Гран При Турции : Пресс-конференция в субботу

1. Фелипе Масса (Ferrari) 1:27.617
2. Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes) 1:27.808
3. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) 1:27.923

Вопрос: Фелипе, еще один фантастический поул и невероятно быстрый третий сектор! Похоже, квалификация сложилась для вас удачно...
Фелипе Масса: Действительно, очень неплохой круг. Во второй части квалификации я попал в трафик, но в финальном сегменте смог прогреть шины и выждать момент, когда трасса была свободна. Я даже обогнал Фернандо на прогревочном круге, чтобы он мне не помешал. Первая попытка получилась неплохой, а во второй я немного прибавил, и этого оказалось достаточно для поула. Я рад, что в третий раз подряд буду стартовать первым, было бы замечательно закрепить этот успех в завтрашней гонке.

Вопрос: Ваш напарник стартует четвертым. Видимо, вам больше подходит эта трасса...
Фелипе Масса: Это отличная трасса, особенно хорош 8-й поворот - трудный и интересный одновременно: мы видели, что у многих гонщиков были проблемы с его прохождением. Но остальные повороты тоже очень техничные, мне это нравится.

Вопрос: Вы любите выигрывать с поула, к тому же в Гран При Турции традиционно побеждает гонщик, стартовавший с первого места. Думаю, вы с нетерпением ждете завтрашнего дня.
Фелипе Масса: Я хочу как можно лучше выступить в гонке. Будет нелегко – соперники очень сильны, нужно вовремя прогреть шины и не допускать ошибок.

Вопрос: Хейкки, что за результат! На днях вы прошли медицинскую комиссию FIA, а сегодня квалифицировались в первом ряду...
Хейкки Ковалайнен: Последние две недели получились насыщенными. Авария в Испании была серьезной, но мне повезло – обошлось без травм, и я быстро восстановился, за что спасибо испанским врачам! Затем я вернулся в Финляндию и приступил к тренировкам. Когда я приехал сюда, я знал, что пройду проверку FIA. Вчера я смог настроить машину, и мой второй круг в финальной части квалификации получился неплохим. Я рад, что стартую из первого ряда.

Вопрос: Вернемся к событиям пятницы, точнее, к вашему первому кругу после аварии. Каким он был?
Хейкки Ковалайнен: Я не приехал бы в Турцию без 100%-й уверенности в себе. Уже в конце прошлой недели я был в норме, много тренировался и даже увеличил нагрузки, чтобы проверить свое состояние. Все прошло нормально. В первых поворотах я прислушивался к себе, и, поняв, что все в порядке, начал атаковать.

Вопрос: Вы с напарником выбрали разные шины для финальной попытки, в чем причина?
Хейкки Ковалайнен: Выбор шин – непростая задача. Эффективность составов менялась по ходу уик-энда, похоже, в квалификации я принял верное решение, надеюсь, в гонке все пройдет так же гладко, но сражение будет жарким. Допустить ошибку очень легко, малейшее изменение температуры или направления ветра может повлиять на исход Гран При.

Вопрос: Льюис, вы выбрали более твердую резину, и на повторе было видно, как в одном из правых поворотов задняя часть машины дернулась в сторону. Нас это позабавило, а вас, вероятно, нет...
Льюис Хэмилтон: Квалификация складывалась непросто. В первой части удалось пройти фантастический круг, во второй возникли проблемы с мягкими шинами. В финале я предпочел поставить твердую резину, я чувствовал, что она более стабильна, вероятно, допустил ошибку.

Вопрос: Вы сказали, решение было ошибочным, но второй ряд на более твердой резине – отличное достижение...
Льюис Хэмилтон: Возможно, но первый круг не получился - я проехал его за 1:29. Потом я прибавил, но, как оказалось, недостаточно.

Вопрос: Как вы оцениваете скорость машин McLaren, в сравнении с Ferrari?
Льюис Хэмилтон: У нас хорошая машина, мы с Хейкки доказали, что почти не уступаем Ferrari, постараемся побороться с ними в гонке.

