100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 17 августа 1986 года | Место: Остеррайхринг (Гран При Австрии) |
Фабула
Благодаря квалификационным шинам Pirelli и турбо-моторам BMW первый ряд стартового поля остался за Benetton. На первых же метрах австриец Герхард Бергер смог обойти своего напарника Тео Фаби – и две темно-зеленые машины помчались в отрыв.
Говорить о «слетанной паре» в данном случае не приходилось – итальянец регулярно и весьма настойчиво атаковал позиции лидера и на 17-м круге смог-таки выйти вперед. Увы, всего через три поворота мотор его машины отказал и Бергер вернулся на первую позицию. Однако и Герхард в этот день не значился в любимчиках фортуны – на 26-м круге ему пришлось ехать в боксы для долгого ремонта электроники.
Скоростная трасса и августовская жара собрали в тот день богатый урожай технических проблем. Почти сразу отказал мотор на Brabham стартовавшего четвертым Риккардо Патрезе, позже по этой же причине замерли на обочинах Lotus Айртона Сенны и Williams Нельсона Пике.
Напарник последнего, Найджел Мэнселл, выбыл из гонки из-за поломки приводного вала, а всего за пять кругов до финиша без призового шампанского остался Кеке Росберг – на McLaren финна не выдержала электросистема.
Такое обилие сходов привело к тому, что уже второй призер гонки уступил победителю круг, а третий – целых два. Ну а поднялись на подиум Ален Прост (McLaren) и два пилота Ferrari – Микеле Альборето и Стефан Йоханссон.
Памятные моменты
Свой поул Тео Фаби завоевал, показав среднюю скорость 256,05 км/ч – рекордную для того сезона, даже в Монце пилоты ехали медленнее.
На Brabham Риккардо Патрезе возникли серьезные неполадки во время воскресной утренней разминки. Поняв, что устранить их до старта не получится, в команде решили отдать итальянцу машину напарника, Дерека Уорика – которому из-за этого пришлось стать зрителем. В те годы запасные шасси были в командах редкостью.
Австрийцы заготовили для победителя столь огромный кубок, что немолодой уже президент FISA Жан-Мари Балестр, не пропускавший ни одного награждения, с трудом смог поднять его, чтобы вручить Алену Просту.
Фокус: Haas-Lola (команда)
Детали решают все. Эта нехитрая истина была не раз доказана за те шесть десятилетий, что существует Формула 1. По ходу наших ежедневных рассказов о персонажах и событиях Больших Призов можно было убедиться в том, что внимание к мелочам порой становится решающим фактором успеха. Вот еще одна похожая ситуация.
В 1984 году торговец автомобилями и босс одной из сильнейших американских гоночных команд Карл Хаас заручился поддержкой компании Beatrice, которая производила продукты питания. Сложно сказать, кому именно пришла в голову эта идея – самому Хаасу или менеджерам его спонсора – но американцы захотели покорить Формулу 1.
Бюджет проекта получился солидным, но тратили его с умом. Был заключен договор с Фордом на разработку и эксклюзивную поставку турбомоторов, делать шасси поручили компании Lola. Координировать весь проект взялся экс-управляющий McLaren Тедди Майер, а в конструкторском бюро работали молодые Нил Отли и Росс Браун, к которым позже присоединился Эдриан Ньюи.
При выборе пилотов также решено было не изобретать велосипед – взять одного опытного спортсмена, умеющего побеждать, и одного помоложе – быстрого и амбициозного. На первую роль отлично подошел 38-летний Алан Джонс, чемпион мира, за три года до этого завершивший карьеру. Его напарником стал Патрик Тамбэ, имеющий опыт выступлений в McLaren, Ligier, Ferrari и Renault. Кроме того, Хаас хорошо знал француза, так как тот выступал за его команду в гонках Can-Am.
Изначально план включал дебют в сезоне-1986, однако первое шасси новой команды – THL1, подоспело к осени 85-го, и Джонс проехал несколько гонок с мотором Hart. Проехал скверно – машина оказалась медленной и ненадежной, а сам отставной чемпион за годы «простоя» изрядно располнел и с трудом вмещался в кокпит.
Впрочем, показанные результаты сочли подготовительными – и начали подготовку к новому чемпионату. Тут-то и начались первые неприятности. Ford задерживал поставку моторов и начинать сезон пришлось на старой машине. Новую THL2, заметно превосходившую предшественницу, Джонс получил только на третьем этапе сезона, Тамбэ – и вовсе на четвертом.
На устранение «детских болезней» ушло время. Частенько пилоты незадолго до финиша занимали места в первой шестерке, но техника ломалась. А тут еще Джонс угодил в Монреале в аварию и на месяц выпал из процесса. Лишь в августе на Гран При Австрии пилоты Haas-Lola наконец-то показали результат. Австралиец закончил гонку четвертым (пропустив Стефана Йоханссона всего за несколько кругов до финиша), Тамбэ – пятым. Спустя три недели Алан еще раз пополнил копилку команды, став шестым в Монце. Шести очков хватило на восьмое место в Кубке Конструкторов.
Однако в совете директоров Beatrice такой результат признать удовлетворительным отказались. В компании серьезно обновился штат управленцев, и новые топ-менеджеры не захотели тратить серьезные суммы на столь малоэффективный проект.
Эх, вот если бы вместо гонок сезона 1985 года команда уделила больше внимания тестам, а мотористы выполнили обязательства в срок. А ещё, если бы вместо толстяка-Джонса за рулем оказался пилот, находящийся в хорошей спортивной и физической форме… Но детали, в который уже раз, решили все иначе…
Цифры
Статистика Гран При на европейских трассах...
Трасса | Страна | ГП |
Монца | Италия | 58 |
Монте-Карло | Монако | 55 |
Сильверстоун | Великобритания | 42 |
Спа | Бельгия | 41 |
Нюрбургринг | Германия | 37 |
Хоккенхайм | Германия | 31 |
Зандфорт | Голландия | 30 |
Имола | Италия | 27 |
Остеррайхринг, А1-Ринг | Австрия | 25 |
Хунгароринг | Венгрия | 23 |
Каталунья-Монтмело | Испания | 18 |
Маньи-Кур | Франция | 18 |
Брэндс-Хэтч | Великобритания | 14 |
Поль-Рикар | Франция | 14 |
Эшторил | Португалия | 13 |
Реймс, Реймс-Гу | Франция | 11 |
Зольдер | Бельгия | 10 |
Харама | Испания | 9 |
Херес | Испания | 7 |
Андерсторп | Швеция | 6 |
Дижон-Пренуа | Франция | 6 |
Эйнтри | Великобритания | 5 |
Бремгартен | Швейцария | 5 |
Руан | Франция | 5 |
Клермон-Ферран | Франция | 4 |
Монжуик | Испания | 4 |
Нивель-Болер | Бельгия | 2 |
Педральбес | Испания | 2 |
Порту | Португалия | 2 |
АФУС | Германия | 1 |
Ле-Ман (кольцо Бугатти) | Франция | 1 |
Донингтон | Великобритания | 1 |
Монсанто | Португалия | 1 |
Пескара | Италия | 1 |
Валенсия | Испания | 1 |
Цельтвег | Австрия | 1 |
Проект F1News.Ru 2008-2009