Гран При Великобритании: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Гюнтер Штайнер (Haas), Франц Тост (AlphaTauri)

Вопрос: Начнем с общего вопроса – как прошла первая пятничная тренировка?
Франц Тост: Для нас – вполне удачно. Мы привезли в Сильверстоун кое-какие новинки, они сработали неплохо, я с оптимизмом жду продолжения уик-энда.

Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: В первой сессии мы активно работали обеими машинами, стараясь разобраться в причинах тех сложностей, с которыми столкнулись в Будапеште. Тренировка прошла продуктивно, так как гонщики работали по разным программам. В целом это неплохое начало уик-энда.

Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: Для нас сессия тоже прошла неплохо, но я не испытываю такого оптимизма, как Кристиан и Франц, поскольку мы в команде знаем, что на скоростной конфигурации Сильверстоуна вряд ли можем рассчитывать на высокие результаты.

Мы неплохо провели тренировку, обошлось без проблем, постарались разобраться с поведением шин. Последнее оказалось непростой задачей, так как сегодня аномально жарко, в воскресенье будет прохладнее. Тем не менее, мы сработали хорошо и постарались добиться большего с тем, что имеем.

Вопрос: Кристиан, что скажете о возвращении Саймона Ренни на должность гоночного инженера?
Кристиан Хорнер: Саймон давно работает в Red Bull Racing, он был гоночным инженером Марка Уэббера, а затем Даниэля Риккардо. В конце 2018 года он сам принял решение покинуть пит-уолл и сосредоточиться на задачах на базе команды – ими он и занимался на протяжении почти двух лет. Но в нынешних условиях, когда у нас наблюдаются сложности с машиной, а Александеру Элбону не хватает опыта, мы подумали, что будет несправедливо подвергать гоночного инженера Майка Лагга, у которого немногим больше опыта, столь большому прессингу. Потому мы решили вернуть Саймона на пит-уолл, контракт между Майком и командой при этом не расторгнут.

Надеюсь, опыт и знания Саймона помогут Александеру. Представьте, насколько сложно приходится молодому гонщику, если каждый раз, когда он садится в кокпит, ему приходится снова и снова адаптироваться к многочисленным, постоянно меняющимся факторам, к иному поведению машины. Возвращение Саймона в этом плане очень своевременное.

Вопрос: Франц, в Венгрии на машине Пьера Гасли возникли проблемы с надежностью. Специалистам Honda удалось убедить вас в том, что здесь неприятности не повторятся?
Франц Тост: В Венгрии проблема касалась одного из сенсоров, в Honda это уже исправили. В той ситуации проблема с сенсором вызвала сложности с коробкой передач, она стала работать некорректно, из-за чего Пьеру пришлось сойти с дистанции. Но я уверен, что неполадка устранена, и что в этот уик-энд у наших машин будет хорошая надежность.

Вопрос: Гюнтер, ранее вы говорили, что ваша задача в Формуле 1 – радовать Джина Хааса. Насколько он был доволен выступлением команды в Венгрии?
Гюнтер Штайнер: Тот уик-энд складывался очень неровно, но в гонке мы выбрали иную, чем у соперников, тактику и заработали очко, на которое в обычных условиях вряд ли могли рассчитывать. Конечно, Джин был очень рад результату, но впереди очередной уик-энд, нам снова нужно сработать на пределе. В каждой гонке мы заново оцениваем собственную конкурентоспособность – посмотрим, получится ли у нас стабильно радовать Джина, ведь это гораздо важнее, чем то, насколько был рад наш босс в предыдущий уик-энд.

Вопрос: Гюнтер, не знаю, читали ли вы об этом, но в интервью итальянским СМИ президент Ferrari Джон Элканн сказал, что их заводская команда, вероятно, не сможет претендовать на победы до 2022 года. Ваша команда приобретает у Ferrari большую часть узлов и компонентов – как вы оцениваете слова Элканна? По сути, они означают, что и Haas с большой долей вероятности останется на том же уровне конкурентоспособности, что и сейчас.
Гюнтер Штайнер: Я понимаю, в какой ситуации мы находимся, представляю, с чем приходится иметь дело Ferrari, и для меня слова Джона Элканна не стали сюрпризом. Конечно, неприятно слышать, что и дальше будет трудно.