Вопрос: Фелипе: три поула – три победы?
Фелипе Масса: Надеюсь, так и будет. Сегодня я добился максимально возможного результата, это хороший задел на гонку. Приятно в третий раз приехать в Стамбул, и в третий же раз подряд оказаться на поуле.

Вопрос: Вы говорили, что вам нравится эта трасса и особенно восьмой поворот...
Фелипе Масса: Всем известно, насколько сложен восьмой поворот, в котором характеристики шасси играют решающую роль. Первый поворот очень коварен – никогда не знаешь, где нужно начинать торможение, ведь трасса идет под уклон, а третий сектор довольно медленный. На одной трассе есть все – и это здорово.

Вопрос: Когда во второй части квалификации вы вышли из 1:26, показав лучшее время уик-энда, не было уверенности в том, что поул останется за вами?
Фелипе Масса: Нет, Льюис сразу же показал отличное время, что стало для нас… мы догадывались, что выглядим не так сильно, как на свободных заездах. На втором комплекте резины я проехал неплохой круг, во втором сегменте, на более мягком составе, попал в трафик, но в финале квалификации выжал из машины максимум.

Вопрос: По ходу уик-энда многие жаловались на проблемы с прогревом шин. У вас они тоже были?
Фелипе Масса: Да, особенно вчера. Сегодня ситуация изменилась к лучшему, но все равно, не позволяла атаковать в полную силу. Можно проехать хороший круг, но стоит сменить шины, как можно проиграть - то ли из-за неудачного прогревочного круга, то ли из-за чего-то еще.

Вопрос: Хейкки, похоже, после возвращения вы стали еще сильнее...
Хейкки Ковалайнен: Может быть, удар по голове в Барселоне пошел на пользу, но лично я в этом сомневаюсь. Я доволен тем, как складывается этот уик-энд, и самое главное, чувствую себя хорошо. Мы провели массу тестов и тренировок, чтобы проверить мое состояние. Мне нравится эта трасса, и я очень хотел приехать сюда. Квалификация прошла удачно – первая попытка получилась смазанной, но во второй мне удалось проехать безошибочный круг. Это моя лучшая стартовая позиция, надеюсь, в гонке я буду столь же силен.

Вопрос: Вы впервые оказались на первом ряду.
Хейкки Ковалайнен: Да, но это не такая большая веха. Быть на поуле гораздо приятнее, но если не получилось стартовать первым, лучше оказаться вторым.

Вопрос: Льюис, вы показали свой результат на более жесткой резине. Это позволяет с оптимизмом ждать гонки, даже если выбор шин был неверным?
Льюис Хэмилтон: Да, надеюсь, завтра мы будем быстры.

Вопрос: Вы думали об этом в квалификации?
Льюис Хэмилтон: Нет, как я уже сказал, первая часть квалификации прошла лучше второй, мне показалось, что твердая резина практически не уступает мягкой – в этом и была ошибка.

Вопрос: Третье место на старте, впереди Кими – не так уж и плохо?
Льюис Хэмилтон: Могло быть и лучше, поэтому я огорчен. Не разочарован, но огорчен.

Вопрос: Насколько важно было успеть прогреть шины?
Льюис Хэмилтон: У меня не было проблем ни с одним из комплектов. Мне удавалось прогреть резину, все в порядке.

Вопрос: Вы сказали, что огорчены, но на этой трассе можно обгонять...
Льюис Хэмилтон: Да, поэтому завтрашняя гонка должна быть интересной.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ян Стаффорд – The Mail on Sunday) Хейкки, вы не придаете особого значения своей аварии, завоевали лучшую для себя стартовую позицию, но не могли бы вы рассказать подробнее о том, насколько приятно не только стать вторым, но и просто восстановиться после того, что произошло в Испании. Как вы чувствовали себя вчера, как шли к этому результату?
Хейкки Ковалайнен: Я рад быть здесь, и то, что я не пострадал в аварии, еще раз подчеркивает, насколько серьезную работу проделали в FIA для повышения безопасности гонок. Мне хочется поблагодарить этих людей, но предстоит еще многое сделать.

