Гран При Канады: Пресс-конференция в четверг

Участники: Шарль Пик (Caterham), Гидо ван дер Гарде (Caterham), Пастор Мальдонадо (Williams), Нико Росберг (Mercedes), Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso), Фелипе Масса (Ferrari)

Вопрос: Шарль, вы проводите второй сезон в Формуле 1, на сей раз с командой Caterham. Как ощущения? Есть прогресс?
Шарль Пик: Конечно! Первые гонки сложились для нас непросто, но в Китае и Бахрейне мы сделали шаг вперед, машина поехала намного лучше, да и оптимизма прибавилось. Нужно продолжать в том же духе. В Монако тоже было нелегко – скорости вполне хватало, но возникли проблемы с коробкой передач. В целом, я доволен прогрессом.

Вопрос: Вас в каком-то смысле можно считать лидером команды, ведь у вас больше опыта, чем у Гидо ван дер Гарде. Прогресс команды объясняется именно вашей работой?
Шарль Пик: Нет, прогресс требует усилий каждого сотрудника – это совместный результат двух гонщиков и всей команды.

Вопрос: Жан-Эрик, у вас было насыщенное утро! Чем занимались?
Жан-Эрик Вернь: В рамках программы FIA по повышению безопасности на дорогах я посетил политехнический колледж, где беседовал со студентами, а потом работал на симуляторе.

Вопрос: Вы неплохо квалифицировались в Монако, а в гонке финишировали восьмым. Скажите, подойдет ли канадская трасса вашей машине, и можно ли и здесь ожидать столь же высокого результата?
Жан-Эрик Вернь: Надеюсь. В Канаде бывает всякое – год назад я выступил не очень удачно, но сейчас нам по силам закрепить недавний успех, ведь машина прогрессирует с каждой гонкой. Да, здесь у нас нет каких-то серьезных новинок, но в целом машина позволяет рассчитывать на достойный результат. STR8 будет совершенствоваться по ходу всего сезона, и меня это радует.

Вопрос: Полагаю, столь же важен ваш собственный прогресс в квалификации?
Жан-Эрик Вернь: Определенно. Нужно максимально эффективно работать на протяжении всего уик-энда, а удачная квалификация, особенно в Монако, крайне важна. В этом плане я тоже прогрессирую от этапа к этапу.

Вопрос: Гидо, в Монако вы сработали неплохо. Здесь, в Монреале, трасса тоже используется для гонок лишь несколько раз в год, но вам не доводилось на ней выступать. Вы сможете продемонстрировать столь же высокую скорость, которая была у вас две недели назад?
Гидо ван дер Гарде: Думаю, да, но это мы узнаем в субботу. В целом, прогресс неплохой – мы понимали, что первые четыре гонки будут непростыми, но затем удалось сделать шаг вперед. Атмосфера в команде становится все лучше, и мы вполне можем и здесь выступить очень здорово.

Вопрос: Вы говорили, что на адаптацию уйдет треть сезона. Сейчас вы чувствуете себя комфортнее?
Гидо ван дер Гарде: Дебютанту всегда непросто. В первых четырех гонках я старался по максимуму разобраться в ситуации, теперь прогресс идет более быстрыми темпами, отношения с командой и инженерами очень неплохие – я доволен.

Вопрос: Опять же, для вас эта трасса новая. Вам нелегко адаптироваться к незнакомым конфигурациям?
Гидо ван дер Гарде: Мы изучали конфигурацию на симуляторе, да и в целом мне нравятся уличные трассы. Посмотрим, что получится.

Вопрос: Пастор, авария в Монако выглядела очень серьезной. Какие-то последствия?
Пастор Мальдонадо: Нет, я в полном порядке.

Вопрос: Позади почти треть сезона. Как вы оцениваете прогресс команды?
Пастор Мальдонадо: В начале сезона было сложно понять машину, особенно в первой гонке. Мы много бились над решением проблем и смогли устранить некоторые из них, хотя это было непросто. Команда напряженно работает 24 часа в сутки, особенно в аэродинамической трубе, ведь проблемы связаны с аэродинамикой. Мы пытаемся добиться прогресса и уже лучше понимаем особенности машины. Надеюсь, гонка в Канаде сложится для нас намного успешнее.

