Об ожиданиях от уик-энда...
Гран При Мексики в прошлом году состоялся после длительного перерыва – и это уже не первое его возвращение в чемпионат мира. Мексиканский этап появился в Формуле 1 очень давно, в 1963 году, на волне успеха местного пилота – Рикардо Родригеса. В 1961-м мексиканец дебютировал в чемпионате по приглашению Ferrari, а уже в 1962-м состоялся первый Гран При Мексики – внезачётный.
Гонка проходила на свежепостроенном автодроме Магдалена Миксука – по названию района Мехико. Как и в Монце, в конфигурацию трассы был вписан небольшой овал, и его левая дуга одновременно выполняла роль последнего поворота – он получил название Перальтада. С испанского слово можно перевести как «профилированный поворот» или «бэнкинг», и это тоже была отсылка к Монце, хотя в действительности профиля поворот почти не имел, что, учитывая высокую скорость, делало его чрезвычайно опасным.
Большая часть участников первого Гран При были американцами, но приехало и несколько европейских звёзд – в том числе Джим Кларк и Джон Сёртиз, а также Джек Брэбэм и Брюс Макларен. Должен был выйти на старт и Родригес за рулём Lotus, но… в квалификации вылетел в Перальтаде и погиб. Другой мексиканец, принимавший участие в Гран При, на старт тоже не вышел. Мойзес Солана отказался от участия в гонке, так как его машина была слишком медленной.
В 1963-м мексиканская гонка получила постоянную прописку в календаре, и переполненные трибуны следили за выступлением старшего брата Рикардо – Педро Родригеса, тоже выступавшего за Lotus. В карьере Педро это был лишь второй Гран При, он не финишировал из-за поломки подвески, но годом спустя закончил домашнюю гонку шестым.
В 1968 году в Мехико проводились Летние Олимпийские игры, и на территории Магдалена Миксука был построен Олимпийский парк. Таким образом, Гран При Мексики станет вторым этапом в календаре, после Сочи, который проходит на территории бывшего Олимпийского парка. Трасса в Мехико окружена множеством стадионов и спортивных сооружений.
С каждым годом мексиканская трасса, несмотря на высокий интерес болельщиков, вызывала всё большую критику со стороны руководства и гонщиков. После этапа 1970 года в FIA не стали продлевать контракт, а 11 июля 1971 года в гонке кузовных машин на немецком Норисринге Педро Родригес погиб. Чтобы увековечить память гонщиков, автодром в Мехико получил имя братьев Родригес.
После реконструкции автодрома мексиканский этап вернулся в календарь в 1986-м, но те проблемы, за которые критиковали первую версию трассы, – в частности, неровное покрытие – не были решены. После гонки в 1992-м, которую выиграл Найджел Мэнселл, автодром имени братьев Родригес вновь покинул календарь.
Какое-то время гонки мирового уровня тут не проводились. В районе Перальтада был построен бейсбольный стадион Foro Sol, где, помимо матчей мексиканской бейсбольной лиги, проходили многочисленные концерты мировых звёзд. Однако в 2000-х автоспорт вернулся на трассу имени братьев Родригес – здесь состоялись гонки Champ Car, NASCAR и A1GP. А в 2014-м стало известно, что сюда снова приедет Формула 1.
Трассу пришлось существенно переделать. Главным изменением стало фактическое исчезновение и Перальтады, и Foro Sol – трасса теперь проходит прямо сквозь стадион, возвращаясь к старой конфигурации в середине скоростной дуги. И хотя остальная часть трассы не претерпела значительных изменений, это изменило характер мексиканского автодрома.
Ситуация в чемпионате становится всё более запутанной. Хэмилтон выиграл предыдущую гонку и сократил отставание в чемпионате, но Росберг минимизировал потери, финишировав вторым, так что по-прежнему контролирует ход борьбы за титул. Нико достаточно закончить все оставшиеся гонки на такой же позиции, чтобы выиграть титул, так что Хэмилтону нужно не только побеждать, но и надеяться, что кто-то из пилотов Red Bull Racing или Ferrari отберёт у его напарника очки.
Теоретически у Хэмилтона есть небольшое преимущество, благодаря свежему мотору – в Мексике они работают на пределе, и инженерам Росберга придётся побеспокоиться о надёжности силовой установки. Но в этом году двигатели подводили Льюиса так часто, в то время как у Нико никаких проблем не возникало, что вряд ли действущий чемпион всерьёз рассчитывает на что-то подобное.
