Гран При Малайзии : Пресс-конференция в пятницу

Джанкарло Физикелла (Renault), Кими Райкконен (Ferrari), Флавио Бриаторе (Renault), Жан Тодт (Ferrari)

Вопрос: Вопрос обоим главам команд. Есть интересная идея - организовать здесь, в Сингапуре, второй Гран При. Что вы думаете об этом и как смотрите на то, что это будет ночная гонка?
Флавио Бриаторе: Сейчас ходит много слухов насчет ночных Гран При. Если честно, меня это мало заботит. Если гонщиков это устроит и если мы сможем обеспечить безопасность им и зрителям - то я "за", почему бы не проводить побольше гонок и поменьше тестов.

Если ночные гонки будут приемлемы для Европы, получат хорошую рекламу и будут предприняты все меры безопасности, то я буду только рад. Да и жары такой, как сегодня, не будет.

Жан Тодт: Прежде всего, мы должны обеспечить соответствующий уровень безопасности, да и вообще это потребует серьезной подготовки - даже у людей, ответственных за телетрансляции есть сомнения на этот счет. Однако, если Берни и организаторы предоставят убедительные доказательства того, что все будет в порядке, то почему бы и нет?

Я бы проявил осторожность, так как многие устроители Гран При потратили немало денег на новые трассы. Кому-то это еще предстоит сделать, и мы должны быть уверены, что новые трассы будут соответствовать заданному уровню - все должны быть в равных условиях.

Трассы вроде Монте-Карло являются неотъемлемой частью истории автоспорта, и все настаивают на необходимости проведения уличных гонок. Прежде всего, мы должны удостовериться в том, что такая гонка будет действительно интересной. Если да - то почему бы и нет.

Вопрос: Еще вопрос вам обоим. На прошлой неделе ваши команды провели здесь трехдневные тесты. На ваш взгляд, были ли они эффективны и принесли ли больше пользы, чем, скажем, трехдневные тесты в Европе?
Жан Тодт: С экономической точки зрения это было выгодно. И раньше у нас были проблемы с подготовкой к гонкам, проводимыми в жарких условиях. Возможность провести в Малайзии три-четыре дня с одной машиной была весьма кстати, но, думаю, гонщики смогут дать более точный ответ на этот вопрос.

Флавио Бриаторе: Согласен с Жаном. Сейчас мы здесь, и мы проводим тесты. Проезд оплачен, переезд осуществлен, и я уверен, что здесь мы справляемся лучше, чем в Европе.

В пятницу, однако, мы были несколько сбиты с толку тем, что, количество тестов, возможно, превышает прошлогоднее. Мы должны проявить осторожность и быть уверены в том, что существующее соглашение не будет нарушено тем, что мы превышаем километраж.

Мне кажется, над этим стоит подумать. И, как сказал Жан, нынешние тесты хороши тем, что весь персонал находится здесь же - перевезти всех и все в Европу было бы невозможно, так что в целом мне понравилось.

Вопрос: Последний вопрос вам обоим. В этом году вы оба лишились своих чемпионов мира, каждый по разным причинам. Насколько сильно сказывается их отсутствие?
Флавио Бриаторе: Уход важного члена команды - это всегда потеря, не так ли? С уходом ценного сотрудника любая компания несомненно что-то теряет, но нам важно знать, что наша команда по-прежнему сильна. Весь остальной персонал остался тем же, и он работает с Джанкарло и Хейкки с полной самоотдачей.

В прошлом году мы до последнего работали над усовершенствованием нашей машины, чтобы бороться с Ferrari за чемпионский титул. Сейчас мы немного проигрываем им, и необходимо как можно скорее компенсировать это отставание. У нас есть все для того, чтобы вернуться в лидеры - персонал, финансы, гонщики, все.

В любой ситуации нужно работать изо всех сил, и на данный момент все наши сотрудники делают лучшее, что в их силах, для Фернандо и Хейкки. Упс, простите - конечно, я имею в виду Джанкарло.

Жан Тодт: Я много думал об этом последний месяц, и сейчас подведу итог. Вклад Михаэля в Ferrari неоценим. Для нашей команды он выиграл 72, что ли, Гран При, 5 чемпионских титулов в личном зачете и шесть - в Кубке конструкторов. Но он принял решение повесить шлем на гвоздь, и я понимаю его.

