Фернандо Алонсо (McLaren Mercedes), Роберт Кубица (BMW Sauber), Фелипе Масса (Ferrari), Нико Росберг (Williams), Адриан Сутил (Spyker).
Вопрос: Адриан, как вы оцениваете дебют нового шасси Spyker?
Адриан Сутил: Если честно, в прошлой гонке мы выступили не очень удачно. Я ожидал большего, но нам пришлось свести к минимуму прижимную силу, и управлять машиной было непросто. Думаю, на этой трассе с обычными настройками дела пойдут лучше, чем в Монце, однако на многое рассчитывать не приходится - команды не сидят сложа руки, угнаться за ними трудно. Хорошо, если удастся отыграть полсекунды, но в Монце Toro Rosso все равно опережала нас на секунду. Я никогда не теряю оптимизма и делаю все, что в моих силах - мы определенно будем чуть более конкурентоспособны.
Вопрос: Вы участвовали в тестах на этой трассе?
Адриан Сутил: Да, один день. Мне очень нравится трасса, машина вела себя здесь неплохо, однако то была предыдущая версия шасси - в этот раз нас ждет что-то новое.
Вопрос: Что вы думаете по поводу своего первого сезона в Формуле 1?
Адриан Сутил: Это лучшая работа в моей жизни. Я наслаждаюсь каждой гонкой, это так здорово - быть в Формуле 1, и хоть работа эта непростая и отличается от всех прочих, мне она очень нравится.
Вопрос: По-вашему, вы достигли того, чего хотели?
Адриан Сутил: Да. Я понимал, что в этом году мне в Spyker придется нелегко. В новой команде всегда непросто, к тому же было понятно, что на многое рассчитывать не приходится, но я доволен. Я продолжаю учиться и сейчас чувствую себя готовым к любой гонке.
Вопрос: Роберт, вы выступали здесь в Формуле 3 и Формуле Renault, что думаете по поводу изменений трассы?
Роберт Кубица: Да, несколько раз я здесь гонялся, последний раз - в 2003-м в Формуле 3. Мне больше нравилась старая версия трассы с шиканой, но теперь все иначе, и я по-прежнему люблю Спа. В июле мы провели здесь тесты, все три дня прошли успешно, ездить по этой трассе на машине Формулы 1 - одно удовольствие.
Вопрос: В этом сезоне тесты в Спа отличаются тем, что перерыв между тестами и собственно гонкой довольно большой, и поведение машины может быть иным.
Роберт Кубица: Да, но все будут в той или иной мере в равных условиях. С момента нашего последнего появления на этой трассе мы усовершенствовали машину, но аэродинамические настройки, безусловно, отличаются от тех, что были, скажем, в Венгрии и Монце. В пятницу посмотрим. У нас есть время на настройку машины, надеюсь, мы будем столь же конкурентоспособны, как и в Италии.
Вопрос: Я читал ваши высказывания по поводу трекшн-контроля - похоже, вам не по душе его запрет, это так?
Роберт Кубица: Кто-то спросил меня, какой я хотел бы видеть Формулу 1, и я ответил, что желал бы возвращения сликов, моторов V10 и всех штучек, делающих машину быстрее. Меня не волнует, уберут трекшн-контроль или оставят. В этом году мы уже тестировали машины с этими системами и, думаю, в конце концов все к ним привыкнут и все останется по-прежнему.
Вопрос: Нико, на вашем счету несколько неплохих гонок - вы догоняете BMW?
Нико Росберг: Я в этом не уверен. Думаю, в последних гонках мы просто закрепили за собой положение лучшей команды в середине пелетона, и это здорово - многие говорили, что к концу сезона дела Williams могут пойти под откос, в то время как остальные будут совершенствоваться. А на самом деле именно мы и двигались вперед быстрее других - это вселяет определенные надежды, и видеть наши успехи в последнее время очень приятно.
Вопрос: Будете продолжать в том же духе и в оставшихся четырех гонках?
Нико Росберг: Надеюсь. Я не уверен, посмотрим. Наши тесты здесь прошли не очень здорово, но в последнее время мы сами себя удивляем - например, в Стамбуле, так что определенный оптимизм я испытываю.
Вопрос: Что вы думаете по поводу будущего команды, частью которой вы, по-видимому, останетесь? Чего она может добиться в следующем году?
Нико Росберг: Команде очень важно добиться серьезного прогресса, и я уверен, что так и произойдет - сотрудники завода работают не покладая рук, в работе над новой машиной они уже добились кое-каких неплохих первых результатов. Не сомневаюсь, что в следующем году мы сделаем большой шаг вперед.
Вопрос: Вы останетесь в команде на будущий год?
Нико Росберг: Да, несомненно.
Вопрос: Фернандо, можете как-то прокомментировать происходящее сегодня в Париже?
Фернандо Алонсо: Нет.
Вопрос: Как вам трасса в целом? В 2005-м году вы финишировали здесь вторым.
Фернандо Алонсо: Мне, как и любому гонщику, нравится выступать в Спа - эта трасса очень технична и трудна, мы все ее любим и рады возвращению. На машине Формулы 1 я выступал здесь только в 2005-м, гонка проходила под дождем, затем трасса подсохла - в общем, было непросто. Может быть, у меня будет шанс победить, я буду к этому стремиться.