О трассе…
Autódromo Hermanos Rodríguez. 71 круг по 4304 метра = 305,354 км. Это одна из самых коротких трасс чемпионата – короче круг только в Монако. 17 поворотов (до реконструкции их было 14).
Главная особенность мексиканской трассы – она расположена на высоте 2285 метров над уровнем моря, воздух тут на 20% более разреженный. Ничего подобного ни на одной другой трассе команды не испытывали – расположенный в горах Red Bull Ring, к примеру, находится на высоте всего 660 метров над уровнем моря.
Расход топлива в Мехико невелик, так что и нагрузка на ERS не столь высока, как на большинстве других трасс. С точки зрения мощности для современных моторов столь разреженный воздух не такая большая проблема, как в прошлом, благодаря турбине, но остро стоит вопрос охлаждения силовой установки и других узлов машины.
Но самое удивительное – эффективность аэродинамики. Из-за низкого сопротивления воздуха команды настраивают машины на максимальный уровень прижимной силы – почти как в Монако, но скорость машин на прямой всё равно оказывается очень высокой – до 364 км/ч, что даже несколько быстрее, чем в Монце!
О резине…
Компания Pirelli привезёт в Мексику шины SuperSoft, Soft и Medium – эта комбинация использовалась в этом году чаще всего, в Pirelli выбирали её уже десять раз. Казалось бы, это облегчит задачу командам, так как они хорошо знают поведение этих составов, но на трассе в Мехико шины могут повести себя иначе.
В прошлом году, как это обычно и бывает, новый асфальт оказался достаточно скользким – до такой степени, что шины Medium было сложно прогреть. В этом году ситуация должна улучшиться, сцепление с трассой повысится, и скорости возрастут. В Pirelli ожидают, что всё это может изменить подход команд к стратегии.
Пол Хембри: «Есть вероятность, что по сравнению с прошлым сезоном состояние асфальта заметно изменилось. Кроме того, мы впервые привезём на этот этап шины SuperSoft – очень важно оценить эти факторы во время свободных заездов. Все это может создать предпосылки для выбора альтернативы стратегии двух пит-стопов, которая была самой популярной в 2015-м».
Год назад в Мехико...
Год назад никто не знал, чего ждать от трассы в Мехико – предварительные данные были весьма противоречивыми. Первые ответы появились после свободных заездов. Выяснилось, что новый асфальт очень скользкий, шины Medium не прогреваются, и даже на Soft пилотам поначалу было трудно удерживать машину на трассе.
К гонке ситуация немного улучшилась, а поул завоевал Нико Росберг, в четвёртый раз подряд опередивший уже гарантировавшего чемпионский титул Льюиса Хэмилтона. Со второго ряда стартового поля гонку начинали Феттель и Квят, с третьего – Риккардо и Боттас. Райкконен был оштрафован потерей 35 мест за замену коробки передач и силовой установки.
На старте Росберг сохранил лидерство, а Себастьян Феттель сначала пропустил Квята, а затем в борьбе с Риккардо проколол колесо и вынужден был медленно вернуться в боксы. После пит-стопа немец оказался последним. В дальнейшем он большую часть дистанции прорывался наверх, но допустил ещё несколько ошибок, а на 52-м круге вылетел с трассы и разбил машину.
Борьбы за победу тоже не получилось – темп пилотов Mercedes оказался примерно одинаковым, а на пит-стопы первым заезжал Росберг, после чего показывал лучшее время и сохранял позицию после остановки Льюиса. К тому же выяснилось, что обгонять на этой трассе весьма непросто.
На 22-м круге в борьбе за шестое место столкнулись Боттас и Райкконен – второй раз подряд, после инцидента в Сочи. Кими сошёл, Валттери поехал дальше, а стюарды не нашли в его действиях ничего предосудительного. После аварии Феттеля на 52 круге выехал автомобиль безопасности, но и он не повлиял на расстановку сил, лишь Боттас на рестарте смог опередить Квята и вышел на третье место.
Одним из самых ярких моментов уик-энда стала церемония на подиуме – в отличие от большинства других трасс, подиум здесь находится не на стартовой прямой, а на стадионе. Именно здесь находится большая часть из 100 тысяч болельщиков, пришедших на Гран При, и потому атмосфера была незабываемой.