С другой стороны, если сам Элканн признает наличие сложностей, есть шанс, что в Ferrari с ними справятся и сделают машину по-настоящему быстрой. Я ничуть не удивлен словам Президента Ferrari, он просто сделал выводы из трех первых гонок и обрисовал ситуацию такой, какая она есть на самом деле.

Вопрос: Кристиан, опасаетесь ли вы, что Макс Ферстаппен потеряет терпение, если ему придется долго ждать реального шанса побороться за титул?
Кристиан Хорнер: Мы знаем, что Mercedes сейчас ориентир для всех, они отлично справляются с работой, у них безупречная машина. Планка поднята высоко, но мы принимаем такой вызов. Все в Red Bull Racing и Honda мотивированы на успех, и особенно мотивирован сам Макс.

Да, задача непростая, как всё в Формуле 1, но я верю в команду, в наши технологические и производственные возможности, и не сомневаюсь, что однажды мы сумеем навязать борьбу Mercedes. В 2022 году нас ждет глобальная смена регламента, но и до этого будет немало возможностей добиться прогресса и подобраться к лидерам.

Вопрос: В четверг стало известно о первом положительном тесте на коронавирус у гонщика – на карантин отправился Серхио Перес из Racing Point. Расскажите, как вы контролируете своих гонщиков между Гран При, чтобы свести риск заражения к минимуму. Мы знаем, что Серхио следовал всем предписаниям, но это его не уберегло...
Франц Тост: Я обсуждал эту тему не только с гонщиками, со всеми сотрудниками, и просил: «Соблюдайте предписания, носите маски, мойте руки. Контактируйте только с теми, кого знаете, соблюдайте социальную дистанцию, не ходите на вечеринки. Только так мы сможем избежать заражения коронавирусом».

На примере Серхио Переса мы видим, как опасна ситуация. После пика заболеваемости, который пришелся на март, ничего, по сути, не изменилось – вакцины по-прежнему нет, но я надеюсь, что уже в ближайшем будущем какие-то лекарства и сама вакцина появятся, риск подхватить вирус станет меньше, и всем не придется отсиживаться дома из-за опасений заболеть.

Кристиан Хорнер: Ситуация с Серхио – напоминание для всех. В Формуле 1 мы все сейчас изолированы от остального мира, команды изолированы друг от друга, и когда вирус обнаруживается у одного из гонщиков, это еще раз напоминает, что все меры, которые мы предпринимаем, все ограничения, которым мы следуем, были введены неспроста.

FIA, FOM и команды делают всё возможное, чтобы свести к минимуму контакты, в которых нет явной необходимости – как по ходу уик-энда, так и в перерывах между Гран При, как на трассе, так и на базе команды. Это непросто, но случай с Пересом доказывает, что коронавирус никуда не делся, он по-прежнему вокруг. Нам предстоит посетить страны, переживающие вторую «волну» заболеваемости, и мы все должны вести себя предельно дисциплинированно и неукоснительно следовать предписаниям. В целом FIA, FOM и команды пока неплохо справляются с ситуацией.

Гюнтер Штайнер: Соглашусь с Кристианом, FIA, FOM и команды неплохо справляются. В Haas мы просили сотрудников соблюдать правила, проблема может коснуться каждого – что и подтвердил случай с Серхио Пересом. Но если следовать предписаниям, можно свести риск заражения к минимуму или не допустить дальнейшего распространения вируса. Важно каждому быть ответственным, ведь мы не можем следить за всеми вне трассы. Надеюсь, все будут предусмотрительны, и вирус вскоре отступит.

Вопрос: Кристиан, вы говорили о новом гоночном инженере для Александера Элбона. Как вы оцениваете выступления Александера, и в каких областях ему нужно добиться прогресса?
Кристиан Хорнер: В адрес Алекса в последнее время было много критики, но зачастую он её не заслуживал. В первой гонке в Австрии за счёт стратегии Элбон получил шанс побороться за победу, но был выбит с трассы Льюисом Хэмилтоном. Во второй гонке он финишировал четвертым, а в третьей – пятым. Притом мы понимаем, что наша нынешняя машина ведет себя далеко не оптимально, к ней трудно найти подход, и для гонщика, у которого не так много опыта, это слишком сложная задача. Алекс впечатляюще справлялся с прессингом, ему просто нужно больше времени, и мы делаем всё возможное, чтобы оказать ему максимальную поддержку. Более опытный инженер, с которым он сейчас работает, безусловно, поможет прогрессу.

