Гран При Бахрейна: Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Кими Райкконен (Lotus)
3. Роман Грожан (Lotus)

Вопрос: Себастьян, примите поздравления! Действующему чемпиону мира всегда приятно одержать первую победу в новом сезоне, даже если это происходит в четвертой гонке...
Себастьян Феттель: Невероятная и очень трудная гонка! Важно, что мне удалось хорошо стартовать и сразу оторваться от преследователей. Я получил заметное преимущество, ведь мне все время приходилось ехать на прикатанных шинах, поскольку во вчерашней квалификации я израсходовал почти все свежие комплекты.

Кими Райкконен и Роман Грожан были сегодня очень быстры, но мы выбрали правильную тактику, и за это я должен поблагодарить команду, с начала чемпионата проделавшую огромную работу. Мы ставили перед ней одну задачу за другой, поскольку нас не устраивало поведение машины, все время просили что-то улучшить. Наши специалисты создавали новые компоненты, мы проверяли их эффективность, возвращались к старым деталям, потом опять ставили новые, и так происходило постоянно. Инженеры и механики практически жили в боксах, стараясь добиться, чтобы машина соответствовала нашим пожеланиям.

В этот уик-энд впервые всё сложилось удачно, я очень доволен и квалификацией, и гонкой. И это несмотря на то, что Кими, похоже, где-то нашел шинного дилера, потому что сегодня перед каждым отрезком он получал свежий комплект резины. Сдерживать его было крайне сложно, в какой-то момент он практически меня догнал, но я не думал, что он ограничится единственной атакой.

И, все-таки, мне хватило скорости, чтобы удержать лидерство, и под конец я даже начал понемногу отрываться. В любом случае, я очень доволен и рад за всю команду.

Вопрос: Если бы гонка была на круг длиннее, что могло случиться? Вы остановили машину сразу после финиша…
Себастьян Феттель: Да, и так поступили ещё несколько гонщиков – в частности, Нико Росберг. Честно говоря, мы были удивлены столь высокому темпу в гонке, но парни из Lotus все время атаковали и не позволяли мне расслабиться. К счастью, машина выдержала – мы знали, сколько кругов нужно проехать, поэтому ситуация была под контролем.

Вопрос: Кими, с возвращением на подиум! В вашем распоряжении была свежая резина, но имели ли вы реальный шанс побороться за победу?
Кими Райкконен: По крайней мере, я попытался. Досадно, что мне не удалось обогнать Себастьяна, но еще в начале гонки я допустил ошибку и пропустил Ferrari. Возвращение позиции потребовало времени, потом я довольно легко проходил соперников, но в итоге для победы не хватило совсем немного. Впрочем, мы заработали двойной подиум.

После предыдущей гонки мы старались улучшить поведение машины, искали нужные настройки, экспериментировали с тактикой, ошибались. Вероятно, кто-то мог подумать, что вчера мы поступили не слишком благоразумно, но сегодня мы смогли доказать, что приняли верное решение. Команда заслужила этот результат. Мы работали на пределе, нас не устраивало то, как складываются уик-энды, но сегодня мы добились успеха, и это важный шаг вперед.

Вопрос: Если бы в середине гонки вы чуть раньше опередили Романа, это позволило бы добиться победы? В тот момент вы были очень быстры…
Кими Райкконен: Возможно, но командная тактика запрещена, мы знаем правила. Я попытался обогнать его максимально быстро, но это сложно, когда речь идёт об одинаковых машинах.

После финиша всегда легко говорить о том, как следовало поступить, но сегодня мы оказались недостаточно быстры для победы, поэтому лучшим результатом было второе место.

Я пытался атаковать Себастьяна, но на торможении сместился не на ту сторону трассы, а больше шансов не было. Немного обидно финишировать вторым, но после предыдущей гонки такой результат вполне позитивен.

Вопрос: Перейдем к вам, Роман. Полагаю, уж вы точно не огорчены своим первым подиумом в Формуле 1?

Роман Грожан: Прекрасные ощущения – думаю, я ещё долго буду вспоминать это чувство. Очень горжусь тем, чего мы с командой смогли добиться в этой гонке. Я знал, что наша машина быстра, но все равно был приятно удивлен её скоростью. У нас с Кими были разные тактические схемы, и можно сказать, что они обе неплохо сработали.