В этом году Ferrari празднует шестидесятилетие. У нас бывали и взлеты, и падения. В целом последние десять лет мы представляли серьезную угрозу соперникам, и мы постараемся сохранить свои позиции даже после столь ощутимой потери, как Михаэль. В нашу задачу входило найти лучшего гонщика - чтобы он умел не только классно водить машину, но и морально поддержать команду, вписаться в нее.

Тем не менее, Михаэль по-прежнему является частью компании и вносит в нашу работу ощутимый вклад. Он доволен нынешней ситуацией, а мы довольны Фелипе и Кими - осталось только подкрепить все это достойными результатами. И мы приложим к этому все усилия.

Вопрос: Джанкарло, вы теперь являетесь несомненным лидером команды. Насколько тяжела такая ответственность?
Джанкарло Физикелла: Никакой особой ответственности. Мне просто нужно делать все, что в моих силах - ради той тысячи людей, которая на нас вкалывает. Ради меня и Хейкки команда старается изо всех сил, и мы тоже должны выкладываться по максимуму. Это не так-то просто, но мы все довольны, у нас есть стимул двигаться вперед, дорабатывать машину, совершенствовать баланс, сцепление, и бороться за победу.

Вопрос: Этим утром ваши результаты были куда хуже, чем после обеда. В чем разница?
Джанкарло Физикелла: Я не участвовал в тестах на прошлой неделе - получается, что последний раз я был здесь год назад. Так что сегодня утром я пытался заново привыкнуть к трассе и обрести уверенность. Мы опробовали новые шины и кое-что еще и добились определенных успехов.

Я и сам почувствовал себя увереннее, в конце тренировки мы занимали второе и третье места - отличный задел на завтрашний день. Работы предстоит еще немало, так как у нас до сих пор проблемы со сцеплением, особенно в здешних условиях и с учетом температуры покрытия, но мы шаг за шагом будем улучшать ситуацию. Мы осознаем, что гонка будет нелегкой, но сделаем все, что в наших силах.

Вопрос: Последние два года Renault побеждала здесь, а в прошлом году вы сами были победителем. Что изменилось?
Джанкарло Физикелла: О прошлогодней гонке у меня сохранились прекрасные воспоминания. Я завоевал поул и выиграл гонку. Машина была просто классная, и, хотя гонка была очень тяжелой и морально, и физически, я чувствовал себя комфортно. Я не совершил ни одной ошибки и выиграл гонку.

В этом году машина уступает прошлогодней, но все возможно. Наша цель - набрать максимальное количество очков и подняться на подиум. Важно как следует продумать стратегию и не совершать ошибок по ходу гонки.

Вопрос: Кими, вы выиграли Гран При Австралии. Что вы скажете о сегодняшних тренировках?
Кими Райкконен: Думаю, все прошло как надо. Не могу сказать, что я был доволен машиной на все 100%, но мы получили кое-какую новую информацию. Условия на трассе несколько отличались от того, что было на прошлой неделе, так что нам еще есть над чем поработать.

Вопрос: В чем именно разница?
Кими Райкконен: В уровне сцепления... на прошлой неделе настройки были удачнее. Может, погода влияет. Надо еще поработать над сцеплением.

Вопрос: Сильно ли отличаются между собой два типа резины?
Кими Райкконен: Я бы сказал, что ситуация схожа с тем, что было в Мельбурне. Более жесткий тип тогда вел себя лучше, но здесь, похоже, будет наоборот.

Вопрос: А что там с вашим мотором?
Кими Райкконен: Мы не будем его менять. Нет повода.

Вопрос: Вопрос вам обоим. Что вы думаете о возможном запрете трэкшн-контроля?
Кими Райкконен: Думаю, это сделает гонки более интересными. Хотя атаковать на пределе будет уже проблематично. Впрочем, когда я только пришел в Формулу 1, никакого трэкшн-контроля у нас не было; думаю, разница будет заметна только при анализе всей гоночной дистанции, а не отдельного круга. Посмотрим, что получится.

Джанкарло Физикелла: Отличное решение. Гонщикам придется нелегко, но я согласен с тем, что это к лучшему. После моего прихода в Формулу 1 я пару лет обходился без трэкшн-контроля - и надо сказать, что это было куда интереснее, так как на выходе из медленных поворотов ситуация больше зависела от действий гонщика.