Вопрос: Кристиан, как обстоят дела с доработкой машины. В Сильверстоун команда привезла немало новинок, Макс и Александер сказали, что работа продолжается, но с этапа в Венгрии прошло не так много времени, и эти доработки, очевидно, не ответ на сложности, возникшие в Будапеште, а часть запланированной программы? Как много времени понадобится Red Bull Racing, чтобы снова соперничать с лидерами?
Кристиан Хорнер: Эти доработки – как раз ответ на ситуацию в Венгрии. Получив информацию с трассы, сотрудники на базе работали сутки напролёт, и все модификации, которые вы могли наблюдать на машине сегодня, были созданы с учётом комментариев, полученных от гонщиков в Венгрии.

Зимой мы решили скорректировать концепцию передней части машины, что привело к аномалиям, с которыми нам ещё нужно разобраться. Наши инженеры и гонщики здорово поработали, мы всё лучше понимаем ситуацию, и я надеюсь, что с подготовленными новинками мы начнем понемногу компенсировать все недостатки. Результаты первой тренировки получились позитивными, теперь нужно закрепить прогресс по ходу уик-энда.

Вопрос: Гюнтер, Кевин Магнуссен сказал, что в базисе VF-20 намного лучше прошлогодней машины, и что её нужно дорабатывать. Как с этим обстоят дела? Команда планирует представить какие-либо модификации уже в ближайшем будущем?
Гюнтер Штайнер: В ближайшее время масштабных обновлений мы не планируем, поскольку база команды долгое время была закрыта на карантин, а больших ресурсов, как у лидеров, у нас нет. Даже если мы что-то начнём разрабатывать сейчас, детали появятся на машинах слишком поздно, потому мы решили, что в этом сезоне постараемся, прежде всего, стабилизироваться после всех связанных с пандемией трудностей, чтобы к следующему сезону подойти в лучшей форме.

Вопрос: Стабилизация, очевидно, имеет отношение к надежности, но проектируют ли в Haas какие-то новые элементы?
Гюнтер Штайнер: Нет, разработка не ведётся.

Вопрос: Гюнтер, до возобновления сезона вы высказывали опасения насчёт того, что у Формулы 1 нет запасного плана на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств. Вопрос ко всем: если благодаря стараниям FIA и FOM мы благополучно проведем этот сезон, какого рода запасной план вы будете продумывать на 2021 год, ведь никто не знает, как долго будет продолжаться пандемия?
Кристиан Хорнер: Для всех нас это новая ситуация, и, как справедливо было замечено, вряд ли пандемия внезапно закончится 31 декабря 2020 года – она будет продолжаться до тех пор, пока не изобретут вакцину. Коронавирус ещё долго будет рядом, и вопрос в том, насколько эффективно мы будем контролировать ситуацию.

С принятыми ограничениями нам удалось начать сезон и успешно провести несколько гонок, а далее… Далее потребуется быть гибкими, к тому же, все команды уже научились оперативно адаптироваться. Мы по-прежнему не знаем, насколько продолжительным будет нынешний сезон, и где мы будем гоняться в октябре, ноябре и декабре. Потому всем командам нужно гибко реагировать на изменения и тесно сотрудничать с FIA и FOM. Думаю, такой подход будет актуален еще довольно долго.

Франц Тост: Команды, FIA и FOM тесно взаимодействуют между собой, чтобы справиться с непростой ситуацией. Она непростая не только в автоспорте – в спортивном мире в целом. Примерно то же самое можно наблюдать в футболе, в лыжах – впрочем, давайте дождемся старта лыжного сезона, хорошо?

Нужно быть гибкими и, возможно, отдать предпочтение тем странам, где меньше случаев заболевания COVID-19, и провести гонку там. Формула 1 – общемировой вид спорта, соответственно, мы можем выбирать, в какую страну отправиться. И я убежден, что мы и в следующем году сможем провести сезон.