E20 конкурентоспособна, но борьба в этом сезоне очень плотная, и даже небольшой прогресс может принести серьёзное преимущество. Команда работает на пределе, привозит новые детали и сравнивает их с предыдущими разработками, чтобы решить, какой вариант лучше – а это тоже нелегко, особенно если время работы на трассе ограничено.

Но, в любом случае, мы можем быть очень довольны результатом, а я рад, что впервые в Формуле 1 смог подняться на подиум. Сперва я хотел заработать несколько очков, потом попасть в первую пятерку, затем – в тройку. Мне удалось перескочить через одну ступеньку, следующий шаг – победа, но на это потребуется время.

На предстоящей неделе я планирую отпраздновать своё достижение, но также нужно будет поработать на базе, чтобы постараться найти те шесть-семь десятых, которые сейчас отделяют нас от Себастьяна.

Вопрос: Себастьян, четыре гонки – четыре разных победителя. О чем это говорит?

Себастьян Феттель: Как сказал Роман, в чемпионате идет острейшая борьба, разрывы между машинами минимальны, и любая мелочь может сказаться на результате гонки. Думаю, в начале сезона все считали, что самой быстрой машиной располагает McLaren, но при этом по воскресеньям картина менялась. Хотя я до сих пор думаю, что МР4-27 – одна из лучших.

Надо все сделать верно, не ошибиться с тактикой, грамотно работать с шинами, найти оптимальные настройки и так далее. Я очень рад, что мы выиграли на этой трассе, поскольку не были уверены в своей конкурентоспособности.

В Китае мы работали с двумя спецификациями RB8 и смогли выявить слабые стороны, после чего сосредоточились на адаптации нового аэродинамического обвеса к трассе, требующей, в то же время, хорошей мощности мотора. В Renault сработали по-настоящему здорово – три машины с этими двигателями финишировали на подиуме, мои поздравления!

Сейчас я просто счастлив и не думаю о следующей гонке, по крайней мере, сегодня она меня не волнует. Думаю, для нас началась удачная полоса, и мы будем стараться еще больше, чтобы повторить сегодняшний успех.

Вопрос: Себастьян, вы почувствовали облегчение, вновь поднявшись на верхнюю ступеньку подиума?
Себастьян Феттель: Конечно! В первых гонках мы были далеко не на тех позициях, на которых хотели быть, пришлось выкладываться по максимуму – приятно, что здесь уик-энд сложился намного удачнее. Выехав из боксов в пятницу утром, я практически сразу отметил улучшения в балансе машины, нам удалось адаптировать её под характеристики трассы.

Вчера я посвятил свой поул нашим механикам, которые работали на пределе сил. Пытаясь найти оптимальную спецификацию, мы постоянно давали им новые задания и на трассе, и на базе команды. Вам не стоит заглядывать за наши боксы – там скопилось невероятное множество деталей!

В субботу мы заработали поул, а сегодня было крайне важно уверенно стартовать. Мне почти сразу удалось оторваться на четыре секунды, что стало решающим фактором. В то же время Роман опередил Льюиса и ехал со мной в одном темпе. Ближе к пит-стопу я был чуть быстрее, но на втором отрезке скорости практически не отличались. А вот Кими всегда получал свежие шины и представлял угрозу до самого последнего круга.

На предпоследнем отрезке я оказался на более мягкой резине, а Кими – на жесткой, и он вполне мог провести обгон. В какой-то момент он подобрался почти вплотную, однако затем у него начались проблемы с износом, и я смог если не умчаться вперед, то, по крайней мере, увеличить отрыв.

Гонка получилась действительно непростой. Да, мне не пришлось вести борьбу колесо в колесо, но я понимал, что в ситуации, когда ошибка недопустима, любой поворот может стать решающим. Я старался все время держать машину на траектории и в итоге добился отличного результата!

Вопрос: Финальный пит-стоп прошел очень быстро, но затем вас, кажется, слегка задержал кто-то из Caterham?
Себастьян Феттель: Да, но это обычное дело. Риск упереться в соперника зависит от того, в каком месте пелотона ты возвращаешься на трассу, но сегодня отставшие на круг вели себя очень корректно, особенно если учесть количество песка и кусочков резины вне траектории. Обгон все равно отнимал немного времени, но Кими и Роман сталкивались с такой же ситуацией.

Вопрос: Вы не объяснили, почему вам пришлось остановить машину сразу после финиша…
Себастьян Феттель: Я был не единственным, кто…

Вопрос: Но причина была...
Себастьян Феттель: Я о ней не знаю.