Вопросы из зала

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazetta dello Sport): Мистер Тодт, если я правильно понял, вы приняли решение не менять двигатель. Можете ли вы обосновать это с технической точки зрения?
Жан Тодт: Я бы скорее объяснил это со спортивной точки зрения. Согласно утвержденному в прошлом году регламенту, мы обязаны использовать один мотор в двух гонках. Мы миновали лишь одну гонку - в Австралии, так что в Малайзии мы не будем менять мотор ни на одной машине. Все просто. Вы знаете, что ходило немало слухов на этот счет, так как на последних кругах в Австралии у Михаэля... ну вы поняли?

Флавио Бриаторе: А то!

Жан Тодт: ...у Кими возникли небольшие проблемы с утечкой из системы охлаждения. На тестах в Малайзии Кими смоделировал такую же ситуацию, и мы убедились в том, что у нас нет причин менять двигатель на его машине.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazetta dello Sport): Но вы только сегодня сказали об этом, почему до сих пор вы держали это в секрете?
Жан Тодт: Последние несколько лет мы от лица всей Ferrari говорили, что слухи никоим образом не влияют на наши комментарии. У нас не было никаких причин акцентировать внимание на двигателе, несмотря на все сплетни.

Вопрос (Паоло Яниери - La Gazetta dello Sport): Кими, с учетом результатов сегодняшних тренировок, как по-вашему - сделает Ferrari дубль?
Кими Райкконен: Не знаю, пока еще слишком рано судить. Эта гонка всегда непроста. Думаю, проще будет делать выводы после квалификации, но в любом случае - произойти может все, что угодно. Предстоящая гонка одна из самых тяжелых и для машин, и для гонщиков, и для всех остальных, так что мы постараемся сделать все, что в наших силах. Надеюсь, наша команда добьется успеха, но давайте подождем и посмотрим, что получится.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazetta dello Sport): Вопрос обоим главам команд. Берни сказал, что он хотел бы изменить формат нынешних пятничных тренировок, позволив участвовать в них двум машинам - одна для одного из основных гонщиков и вторая для начинающего или третьего гонщика. Вы согласны с подобным предложением?
Жан Тодт: Впервые об этом слышу, поэтому затрудняюсь что-то сказать. Это все равно что говорить о ночных или городских гонках. Если такой вопрос будет озвучен на повестке дня, мы обсудим его. Если это предложение будет должным образом обосновано - что ж, хорошо, хотя в данный момент я бы его не поддержал. Если я увижу разумные доводы в его пользу, то можно будет и обсудить.

Флавио Бриаторе: Мы и в самом деле об этом говорили, но у нас возникли проблемы с организаторами. Они хотят видеть в пятницу двух основных гонщиков. Может, впоследствии мы и обсудим это, но на данный момент я согласен с Жаном. Однако, когда у вас появляется новый гонщик, подобное предложение оказывается весьма кстати - Хейкки, например, очень трудно привыкать к новым трассам. Думаю, пятницы ему очень помогают.

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, в свете того, что мотор вам не меняют - как вы оцениваете свои шансы на поул?
Кими Райкконен: Это ни на что не влияет. Завтра мы сделаем все, что в наших силах, и, надеюсь, добьемся высоких результатов. Завоевать поул всегда непросто, но у нас хорошие шансы. Завтра нам нужно только учесть погодные условия и выложиться по максимуму.

Вопрос (Марко Евангелисти - Corriere dello Sport): Кими, как вы думаете, не выльется ли решение сохранить мотор в более осторожную гоночную стратегию? Или же это никак не скажется?
Кими Райкконен: Это зависит от того, какую позицию мы займем и как будет развиваться гонка. Пока что еще рано судить. Думаю, после квалификации мы сможем поразмыслить над этим. Нужно еще проанализировать сегодняшние данные, подумать над нашей ситуацией и только потом принимать решение.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Вопрос обоим боссам команд. Сейчас появляется все больше новых этапов - а насколько верной остается Формула 1 старым трассам?
Флавио Бриаторе: Как и любой бизнес, Формула 1 подвержена изменениям. Она эволюционирует. Думаю, некоторые европейские Гран При некогда были очень хороши, но сейчас в Формуле 1 царит "корпоративность" - всем нужны удобства, хорошие номера в отелях и достойный сервис. А кое-где - например, во Франции - мы этого не получаем. И Маньи-Кур не вписывается в мои представления о будущем Формулы 1.