Вопрос: Какого эффекта можно ожидать от нового шасси?
Пастор Мальдонадо: У меня будет почти такое же шасси, но с некоторыми новыми механическими и аэродинамическими элементами. Надеюсь, мы решим некоторые проблемы и сделаем шаг вперед, которого ждём уже некоторое время.

Вопрос: Фелипе, недавно мы тоже видели вас в окружении врачей, а в этот уик-энд вам, как и Пастору, предоставят новое шасси. Расскажите об инциденте в Монако…
Фелипе Масса: Тем, кто смотрел телевизор, показалось, что аварии были очень похожими. На самом же деле, они совсем разные. В первом случае, в субботу, я просто заблокировал колеса на неровном участке, после чего машина, потеряв управление, проехала прямо, сначала ударилась в отбойник, а потом врезалась в стену. Воскресная авария произошла из-за поломки подвески, так что причина была совершенно другой, хотя обе аварии произошли в одном и том же месте и внешне выглядели одинаково.

Позитивный момент в том, что я в порядке, разве что немного болела шея, ведь обе аварии произошли в одном и том же месте, и направление удара было одинаковым. Но я отделался только мышечными болями, и теперь чувствую себя на 100% нормально.

Вопрос: И никаких проблем с уверенностью?
Фелипе Масса: Эти аварии никак не сказались на моей уверенности в себе.

Вопрос: Насколько важен для Ferrari хороший результат в Канаде после не вполне удачного уик-энда в Монако?
Фелипе Масса: Очень важен, ведь в Монако мы не добились того результата, на который рассчитывали. Хочется, чтобы уик-энд сложился хорошо и для меня, и для Фернандо, и для всей команды. Надеюсь, машина на этой трассе неплохо себя покажет, и мы вновь сможем бороться за подиум.

Вопрос: Нико, эйфория от успеха в Монако уже прошла?
Нико Росберг: К сожалению, да. Празднование победы в Формуле 1 проходит очень быстро: уже через несколько дней команда полностью сосредоточилась на подготовке к Гран При Канады. Прежде всего, мы должны были проанализировать этап в Монако и выяснить, что именно сделали верно, а что – нет. Кроме того, мы готовились к новой гонке и постараемся максимально использовать потенциал машины в этот уик-энд.

Вопрос: Сейчас вы завоевываете поул за поулом. Каковы шансы здесь?
Нико Росберг: В нескольких предыдущих Гран При W04 была лучшей в квалификациях, поэтому, если говорить о скорости, то у нас очень быстрая машина. Уверен, в Монреале мы вновь займем неплохие позиции на стартовой решетке. Однако в этот уик-энд нас ждет совершенно иная ситуация: здесь другая трасса, здесь нужны настройки на низкий уровень прижимной силы. Посмотрим.

Вопрос: Да, в отличие от Монако здесь иные требования к скорости и уровню сцепления. Будет интересно взглянуть, как сработает ваша машина!
Нико Росберг: Как раз поэтому нам стоит соблюдать осторожность. Всё может развиваться по другому сценарию, некоторые команды могут оказаться сильнее, но в целом мы должны быть конкурентоспособны.