Вопрос: То есть, вам просто приказали остановиться?
Себастьян Феттель: Думаю, вы не впервые наблюдали такую картину. Гонка была очень напряженной, темп – невероятно высоким, у нас не оставалось времени перевести дух, приходилось все время атаковать… Я был слишком измотан для круга возвращения в боксы!

Вопрос: Но вам пришлось пробежать почти всю длину пит-лейн…

Себастьян Феттель: Я просто обнаружил неизрасходованный запас KERS.

Вопрос: Кими, команда в очередной раз внесла в машину множество корректировок, но в итоге они оказались верными…
Кими Райкконен: Моя машина оставалась неизменной на протяжении всего уик-энда. Да, мы испытывали разные конфигурации днища, разница между ними оказалась незначительной, но итоговый выбор, судя по всему, оказался верным. Машина не может быть плохой, если она позволяет финишировать на втором и третьем месте – да, есть претензии к отдельным областям, но это естественно, невозможно быть на 100% довольным. Я очень рад за команду, но слегка огорчен тем, что не смог побороться за победу. Впрочем, такова жизнь…

Вопрос: Получается, даже с DRS вам было непросто подобраться к соперникам?

Кими Райкконен: Вы видели, как я подъехал достаточно близко к Себастьяну, но выбрал не ту сторону трассы. Потом шины потеряли эффективность, и я не смог заново сократить отставание. Попробую в следующий раз – хочется верить, в ближайших гонках мы будем столь же конкурентоспособны. Задача сложная, но мы постараемся.

Вопрос: Роман, поздравляем с дебютным подиумом! Расскажите о старте – полагаю, он прошел безупречно?
Роман Грожан: Именно! Мы и в предыдущих гонках стартовали неплохо, если не считать этап в Мельбурне. Для меня было важно сразу пробиться в первые ряды. На первом отрезке машина вела себя фантастически, я опередил Марка Уэббера, Льюиса Хэмилтона и думал, что смогу подтянуться к Себастьяну. Но на второй отрезок мне поставили более жесткие шины, уровень сцепления снизился, а позади сразу появился Кими – он прошел меня довольно быстро, а затем моя резина окончательно потеряла эффективность. Правда, на последних двух отрезках шины сработали достаточно хорошо.

Команда может гордиться сегодняшним результатом. При столь жёсткой конкуренции сложно быть впереди, однако мы смогли привести на подиум обе машины, что очень здорово! Мы выкладывались по максимуму, испытывали новые детали, искали лучшие варианты – нам было по-настоящему нелегко. Высокий износ резины не позволял полноценно отработать свободные заезды, но подиум вселяет оптимизм – полагаю, я смогу лучше прочувствовать этот успех уже по дороге домой, где постараюсь отдохнуть денек-другой, чтобы затем вернуться на базу и принять участие в подготовке машины к следующей гонке.

Вопрос: На более жесткой резине машина вела себя чуть лучше?

Роман Грожан: К сожалению, нет. На последних двух отрезках свежие комплекты более жестких шин сработали здорово, но после первого пит-стопа у меня был выбор: поставить либо прикатанный Soft, либо прикатанный Medium. Все дело в том, что во второй части квалификации я допустил ошибку и выехал за пределы трассы, после чего мне пришлось использовать дополнительный комплект мягких шин. Если бы он остался свежим, я мог бы выбрать его и подобраться к Себастьяну, но в любом случае я доволен третьим местом. Это мой первый подиум, у нас обе машины в первой тройке – фантастика!

Вопросы с мест

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, решение пойти на финальный пит-стоп одновременно с Себастьяном было верным? Вы могли задержаться на трассе ещё на один круг?
Кими Райкконен: Если бы я остановился кругом позже, ситуация вряд ли бы изменилась. Команда просто следовала плану, это Себастьян поехал в боксы на том же круге, что и я.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, машины Lotus ещё на свободных заездах были на 11 км/ч быстрее вас на прямой, а когда Кими подъехал к вам, в его распоряжении была DRS. Вы удивлены тому, что смогли удержать его позади?
Себастьян Феттель: Когда я увидел приближающегося Кими, я подумал примерно о том же, ведь Lotus на протяжении всего уик-энда были очень быстры на прямых. Я понимал, что как только он сможет активировать DRS, мне будет сложно его удержать. В какой-то момент Кими подобрался очень близко, активировал систему, набрал большую скорость…

