Гран При Турции: Историческое превью этапа

Турецкий Гран При появился в календаре благодаря стечению обстоятельств – сын влиятельного стамбульского чиновника в начале прошлого десятилетия всерьез увлёкся гонками и даже примеривался к Ф1. В стране вечного лета и умелых строителей возведение автодрома не потребовало много времени и средств – и в августе 2005-го пилоты Формулы 1 впервые приехали на берега Босфора. Их встретили знаменитые пробки на мостах через пролив, и гоночная трасса весьма любопытной конфигурации.

Средняя скорость за 220 км/ч, длинные прямые и интересные повороты сразу заслужили позитивные отзывы обитателей паддока, чего нельзя сказать о местных жителях. Заполнив трибуны до отказа в дебютном Гран При, в дальнейшем они заметно охладели к Формуле 1, и сейчас туристов из России на Истанбул-парке собирается едва ли не больше, чем местных болельщиков. Августовская погода оказалась излишне жаркой, потому с 2008-го гонку проводят в мае или начале июня.

Поначалу её четыре раза подряд выигрывал обладатель поула, однако два последних года первым финишировал пилот, показавший второе время в квалификации. Тем, кто стартовал со второго и следующих рядов, пока удавалось в лучшем случае подняться на подиум. Специалистом по турецкой трассе считается Фелипе Масса – именно здесь он одержал первую в карьере победу, а затем выиграл ещё дважды подряд.

Несмотря на два опасных места – первую связку и «шпильку» после скоростного участка в конце круга – машина безопасности за шесть последних лет провела на трассе в общей сложности всего пять кругов. В двух этих местах пилоты часто ведут борьбу за позицию, но просторные зоны безопасности позволяют даже в случае серьёзных последствий обойтись желтыми флагами. Самым памятным инцидентом стала авария Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера в споре за победу в 2010 году.

Отдельной темой для разговоров накануне и во время Гран При Турции являются шины. В затяжном восьмом повороте резина испытывает столь серьёзные нагрузки, что командам предстоит серьезно поломать голову над тем, как лучше распорядиться имеющимися в их распоряжении комплектами Hard и Soft.

Эти же вопросы занимали инженеров и в 2008 году. Особенно серьезными раздумья были в стане McLaren. Годом ранее лидер команды Льюис Хэмилтон не смог добиться на Истанбул-парке хорошего результата, из-за агрессивного стиля пилотирования именно на его машине резина подвергалась повышенным нагрузкам – и в какой-то момент не выдержала. Чтобы обойти эту проблему, решено было использовать редкую по тем временам тактику трёх пит-стопов. Все прочие решили, что вполне хватит и двух.

Квалификацию британец провёл на более лёгкой машине, но не смог подняться выше третьего места. Впрочем, уже на первых метрах Льюис опередил своего напарника Хейкки Ковалайнена и преследовал Фелипе Массу. Если бы Хэмилтону удалось выйти вперед – гонка могла пройти по его сценарию, но бразилец был достаточно быстр и удерживался в лидерах до 16-го круга, когда его соперник свернул в боксы.

После этого британец до самого финиша оставался на трассе самым быстрым пилотом, и весь вопрос заключался лишь в том, сумеет ли он до клетчатого флага компенсировать время, потерянное на лишнем пит-стопе. На 24-м круге Льюис опередил Фелипе в реальной борьбе на трассе и впервые вышел в лидеры. На 32-м – накануне своего второго визита в боксы – он выигрывал у соперника уже 8,3 секунды. На 45-м – накануне третьего и финального – 15 с лишним, но этого оказалось недостаточно. Ferrari Массы пронеслась мимо выезда с пит-лейн, когда McLaren будущего чемпиона мира только начинала разгон.

Хэмилтон финишировал вторым – на этот раз шины выдержали и не доставили пилоту хлопот. А вот другому пилоту McLaren повезло меньше – Хейкки Ковалайнен занимал поначалу четвёртое место, но пропорол колесо на обломке, оставшемся в первом повороте после столкновения Force India Джанкарло Физикеллы и Williams Казуки Накаджимы. Финну пришлось ехать в боксы и он остался без очков. Зато его земляк Кими Райкконен – первый в истории победитель Истанбул-парка – несмотря на неудачный старт смог в итоге подняться на нижнюю ступень подиума.