Вопросы с мест

Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Нико, мы понимаем, что у вас нет разрешения комментировать недавние тесты шин, но если вы работали на них исключительно с резиной Pirelli и не тестировали какие-либо модификации, то почему в кокпите были вы, потом Льюис, а не тест-пилот Mercedes Сэм Берд?
Нико Росберг: Не знаю, это решение команды. Кроме того, я считаю, что для Pirelli лучше, чтобы машину пилотировали именно мы, поскольку они получат репрезентативные результаты. Сэм редко работает на трассе и не смог бы сразу же продемонстрировать ту же скорость и стабильность, как мы. Конечно, наша работа на тестах дает преимущество Pirelli.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Нико, можно по-разному оценивать важность той или иной статистики, но факт весьма интересный: в Канаде вы всякий раз квалифицировались выше собственного напарника, и Льюис может похвастаться тем же. Насколько важно для вас превзойти Льюиса в субботу?
Нико Росберг: Мне нравится канадская трасса, и я не сомневаюсь в успешном уик-энде. Впереди интересная квалификация, хотя ее результат не столь важен, как в Монако – здесь можно обгонять. Нельзя исключать и проблемы с резиной, так что гонка должна быть богатой на события. Как в случае с любым автодромом – не важно, что говорит статистика – опередить Льюиса в квалификации будет очень непросто, ведь он невероятно быстр.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Не могли бы вы прокомментировать выступление Серхио Переса в Монако? Вы согласны с оценкой Кими Райкконена?
Жан-Эрик Вернь: Воздержусь от комментариев.

Шарль Пик: Аналогично.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, в Монреале вам ни разу не удавалось финишировать на подиуме. Есть какие-то причины?
Фелипе Масса: Почему я ни разу не поднимался здесь на подиум? Думаю, моим лучшим результатом было 4-е место. Кстати, в прошлом году у меня были неплохие шансы, но машину развернуло. Однако в ходе всего уик-энда я показывал хорошую скорость. Не знаю, почему мне здесь не везет, но на этот раз я постараюсь полностью выложиться, чтобы добиться успеха.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Нико, если это были обычные тесты, почему вы с Льюисом использовали шлемы иной раскраски?
Нико Росберг: Мне не хотелось бы отвечать на подобные вопросы, прошу извинить.

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос к Нико и Фелипе как наиболее опытным из присутствующих здесь гонщиков. Завтра вы опробуете экспериментальные шины Pirelli. Скажите, эта трасса слишком специфична для каких-либо выводов, или вы все-таки сможете составить полную картину, чтобы в дальнейшем использовать эти шины во всех оставшихся гонках?
Нико Росберг: Конечно, выводы сделать можно. Надеюсь, погода позволит поработать на сухой трассе – было бы неплохо оценить поведение шин и понять, чего ждать в следующих гонках.

Фелипе Масса: Я не думаю, что с оценкой всё так просто. Во-первых, может пойти дождь, и тогда невозможно делать выводы – об этом придется забыть. Во-вторых, чтобы разобраться с резиной, необходимо выяснить, сколько кругов она сможет выдержать. Но на канадской трассе сделать это непросто, поскольку ее состояние по ходу тренировок постоянно улучшается.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Serra) Фелипе, после аварии в 2009-м вам потребовалось немало времени, чтобы вновь обрести скорость. Сейчас вам легче справляться с подобными трудностями, или психологически всё так же непросто?
Фелипе Масса: Это разные случаи: я не помню ничего из аварии 2009 года, но прекрасно помню оба недавних инцидента в Монако. Две недели назад обошлось без проблем, я самостоятельно покинул машину, а когда у вас нет каких-либо травм, всё просто – вы возвращаетесь в кокпит и продолжаете работу. В 2009-м ситуация была совершенно иной…

Вопрос: (Шон Гордон – The Globe and Mail) Чем вам больше всего запомнился Монреаль – как на трассе, так и вне её?
Фелипе Масса: Надеюсь, моим лучшим воспоминанием станет предстоящий уик-энд. Ну а пока… В 2004 году я неплохо выступил здесь вместе с Sauber, финишировал четвертым – это была отличная гонка!

Нико Росберг: Сложно сказать – возможно, квалификация в дебютном сезоне. Не помню, был ли это пятый или шестой результат, но я замечательно провел ту сессию.

Пастор Мальдонадо: У меня нет хороших воспоминаний, связанных с этой трассой.

Гидо ван дер Гарде: А мне запомнился 2001 год, когда я приехал в Монреаль на чемпионат мира по картингу и выиграл свою дебютную гонку в классе Formula Super A. Как же давно это было!