При настройке машины мы всегда ищем оптимальную прижимную силу, хороший темп и всегда выбираем тот вариант, который считаем лучшим – думаю, мы не ошиблись, хотя я сам задействовал DRS всего один раз по ходу гонки. Нам повезло, что у Кими возникли проблемы с износом шин – за счет этого мне удавалось на выходе из последнего поворота создавать отрыв, которого хватало для отражения атак на прямой. Кстати, там дул встречный ветер, что также работало на Кими, но в итоге нашей скорости оказалось достаточно.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем. Четыре гонки, четыре разных победителя – ваше мнение по этому поводу?

Себастьян Феттель: Как мы уже говорили, за нынешним сезоном интересно наблюдать! Прошедшие гонки были очень напряженными, а одна из них – в Малайзии – и вовсе хаотичной из-за дождя. Даже незначительные факторы могут определить итог уик-энда, многое зависит от количества свежих комплектов шин, от первого круга, передаточных чисел, эффективности DRS. Сегодняшний Гран При отличался от предыдущего, где машины просто ехали вереницей, не имея возможности обогнать. Кроме того, все четыре этапа прошли при разной погоде, на разных трассах – неудивительно, что результаты не повторялись.

Роман Грожан: Кто-нибудь может заранее назвать имя чемпиона мира? Сезон действительно получается зрелищным. Во второй части квалификации в Китае первые десять машин уместились в три десятых – фантастика! Многое будет зависеть от обновлений машин, но сезон наверняка будет и впредь складываться так же, как предыдущие четыре гонки, и для попадания на подиум придется вновь и вновь искать недостающие сотые доли секунды…

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Впереди три дня тестов в Муджелло. Ожидаете ли вы, что команды, которые сейчас находятся не в лучшей форме – скажем, Ferrari – подготовят серьезный пакет доработок? Каковы ваши планы? Вы представляете, над чем работают инженеры?
Кими Райкконен: Я не знаю, над чем работают в других командах – вам проще спросить у них. И я не в курсе наших планов на тесты, мы их еще не обсуждали. Для начала от нас требовалось закончить сегодняшнюю гонку, а уж затем направить усилия на тесты. Не представляю, чем займутся соперники, но мы постараемся разобраться в поведении машины и немного его улучшить.

Себастьян Феттель: Думаю, будет сложно создать нечто принципиально новое – технический регламент прописан довольно жестко, однако у каждой команды наверняка есть перечень перспективных разработок. Мы не раз наблюдали, как участники привозят на трассу новинки, а они почему-то не функционируют – появление новых деталей ещё не гарантирует прогресса. В этом плане тесты в Муджелло придутся весьма кстати – по сравнению с пятничными свободными заездами у нас будет больше времени, чтобы, во-первых, оценить эффективность существующей спецификации, а во-вторых, понять, являются ли детали, подготовленные к Барселоне, логичным шагом на пути доработки машины.

Вопрос: (Хода Рави – F1Arab.com) Кими, отличный результат! Полагаете, Lotus сможет и дальше демонстрировать такой же высокий темп?
Кими Райкконен: Мы постараемся. Это типичная ситуация: я не представляю, какой будет расстановка сил в ближайших гонках, но команда делает все возможное, чтобы доработать машину. Да, новинки не всегда работают так, как нам бы хотелось, но зато они появляются каждый уик-энд. Мы выкладываемся по максимуму, чтобы остаться в числе лидеров – надеюсь, так и произойдет, но кто знает, насколько серьезным будет наш прогресс, и чего смогут добиться соперники. В любом случае, команда заслужила право быть среди сильнейших, и хочется верить, что и в оставшихся гонках мы будем выступать столь же уверенно.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Вы удивлены тем, что для возвращения на подиум вам потребовалось всего четыре гонки?

Кими Райкконен: Я мог бы добиться этого и в трёх первых гонках, если бы мы сами не создавали себе проблем, не допускали ошибок и действовали эффективнее соперников. После зимних тестов мы понимали, что машина достаточно быстра, нужно лишь принять верные решения и реализовать её потенциал. В этот уик-энд у нас все получилось, а неделю назад – нет. Команда знает, что у E20 есть необходимая скорость, главное – собрать все факторы воедино.

Перевод: Валерий Карташев