В доме Жака всегда говорили о гонках, его отец, Жиль, был невероятно популярен, но погиб в 1982-м, когда сыну исполнилось одиннадцать. Жак долго выбирал между лыжами, музыкой и автоспортом, но все уже было предопределено - через четыре года канадец отправился в гоночную школу Джима Расселла, за несколько лет прошел эстафету Формулы Ford, итальянской и японской Формулы 3, Формулы Atlantic, а в 1994-м дебютировал в американской серии Indycar.
Американский период получился ярким. В первом сезоне он финишировал вторым в "500 милях Индианаполиса", выиграл гонку - "Новичок года", 94 очка и шестое место в чемпионате. В 1995-м Жак победил уже в четырех гонках (в том числе и в Индианаполисе), став самым молодым чемпионом серии и первым канадцем в этом статусе. По ходу сезона Фрэнк Уильямс пригласил его на тесты в Сильверстоун и 16 августа стороны подписали контракт.
Жак серьезно готовился к дебюту в Формуле 1, зимой 1996-го канадец проехал более 9000 км на тестах, но поул уже в первой квалификации многих удивил. В апреле Вильнев победил на Нюрбургринге, летом приехал первым в Сильверстоуне и Хунгароринге, осенью в Эшториле, заработав второе место по итогам сезона.
В 1997-м Деймон Хилл и Эдриан Ньюи покинули Williams, партнером канадца стал Хайнц-Харальд Френтцен и команда применила загадочную тактику "зебры" - на нечетных Гран При запасную машину настраивали под Вильнева, на четных - под Френтцена. На трассе Вильнев боролся с Шумахером и Ferrari, вне трассы - с британской командой, которая имела свое мнение, и FIA - федерацию не устраивали реплики по поводу поправок к регламенту. Судьба сезона решилась в Хересе, контакт между канадцем и Михаэлем Шумахером стал легендарным, титул достался Жаку.
1997-й. Вильнев и Шумахер. Контакт в Хересе
1998-й Вильнев провел в Williams, но оказалось, что Ньюи забрал скорость с собой - дуэт McLaren уверенно побеждал, а Жак закончил сезон на пятом месте, несколько раз финишировав на подиуме. В 1994-м Крейг Поллок, друг, менеджер и бывший инструктор по горным лыжам, создал под Жака команду в Indycar, в 1999-м они решили повторить этот смелый опыт в Формуле 1. Жак предпочел дружбу службе и отказался от других контрактов, сев за руль British American Racing. Успешная карьера закончилась, дальнейшая история не так интересна - пять сезонов в BAR, три гонки за Renault и полтора сезона в Sauber не принесли лавров. Сейчас Жак растит сына, сочиняет и записывает песенки (кстати, неплохие) и подумывает о NASCAR...
Даты
- 1997 год - чемпионом мира стал Жак Вильнев
- 1997 год - Кубок Конструкторов достался Williams/Renault
Гонщики
- 4497 кругов проехал Йос Ферстаппен
- 2797 кругов проехал Джей-Джей Лехто
- 697 кругов проехал Джимми Дэвис
- 597 кругов проехал Ян Бёрджес
- 497 кругов проехал Карлос Мендитеги
- 97 очков за сезон заработал Деймон Хилл в 1996-м
- 97 раз участвовал в Гран При японец Юкио Катаяма
- 97 кругов одолел за карьеру Билл Мэки
- 97 кругов проехал Чет Миллер
Шасси
- 497 стартов у Williams, скоро юбилей!
- 397 кругов одолело шасси Silnes/Sherman
- 197 стартов у BRM
- 197 стартов у March
- 97 раз шасси Footwork участвовало в Гран При
Моторы
- 97 стартов у моторов Climax
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.