Вопрос: Что вы думаете по поводу модификации трассы?
Фернандо Алонсо: Я разницы практически не вижу. Раньше последний поворот был лево-правым, теперь он право-левый - все то же самое. Думаю, изменения повысили безопасность, поэтому я ими доволен.
Вопрос: Я слышал, поверх некоторых зон вылета, наиболее популярных у гонщиков, положили искусственный дерн.
Фернандо Алонсо: Да, и те повороты слегка изменили - думаю, все это делается ради повышения уровня безопасности, и никто против этого не возражает.
Вопрос: Насколько команда готова к этой гонке? С момента тестов прошло какое-то время, ваша машина сильно изменилась?
Фернандо Алонсо: Да, думаю, эти тесты актуальны для нас только в отношении шин, шасси же будет вести себя совершенно иначе. У нас новый аэродинамический пакет, новый мотор - на этот раз машина будет намного быстрее.
Вопрос: Фелипе, что случилось в прошлые выходные, удалось найти причину поломки?
Фелипе Масса: У меня возникли сложности с задним амортизатором, его просто заклинило. Сначала я подумал, что проколото колесо, связался с командой и сообщил им, что с задней частью машины проблемы. Я даже не мог проходить повороты - едва я сворачивал в поворот, как машина начинала прыгать по земле. Мне заменили шины, но проблема, увы, оказалась не в них.
Вопрос: Вы считаете, что выбыли из борьбы за чемпионство?
Фелипе Масса: Я продолжаю бороться, не теряю присутствия духа и стараюсь выиграть как можно больше гонок. Очень важно бороться каждый уик-энд, я же не знаю, что может случиться в итоге, и буду сражаться за победу в каждой гонке. Я сдамся, когда пойму, что шансов больше нет. В данный момент они есть - небольшие, но мы продолжим борьбу.
Вопрос: Одни трассы подходят Ferrari, другие - нет, что скажете об этой?
Фелипе Масса: Ну, это вы так говорите, а не я. Мы стараемся бороться на каждой трассе, все зависит от машины. На некоторых трассах в этом году она была менее конкурентоспособна, на других - более, надеюсь, здесь мы покажем высокие результаты.
Вопрос: Как прошли здесь тесты?
Фелипе Масса: Думаю, успешно, машина была очень быстрой и стабильной, надеюсь, мы покажем хорошую скорость.
Вопросы с мест
Вопрос (Джеймс Ален - ITV): Фернандо, в начале года вы всегда говорили, что начинаете показывать хорошие результаты во второй половине сезона. Насколько ваш нынешний уровень выступлений этому соответствует и как много зависит от опыта, которым обладаете вы по сравнению, к примеру, с Льюисом?
Фернандо Алонсо: Не знаю, трудно сказать. Сейчас я действительно чувствую себя более комфортно в машине, в команде, вообще, и выступления даются мне несколько проще, чем в первой половине сезона - тогда в начале каждого уик-энда меня постоянно мучили какие-то сомнения.
Сейчас, перед началом завтрашней тренировки, у меня все под контролем. Я знаю, что делаю, знаю, какие изменения внесены в настройки и как они скажутся на поведении машины. Если в начале чемпионата обнаруживалась недостаточная поворачиваемость и мы пытались изменить настройки передней подвески, я не знал, как это повлияет на машину. Теперь же я с машиной на "ты" и могу реагировать более точно.
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Я бы хотел сменить тему, господа, и задать каждому из вас вопрос - что вы думаете по поводу войны в Ираке. Ухудшает ли ситуацию присутствие там британцев и американцев? Следует ли им немедленно вывести оттуда войска или же остаться надолго?
(Все гонщики молчат)
Вопрос: Начнем с Роберта.
Роберт Кубица: По-моему, мы на конференции Формулы 1. Я не буду отвечать на этот вопрос.
Вопрос: Кто-нибудь еще выскажется?
(тишина)
Вопрос (Майк Дудсон - Auto Action): Вопрос Фелипе. Насчет ваших проблем в Монце - вы рассказали несколько интересных деталей, но были ли на машине в Италии какие-то новые элементы? Или, по-вашему, поломка произошла вследствие атак бордюров при попытке догнать McLaren?
Фелипе Масса: Нет, бордюры тут ни при чем. Проблема была в амортизаторе. Неважно, что послужило причиной проблемы, но уж точно не бордюры. Также это не зависело ни от старта, ни от моего стиля управления.
Вопрос: Это был новый элемент?
Фелипе Масса: Нет, мы уже использовали этот амортизатор ранее.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Последний раз мы посетили эту трассу во время тестов, и многие гонщики тогда были недовольны въездом на пит-лейн. С этим что-нибудь сделали, заметны какие-то изменения?
Фелипе Масса: Я как раз был одним из тех, кто жаловался на въезд на пит-лейн - он очень узкий, и, с моей точки зрения, работа была сделана не очень хорошо. Я не заметил, были ли сделаны какие-то изменения, но об этом упоминалось на совещании с Чарли (Уайтингом), он собирается над этим поработать, но не знаю…
Вопрос: Кто-нибудь еще это заметил?