Наверное, вам хотелось бы услышать от меня гораздо больше, но все, что я могу сказать – спустя три дня после аварии я прошел все необходимые обследования, которые подтвердили отсутствие каких-либо травм. Даже голова осталась цела, хотя и болела – если вас словно ударили бейсбольной битой по голове, уж три дня-то она болеть будет.

Вскоре я пошел на поправку, вернулся в Финляндию в специализированный спортивный институт, где работал вместе со специалистами. Я старался выложиться по максимуму, чтобы быть уверенным в себе, и потом уже не сомневался, что пройду проверку FIA. Вчера я немного нервничал, но вскоре понял, что побочных эффектов нет, и приступил к обычной работе. Никто из команды не спрашивал меня, как я себя чувствую – после установочного круга я сказал: «Все в порядке, продолжаем работу».

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Хейкки, финские пилоты стартуют с грязной стороны трассы. Это осложняет задачу?
Хейкки Ковалайнен: Трудно сказать. Как правило, с грязной стороны стартовать сложнее, но что я могу поделать? В конце концов, мы на первом ряду, и не о чем беспокоиться, но, отвечая на ваш вопрос, скажу – да, так сложнее.

Вопрос: (Панос Диамантис – Car and Driver Magazine) Фелипе, если завтра погода будет такой же, как сегодня, не опасаетесь ли вы проблем с прогревом твердых шин?
Фелипе Масса: На этот раз в Стамбуле гораздо прохладнее, но все в равных условиях - нужно выбрать верную стратегию и хорошо прогреть шины перед стартом. Разница между составами невелика, но важно сделать правильный выбор.

Вопрос: (Фулвио Солмс – Corriere dello Sport) Вопрос для Фелипе: на каких трассах вы чувствуете себя так же легко?
Фелипе Масса: Мне нравятся многие трассы, и дело не в том, что я побеждал здесь, и не могу победить где-то еще. Это мой третий подряд поул на Istanbul Park, но я могу бороться на любом автодроме.

Вопрос: (Фулвио Солмс – Corriere dello Sport) Не могли бы вы уточнить, какие еще автодромы нравятся вам больше других?
Фелипе Масса: В прошлом году я завоевал шесть поулов, и не раз стартовал с первого ряда. Это означает, что я могу быть конкурентоспособен на любой трассе, поэтому нельзя сказать, что мне нравится один автодром, и не нравится другой.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Прошу прощения, что снова поднимаю тему прогрева шин, но не опасаетесь ли вы проблем на рестарте, в случае выезда машины безопасности на первом круге?
Фелипе Масса: Разумеется, находясь за машиной безопасности, придется активнее прогревать шины. При такой прохладной погоде, если ехать медленно, резина быстро охлаждается.

Хейкки Ковалайнен: Согласен с Фелипе, но проблем с безопасностью быть не должно.

Льюис Хэмилтон: Никаких проблем.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Два вопроса для Льюиса. Первый – о квалификации: вы остались недовольны своим быстрым кругом. Какая-то ошибка, проблема с управляемостью или что-то еще?
Льюис Хэмилтон: Я выбрал не те шины, поэтому машина вела себя не так, как надо.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Второй вопрос – о завтрашней гонке. В четверг вы сказали, что соскучились по победам. Вы можете победить завтра?
Льюис Хэмилтон: Поживем – увидим. Моя стартовая позиция не дает повода для чрезмерного оптимизма.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, вы сказали, что разочарованы, и по вам заметно, что вы нервничаете…
Льюис Хэмилтон: Да я просто хочу в туалет! И еще я думаю, а действительно ли Хейкки – финн: он никогда не говорил так много.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) …наверное, сейчас вы слишком критично относитесь к себе.
Льюис Хэмилтон: Нет, я всегда требователен к себе. Я сделал все возможное, но нужно принимать правильные решения.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Вопрос для Хейкки и Льюиса: пока в этот уик-энд McLaren не уступает Ferrari. Насколько уверенно вы чувствуете себя перед гонкой?
Хейкки Ковалайнен: Похоже, силы примерно равны, но Ferrari всегда сильна – на свободных заездах, в квалификации, в гонке. Кроме того, остальные команды тоже быстры, и нужно атаковать по максимуму.