Жан-Эрик Вернь: Сложно что-либо вспомнить – разве что мой отпуск в Монреале.

Шарль Пик: В прошлом году я впервые приехал в Монреаль. Квалификация получилась непростой, но гонка в целом удалась, и её можно считать лучшим воспоминанием.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Нико, год назад после этапа в Монако вы уступали лидеру сезона семнадцать очков, а сейчас – шестьдесят. Считаете ли вы, что ваши шансы на титул выше, чем в 2012-м?
Нико Росберг: В прошлом году к этому моменту я был вполне уверен в успешной второй половине сезона. Команда регулярно добивалась неплохих результатов. Кажется, в шести гонках мы заработали больше очков, чем кто-либо из соперников. Однако оглядываясь назад, я понимаю, что наши ожидания не оправдались.

Сейчас я вновь чувствую уверенность, ведь машина быстра. Мы стараемся разобраться с поведением шин, а это непросто. Надеюсь, Гран При Канады пройдёт успешно, хотя именно в этот уик-энд добиться высоких результатов будет нелегко. Но если всё получится, значит и в следующих гонках проблем быть не должно.

Вопрос: (Пьер Дюроше – Journal de Montreal) Нико, насколько вас беспокоит износ шин на этой трассе?
Нико Росберг: Износ резины – один из ключевых факторов уик-энда. Здесь нам предстоит выступать на составе SuperSoft, износ шин может стать проблемой, и, возможно, именно это определит победителя – успеха добьется тот, кто лучше других сможет контролировать ситуацию.

Вопрос: (Пьер Дюроше – Journal de Montreal) Учитывая тот факт, что ваша машина не лучшим образом работает с шинами, какой вариант вы бы предпочли – гонку при сухой или влажной погоде?
Нико Росберг: Не знаю. Возможно, лучше, если гонка пройдет под дождем, ведь наша машина очень быстра в подобных условиях, да и мне комфортно на мокрой трассе.

Вопрос: (Эрнесто Нигро – F1 Plus.com) Тесты по ходу сезона или работа на симуляторе – что эффективнее? Вам бы хотелось вернуть тесты между гонками?
Фелипе Масса: Конечно, хотелось бы! Симулятор позволяет сделать кое-какие выводы, но остаётся симулятором. Когда вы работаете в реальных условиях, оценки получаются более точными.

Нико Росберг: Соглашусь с Фелипе. Сложно добиться от симулятора 100% реализма, и есть множество моментов, которые намного лучше ощущаются в работе с реальной машиной.

Гидо ван дер Гарде: И для новичка гораздо лучше больше времени проводить на трассе.

Вопрос: (Оливье Арбу – Radio Canada) Вопрос ко всем: как вы оцениваете пилотаж Серхио Переса? Согласны ли вы с Дженсоном Баттоном в том, что мексиканцу следует немного поумерить пыл, или же вы разделяете более жесткое мнение Кими Райкконена?
Гидо ван дер Гарде: Если никто не возражает, я выскажусь. Я хорошо знаю Серхио, в 2010-м мы были напарниками. Он – настоящий боец и всегда стремится к победе. Разумеется, каждому хочется финишировать первым, но то, как он провёл гонку в Монако – иногда хорошо, иногда слишком агрессивно… Думаю, это тревожный звонок.

Пастор Мальдонадо: Без комментариев.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Интересно услышать от вас – тех, кому пока не довелось выиграть чемпионат – мнение о «стене чемпионов». Есть что-то такое – может быть, какая-то техническая особенность – объясняющая столь частые аварии чемпионов мира в этом повороте?
Нико Росберг: «Стена чемпионов» - своеобразная легенда этой трассы. Поворот сложный, если вы вошли в него слишком быстро, то на выходе сильнее цепляете поребрик и просто влетаете в отбойник. Но мне сложно объяснить, почему столько чемпионов мира разбивало там свои машины.

Фелипе Масса: Если в том повороте действовать излишне агрессивно, можно врезаться в защитный барьер, но с чемпионами там нет какой-то особой связи.

Перевод: Валерий Карташев