Гонка #342 5 октября 1980 года. Гран При США. Уоткинс-Глен | |
Поул | Бруно Джакомелли (Alfa Romeo 179) – 1:33,291 (209,731 км/ч) |
Лучший круг | Алан Джонс (Williams FW07B) – 1:34,068 (207,998 км/ч) |
Победитель | Алан Джонс (Williams FW07B) – 1:34:36,05 (203,380 км/ч) |
Этап в Нью-Йорке завершал сезон 1980 года. Пилоты приехали на старую, хорошо всем знакомую трассу Уоткинс-Глен, принимавшую Гран При США с 1961 года. Теперь к названию иногда добавляли «США-Восток», так как был ещё и Гран При Лонг-Бич, имевший полуофициальный статус «США-Запад», но суть оставалась прежней – национальный американский этап Формулы 1 уже 20 лет проходил именно на Уоткинс-Глен.
Время шло, машины становились мощнее и быстрее, а старый трек обновлять никто и не думал. По сравнению с предыдущими годами его состояние даже ухудшилось – асфальт покрылся множеством кочек и ям, а зоны вылета оставались такими же узкими, как и в шестидесятых, и почти не способны были замедлить вылетевшую с трассы машину.
Автодрому требовалась масштабная реконструкция, но денег на это у его владельцев не было. Всего за месяц до назначенной даты проведение гонки в Уоткинс-Глен вообще оказалось под вопросом. В итоге организаторы всё же пообещали обновить покрытие, и в начале октября Формула 1, как и планировалось, приехала в окрестности Нью-Йорка.
Первые же тренировки показали, что частичная смена асфальта мало что изменила. Покрытие оставалось неровным, его замена в середине поворота приводила к тому, что было очень сложно оценить уровень сцепления с трассой. По сравнению с предыдущим годом ситуация даже ухудшилась. «Они убрали одни кочки, чтобы сделать другие» – возмущался Алан Джонс.
Возможно, Джонс действительно предпочёл бы, чтобы этапа в Уоткинс-Глен вообще не было – победу в чемпионате он гарантировал себе после предыдущей гонки в Канаде. Сражение за титул далеко не всегда складывалось для него просто – да, он лидировал в личном зачёте с первой гонки, но чем ближе был последний Гран При, тем сильнее выступал его главный конкурент, Нельсон Пике на Brabham.
Всего за два Гран При до финиша, одержав в Монце вторую кряду победу, Пике возглавил чемпионат, и в тот момент поставить на титул лидера Williams могли только его самые верные поклонники. Однако в Канаде бразилец сошёл, Джонс победил, и для Пике всё было кончено. Он уступал Алану всего восемь очков, но исчерпал лимит результативных финишей (пять в семи гонках), так что даже победа принесла бы ему не 9 очков, а 7.
Победитель Кубка конструкторов был определён давным-давно, им стала Williams, так что особых интриг перед завершающим этапом не осталось. Чемпион предыдущего года Джоди Шектер объявил о завершении карьеры – этот Гран При должен был стать для него последним. Последним он был и для Эмерсона Фиттипальди – хотя по ходу уик-энда бразилец продолжал уверять, что продолжит выступления, в межсезонье он передумает.
На предыдущем этапе в Канаде Жан-Пьер Жабуй сломал ногу, и в Renault решили его не менять – в Уоткинс-Глен всё внимание команды было сосредоточено на Рене Арну. В составе Lotus должен был выступить Найджел Мэнселл, но после того, как Андретти серьёзно разбил свою машину в Канаде, в команде решили отозвать заявку англичанина, чтобы использовать его шасси.
Серьёзных аварий хватало и в Уоткинс-Глен. Уже в пятницу врезался в стальное ограждение Жак Лаффит. К счастью, француз не пострадал, но в итоге пропустил большую часть квалификаций. Его соотечественник Ален Прост отделался не так легко – после поломки подвески на его McLaren в голову пилоту попало колесо! Прост получил сотрясение мозга, а кроме того, травмировал руку, так что в McLaren предпочли снять его с Гран При. Сам Ален после этого поклялся, что следующий сезон проведёт в другой команде.