Адриан Сутил: Я там прогуливался и бросил взгляд - въезд очень узкий. Нам сказали, что там могут проехать две машины, но, думаю, ширина там аккурат соответствует ширине двух машин, не больше, так что нам надо будет глядеть в оба. Если машина остановится в том месте, другие уже не смогут проехать, и я считаю, что это ужасный въезд на пит-лейн, мне он не нравится.
Вопрос: Можно ли сейчас что-то с этим сделать и выскажете ли вы соответствующую просьбу?
Фелипе Масса: Хм, если созвать всех бельгийских сотрудников, может, они бы и сделали эту работу за один день, но не думаю, что это возможно.
Вопрос (Джеймс Ален - ITV): Фелипе, в Монце на первом круге у Льюиса возникла заминка, и в Lesmos вы попытались его обогнать. Довольны ли вы были тем, куда он в тот момент направил свою машину? Вы разговаривали с ним после гонки?
Фелипе Масса: Нет, мы не разговаривали. Он попытался, и мы соприкоснулись…
Вопрос: Нет, в Lesmos, позже на том же круге.
Фелипе Масса: В Lesmos? Там все было нормально.
Вопрос (Ливио Ориккио - O Estado de Sao Paulo): Вопрос Алонсо. Вы сказали, что ваша машина позволяет здесь бороться за победу. Что вы чувствуете, зная, что в зависимости от того, какое решение сегодня будет принято в Париже, завтра вы можете не сесть в машину и лишиться возможности участия в Гран При?
Фернандо Алонсо: Я не думаю ни о чем, что выходит за пределы паддока. У меня запланирована встреча с инженерами, разработка завтрашней стратегии, выбор шин на первую и вторую тренировки. Я ознакомился с прогнозами на уик-энд, с настройками, сравнил данные июльских тестов и нынешние нововведения… Я на 100% сконцентрирован на происходящем в паддоке, на трассе и на том, чтобы выиграть гонку - у меня нет даже двух лишних секунд, чтобы подумать о чем-то ином.
Вопрос (Питер Уиндзор - F1 Racing): Фелипе, кто делает амортизаторы для Ferrari? (смех)
Фелипе Масса: Вас это не касается, это наше дело. Я уже сказал, что не буду в подробностях рассказывать, что вызвало поломку.
Вопрос: Я просто спросил, кто их производит.
Фелипе Масса: Я не буду отвечать.
Вопрос: И вторая часть моего вопроса. Существует ли вероятность того, что подобная проблема могла случиться с машиной Кими в субботу и привести к аварии?
Фелипе Масса: Может быть.
Вопрос: Почему же тогда в Ferrari были убеждены, что это ошибка гонщика, что он просто налетел на кочку? Откуда они это знали? Как Кими понял это на скорости 300 км/ч в течение нескольких секунд аварии?
Фелипе Масса: Потому что когда он попал в аварию, у него не было никаких проблем с амортизатором, схожих с теми, что возникли у меня. Инженер объяснил, что с машиной все было в порядке, проблема была в чем-то ином, не имеющем отношения к машине.
Вопрос: Но дело могло быть в амортизаторе?
Фелипе Масса: Не думаю. Потому что когда у меня возникла проблема, амортизатор был полностью заблокирован, он сломался. Тут дело было в чем-то другом.
Вопрос (Михаэль Шмидт - Auto Motor und Sport): Фернандо, если сегодня в суде решится судьба титула, каким будет этот титул для гонщика?
Фернандо Алонсо: Опять-таки я не буду отвечать. Я не буду комментировать ничего, связанного с сегодняшними событиями. Я думаю только о гонке, а не о том, что может и что не может произойти в Париже. Я в этом не участвую.
Вопрос (Панос Диамантис - Car and Driver): Из всех четырех претендентов на титул вы - единственный, кому пришлось переходить с Michelin на Bridgestone. Создало ли это вам какие-то помехи? Пришлось ли вам менять свой стиль вождения, чтобы приспособиться под Bridgestone?
Фернандо Алонсо: Мне кажется, что и Кими пришлось перейти с Michelin на Bridgestone. Думаю, всем гонщикам, выступавшим в прошлом году на Michelin, пришлось в какой-то мере приспосабливаться под новые шины. При торможении - а в этом, пожалуй, и заключается основное различие - на шинах Bridgestone машина движется несколько дольше, поэтому за этим нужно следить и, может, вносить какие-то изменения в настройки.
Что касается сцепления - на Michelin всегда было выгоднее скорее поставить машину прямо и выжимать скорость на прямой, на Bridgestone это не дает преимущества, на этих шинах нужно сохранять скорость в поворотах. Недели тестов достаточно, чтобы понять Bridgestone, но чтобы найти с резиной общий язык, нужна дистанция побольше.
Вопрос (Карлос Мигель - Diario AS): Фернандо, почему вы решили не ехать в Париж? Льюис и Педро сейчас там. Есть причины?
Фернандо Алонсо: Без комментариев.