Гюнтер Штайнер: Никто не знает, где в очередной раз проявит себя коронавирус. Как заметил Кристиан, до тех пор, пока не будет изобретена вакцина, ситуация остается нестабильной, и мы должны действовать шаг за шагом, внимательно следя за развитием событий.

Сейчас все понимают, что пандемия не закончится в 2020-м, нужно продумать, как действовать в 2021-м. В FIA и FOM стараются всё просчитать и предусмотреть, но я не знаю, чем всё в итоге закончится – нужно просто быть готовыми к любым сценариям.

Пять месяцев назад многим казалось, что нынешний сезон не состоится, однако сейчас у нас есть реальная перспектива провести 15 гонок. Думаю, решение будет найдено. В Формуле 1 умеют находить варианты и решать проблемы, мы справимся и в этот раз.

Вопрос: Вопрос ко всем. Можно ли предпринять какие-то меры, чтобы снизить нагрузку на механиков во время строенных этапов?
Гюнтер Штайнер: Меры уже приняты. Во-первых, по ночам работать запрещено, не так ли? Да, во время строенных этапов сотрудники очень устают, однако каждую ночь у них есть девять часов на сон, если они отправляются в кровать, а не занимаются какими-то делами. Мы стараемся контролировать ситуацию, а в FOM делают всё возможное, чтобы в дальнейшем избежать строенных этапов. Три гонки подряд – своего рода исключение, но мы пока успешно с этим справляемся.

Кристиан Хорнер: Я согласен с Гюнтером. С появлением режима закрытого парка график работы у механиков отличается от того, что было 10-15 лет назад. Сейчас для парней определено время, в которое они обязаны находиться вне трассы, и это позволяет легче переносить строенные этапы – им не приходится работать без сна трое-четверо суток подряд, как было в старые добрые времена. Да, прессинг присутствует, но всё это вполне по силам. Да и у парней, в конце концов, есть дух соперничества. Если им предоставить выбор, не проводить гонки вовсе или гоняться три-четыре уик-энда подряд, любой из них предпочтет приехать на трассу и выкладываться на пределе.

Вопрос: Кристиан, насколько непростым для механиков Red Bull Racing оказался этап в Венгрии? В ночь с пятницы на субботу команда нарушила режим комендантского часа, а буквально перед стартом механикам пришлось в спешке чинить машину Макса Ферстаппена. После гонки было ли чувство опустошения, усталости?
Кристиан Хорнер: Механики были измотаны, но, в то же время, очень довольны. Да, уик-энд выдался для них непростым. По ходу сезона каждой команде разрешено два раза нарушить режим комендантского часа и не получить за это штраф, в пятницу в Венгрии мы впервые воспользовались этим правом, и механики всю ночь работали над машиной, меняя всевозможные детали. Суббота сложилась неудачно, мы были огорчены результатами квалификации, ну а в воскресенье по пути к стартовой решетке Макс нелепым образом повредил машину.

К счастью, этих повреждений оказалось недостаточно, чтобы лишить Макса возможности стартовать. У механиков оставалось 20 минут на замену толкателя и тяги – на эту операцию, как правило, требуется полтора часа, но они всё-таки успели. Это было феноменально!

Макс отплатил им наилучшим способом – великолепно провел гонку и поднялся на подиум. Потому после уик-энда у всех осталось ощущение, что невероятные усилия были не напрасными. Все в Red Bull Racing очень горды тем, как сработали наши механики в Венгрии!

Вопрос: Франц, что скажете о строенных этапах и нагрузке на команду?
Франц Тост: Прежде всего, мы должны быть благодарны за то, что гонки в принципе проводятся – пару месяцев назад это было под большим вопросом. Мне не кажется, что механики так уж перегружены своей привычной работой. Да, если машина ломается или получает повреждения, приходится нелегко, но механики – особенно в Формуле 1 – должны быть привычны к таким ситуациям и оперативно с ними справляться.

Что касается строенных уик-эндов, если этапы проводятся на одной и той же трассе две недели подряд, как, например, две гонки в Сильверстоуне, а затем, хочется верить, в Барселоне, в этом нет никаких проблем – переезжать приходится всего один раз. Лично я не вижу откровенно уставших людей – в своей команде точно.

