медленнее конкурентов. Когда все привезённые на этап карданные валы сломались, Уильямс вынужден был сняться с Гран При.
Ещё один интересный дебют – Surtees TS7, первое шасси команды Джона Сёртиза собственной разработки. Впрочем, в основном машина конструктивно повторяла шасси конкурентов. Единственная оригинальная идея – горизонтальное расположение радиатора, благодаря чему машина получила очень тонкий нос.
В квалификации Джон Сёртиз на машине, названной его именем, показал только 20-е время, уступив поулу почти три секунды. Поул в итоге достался Риндту, хотя фактически абсолютно одинаковое время (с точностью до десятой) показали сразу двое, Риндт и Джек Брэбэм. Но Йохен сделал это чуть раньше.
С третьего места стартовал Жаки Икс, Ferrari которого позволила бельгийцу проиграть лидерам всего 0,3 секунды. Специалист по трассе Брэндс-Хэтч Джеки Оливер на BRM и Денни Халм на McLaren уступили по 0,8 секунды. Все остальные, начиная с Клея Регаццони на второй Ferrari, проигрывали уже секунду и больше.
Как и предсказывал Стюарт, побороться за поул не удалось – он показал только восьмое время. С соседней, девятой позиции также стартовала машина March, но раскрашенная в цвета STP Corporation. За её рулём сидел вернувшийся в чемпионат Марио Андретти.
Сюрпризом стал провал двух напарников Риндта – Эмерсон Фиттипальди в своей первой квалификации оказался только 22-м, но всё равно опередил Хилла, на машине которого возникли проблемы. Впрочем, все, кто квалифицировался ниже 10 места, фактически стартовали на позицию выше, так как попавший в аварию Рольф Штоммелен на старт выйти не смог. Не стартовал и де Адамич – на его McLaren лопнул топливный бак! Времени заменить его на новый уже не было.
На старте между Риндтом, Брэбэмом и Иксом разгорелась отчаянная борьба. Расстановку сил определило первое торможение – Икс захватил лидерство, Брэбэм оказался вторым, а Риндт откатился на третье место. Позади них ехали Оливер, Халм, Регаццони и Стюарт, а Хилл пробился на 14-е место.
Тройка лидеров начала быстро отрываться от остального пелотона, сражаясь между собой. На седьмом круге ситуация радикально изменилась – Риндт опередил Брэбэма, а спустя несколько мгновений на Ferrari Икса отказал дифференциал и ему пришлось сойти. Риндт возглавил гонку, и не было похоже, что кто-то способен бросить ему вызов.
Победа вновь сама шла в руки Риндта, в то время как его соперники один за другим сходили с дистанции. Йо Зифферта и Марио Андретти подвела подвеска их March, Жан-Пьер Бельтуаз прекратил борьбу из-за поломки только что заменённого колеса, Джон Сёртиз отказался от борьбы, когда на его Surtees упало давление масла.
На 52-м круге из-за отказа сцепления сошёл Стюарт, на 54-м ехавший третьим Оливер вынужден был припарковать свой BRM из-за отказа двигателя. К 60-му кругу из восьмидесяти в гонке оставалось лишь десять машин, две из которых, Ронни Петерсона и Пита Лавли, участвовали в борьбе чисто номинально, уступая много кругов.
Однако гонки есть гонки, и результат их не всегда предсказуем. Пропустив Риндта, опытный Брэбэм вовсе не отстал от него, а спокойно ехал позади, ожидая ошибки. И на 69 круге дождался – австриец пропустил передачу на выходе из поворота. Джек тут же бросился в атаку и вышел вперёд.
Захватив лидерство, 44-летний австралиец буквально понёсся к своей второй победе в сезоне. Брэбэм понимал, что этот сезон для него последний в Формуле 1, и очень надеялся завершить его успешно, завоевав четвёртый титул. Риндт поддерживать его темп не мог и начал отставать. Финальный, 80-й круг Брэбэм начал, опережая Йохена на 15 секунд! Но когда до клетчатого флага оставалась всего пара поворотов, двигатель на его Brabham вдруг осёкся…
Как вскоре выяснилось, на машине Джека закончилось топливо. Он пытался добраться до финиша накатом, но очень удивлённый происходящим Риндт пронёсся мимо. В итоге Брэбэм всё же закончил этот круг и, соответственно, гонку, даже не упустив второго места – так велик был его отрыв от остального пелотона. В итоговом протоколе он уступил Риндту 33 секунды. Финишировавший третьим Халм проиграл ему ещё 20 секунд.
Брэбэм поднялся на подиум, но был крайне разочарован. Второй раз в сезоне он уступил победу на последнем круге – в первый раз это случилось в Монако. Его отставание от Риндта в чемпионате увеличилось, и мечта уйти из чемпионата непобеждённым отдалилась от него ещё на шаг. Правда, после финиша она ненадолго приблизилась вновь, когда организаторы дисквалифицировали Риндта за неправильные размеры заднего антикрыла. Но технические инспекторы никаких нарушений не нашли, и победу Йохену вернули.
Наверное, в этот момент на автодроме был только один человек, более счастливый, чем Риндт – его жена Нина. Не только потому, что она радовалась за мужа, но и потому, что боялась. Йохен обещал ей, что уйдёт из чемпионата, если станет чемпионом мира. К сожалению, его обещание было выполнено совершенно не так, как об этом мечтала его жена. Риндт действительно покинет чемпионат в этом сезоне, погибнув на этапе в Монце, а чемпионом станет уже посмертно.