Квалификация закончилась сенсацией – свой первый в карьере поул завоевал пилот Alfa Romeo Бруно Джакомелли. И поул очень уверенный – показавший второе время Пике проиграл ему почти 0,8 секунды! Третий – Ройтеман на Williams, Джонс показал только пятое время, уступив ещё и Элио де Анджелису. Джонс последний из тех, кто проиграл поулу менее секунды – уже занявший шестое место Арну отстал более чем на полторы секунды.
В воскресенье с утра было пасмурно, но к старту гонки дождь так и не пошёл. Джакомелли уверенно захватил лидерство, позади него блестяще стартовал Джонс, попытался атаковать Ройтемана и Пике, но немного перестарался и оказался за пределами трассы, потеряв множество позиций. То же самое случилось с Чезарисом и Арну.
На первых порах Пике пытался опередить Джакомелли, но тот отбил его атаки, а вскоре создал небольшой отрыв. Нельсон, в свою очередь, держал на некоторой дистанции Ройтемана, позади которого ехали Пирони, де Анжелис и Эктор Ребаке. Мексиканец, впрочем, вскоре начал терять темп, и уже на 11-м круге свернул в боксы за новыми шинами.
Но если во главе пелотона всё было достаточно стабильно, то в середине шла активная борьба. Главным возмутителем спокойствия стал Джонс. На первом круге он откатился на 12-е место и начал прорываться наверх. К четвёртому кругу лидер чемпионата был уже восьмым, на десятом поднялся в шестёрку. На то, чтобы догнать группу лидеров, ушло какое-то время, но к середине дистанции позади остались и де Анджелис, и Пирони.
Благодаря этому Джонс оказался третьим – чуть ранее Пике ошибся, вылетел с трассы и врезался в отбойник. Увидев, что повреждения невелики, Нельсону удалось убедить маршалов вытолкнуть его машину на трассу, но добраться после этого он смог только до боксов – осмотрев шасси, механики обнаружили серьёзные повреждения аэродинамических юбок. Продолжать гонку не было смысла, и бразилец вынужден был сойти.
На 30-м круге Джонс обогнал Ройтемана и вышел на второе место. Но отставание от Джакомелли превышало 11 секунд – итальянец был очень быстр и только что проехал лучший круг гонки. Догнать его было почти нереально, но Джонсу это и не потребовалось. Всего через два круга Джакомелли вынужден был свернуть на траву и остановить свою Alfa Romeo из-за поломки зажигания.
Исход гонки был предрешён – до финиша в первой четвёрке больше не произошло никаких изменений, да и борьбы особой не было. Пятое поначалу занимал Уотсон, но на его McLaren возникли проблемы с управляемостью из-за поломки амортизатора. Джон потерял в боксах несколько минут, на пятое место поднялся Лаффит и удержал его до финиша.
За шестое борьбу вели Андретти, Вильнёв и Арну. Поначалу преимущество получил пилот Renault, который смог обогнать обоих соперников, а вскоре Вильнёв ошибся и врезался в рельс безопасности, разбив свою Ferrari. Однако на последних кругах у Арну начались проблемы с шинами, и он стал лёгкой добычей для Андретти. Марио финишировал шестым, и это был его единственный результативный финиш за весь сезон.
Джонс отпраздновал свой титул пятой победой (или шестой, как считал сам Алан, включая сюда и аннулированную гонку в Испании), хотя едва ли не больше внимания, чем новому чемпиону, было приковано к чемпиону предыдущему. После крайне неудачного сезона Шектер покидал Формулу 1, хотя и не прощался с паддоком.
Он оставался президентом GPDA и в вопросах безопасности был настроен очень решительно. «Я буду бороться за то, чтобы больше никто не приезжал сюда на гонки. Уоткинс-Глен слишком опасен», – заявил Джоди. Трудно сказать, какую роль сыграли в этом вопросе усилия Шектера, но нельзя не признать его победу: на трассу Уоткинс-Глен Формула 1 больше не возвращалась.