Конечно, Европа для нас очень важна. Но также важно заботиться о своем персонале, о своих болельщиках и том, что важно для всей Формулы 1. А ей важны удобства, средства коммуникации и близкое расположение аэропортов и гостиниц. Мне очень нравится участвовать в новых этапах - такова, на мой взгляд, сущность Формулы 1.

Жан Тодт: Формула 1 - это общемировой вид спорта и общемировой бизнес. С одной стороны, я уважаю историю, и пока что у нас не было поводов отказываться от европейских этапов. Но нам важно показать, что Формула 1 - всемирный спорт.

Новые трассы вроде Малайзии, Турции, Китая и Абу-Даби заставляют всех усерднее трудиться над повышением качества своих этапов, над улучшением уровня безопасности и вообще стимулируют европейских организаторов прилагать больше усилий. Это здоровая конкуренция, и она только на пользу.

Вопрос (Паоло Яниери - La Gazetta dello Sport): Джанкарло, судя по сегодняшним результатам, как вы думаете - возможно ли обогнать Ferrari?
Джанкарло Физикелла: С учетом Мельбурна - вряд ли. Они возглавляли протоколы и на тестах, и на обеих сегодняшних тренировках. Они идут на шаг впереди всех - в том числе и нас. Конечно, они быстрее, но всякое может случиться.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazetta dello Sport): Вчера вы говорили о своей готовности бороться с BMW. Что-то изменилось или все осталось по-прежнему?
Джанкарло Физикелла: Думаю, что по сравнению с предыдущей гонкой мы сделали шаг вперед, но считаю, что лидируют по-прежнему Ferrari и McLaren. По скорости мы находимся на одном уровне с BMW. В прошлой гонке BMW были быстрее нас, но мы добились определенного прогресса и, думаю, можем с ними соперничать.

Вопрос (Марко Евангелисти - Corriere dello Sport): Джанкарло, вы говорите о постепенном улучшении... Сколько же времени уйдет у Renault на то, чтобы догнать Ferrari и McLaren?
Джанкарло Физикелла: Трудно сказать... По сравнению с прошлой гонкой мы неплохо продвинулись, но порой сделать верный шаг очень трудно - иногда для этого требуется месяц работы, а иногда достаточно лишь сменить переднее крыло. Мы должны найти правильное направление, в котором нам нужно двигаться. У нас хороший потенциал, нам нужно развивать его и работать день и ночь - как мы сейчас и делаем.

Вопрос (Паоло Яниери - La Gazetta dello Sport): Кими, сохранилось ли у вас то же преимущество, что и в Мельбурне?
Кими Райкконен: Не знаю. У меня не было времени оценить последнюю сессию, так что не могу вам точно ответить. Думаю, получить ясную картину можно только по ходу гонки, потому что даже в квалификации нам не известно количество топлива у соперников. Главное - что у нас сейчас все идет как надо.

Вопрос (Марко Евангелисти - Corriere dello Sport): Джанкарло, в прошлом году у Renault было явное преимущество с технической точки зрения. Что произошло этой зимой? Почему вам не удалось сохранить свое превосходство?
Джанкарло Физикелла: Мы все затрудняемся ответить на этот вопрос. В прошлом году у нас был богатый опыт сотрудничества с Michelin, и с точки зрения управляемости, баланса и сцепления все было идеально. В Малайзии мы заняли первое и второе места и на старте сезона давали всем сто очков вперед.

В этом году у нас новые шины - Bridgestone, они полностью отличаются от прошлогодних, и у нас возникали кое-какие проблемы при работе в аэродинамической трубе. Мы потеряли в прижимной силе и никак не можем восполнить этот недостаток.

Вопрос (Майк Дудсон): Вопрос Жану. Насчет татуировки Кими - ставил ли он вас об этом в известность в Мельбурне, и если нет, то какие советы вы и ваши спонсоры дали бы ему?
Жан Тодт: Для меня самое главное, чтобы все члены команды были довольны. Так что если Кими для собственного удовольствия захочет нанести татуировку на лицо, и вы спросите мое мнение об этом, то я скажу, что лучше бы это было не очень вызывающе, потому что в будущем могут возникнуть проблемы. Но, в конце концов, татуировки на работу не влияют. И если спонсор нелестно отзовется о татуировках Кими, я лучше сменю спонсора - а не гонщика.