Вопрос: Кристиан, не кажется ли вам, что в прошлом году присутствие неопытного гоночного инженера отчасти помешало прогрессу Пьера Гасли в Red Bull Racing?
Кристиан Хорнер: Пьер на тот момент был более опытным, чем Алекс сейчас, да и машина у нас была стабильнее нынешней. Не думаю, что опыт инженера как-то повлиял на результаты Пьера в том сезоне.

Вопрос: Вопрос ко всем. Льюис в этом сезоне выглядит абсолютным фаворитом. Кому из тех, кто не управляет машиной Mercedes, по силам остановить шестикратного чемпиона мира? И еще: каким вам видится Сильверстоун без болельщиков?
Кристиан Хорнер: Конечно, Льюис признанный фаворит, так как пилотирует на высочайшем уровне, а машина Mercedes невероятно хороша как в части шасси, так и в части мотора. Им удалось здорово прибавить от сезона к сезону, Льюис не раз побеждал в Сильверстоуне – потому и в этот уик-энд его и Mercedes шансы максимально высоки. Мы сделаем всё возможное, чтобы осложнить соперникам задачу, однако на этой трассе многие скоростные повороты уже напоминают прямые, так как проходятся на полном газу, и в них Mercedes традиционно очень быстры. Но я всё же надеюсь, что мы добьемся прогресса и сможем потревожить их в гонке.

Что касается трассы без болельщиков, всё это очень странно и досадно. С самого детства я помню Гран При Великобритании почти как фестиваль, и мне было непривычно приехать сюда сегодня и не увидеть на трибунах ни одного болельщика. В этом плане, конечно, нет ощущения, что мы находимся в Сильверстоуне, но как только оживают моторы машин, ты концентрируешься только на них, и здесь всё так же, как если бы вокруг были зрители. Просто нет той фестивальной атмосферы, и вы разговариваете с нами по видеосвязи из кухни, а не в этом зале!

Вопрос: Кристиан, рассчитываете ли вы, что в воскресенье Макс будет ближе к гонщикам Mercedes, чем в любой из предыдущих гонок?
Кристиан Хорнер: Сложно делать прогнозы. Первая тренировка прошла позитивно, но в прошедших гонках мы усвоили, что у Mercedes большое преимущество в скорости. Мы делаем всё возможное, чтобы сократить отставание, тогда как они просто контролируют свой темп в соответствии с темпом соперников.

Уверен, у них огромный резерв скорости – вы сами видели, как в Венгрии Валттери Боттас стремительно догонял Макса на последних кругах гонки. Пожалуй, как раз тогда мы увидели реальную скорость Mercedes, в то время как Льюис в двух предыдущих гонках явно ехал не в полную силу, чтобы не создавать лишнюю нагрузку на свою машину.

Франц Тост: Конечно, Льюис Хэмилтон и Mercedes явные фавориты. Как вы сами знаете, этот дуэт гонщика и команды очень силён, но гонка будет в воскресенье, и я надеюсь, что Макс сможет навязать борьбу, ведь нам нужна захватывающая борьба. Будет сущим кошмаром, если Хэмилтон просто умчится ото всех – это не то, что хотят наблюдать зрители. Зрители жаждут борьбы и обгонов.

Если говорить о болельщиках, досадно, что их нет на трибунах – особенно в случае с Сильверстоуном, ведь британские болельщики хорошо разбираются в автоспорте. Всегда приятно наблюдать, как они реагируют на красивый обгон, да и погода в этот раз особенно хороша, что в Великобритании случается не так уж часто. Жаль, что болельщиков в этот раз нет, но такова ситуация.

Гюнтер Штайнер: Уверен, Льюису не нужно опасаться Haas, не так ли? Конечно, он явный фаворит. Возможно, Нико Хюлкенберг сможет что-то выжать из розового Mercedes, но шансы Льюиса всё же выше.

Болельщики? Нам не хватает их на всех трассах, но здесь круг довольно длинный, ты практически постоянно мчишься между трибунами, и атмосфера, как заметил Кристиан, напоминает некий фестиваль. Это не просто гонка, болельщики здесь настолько увлечены автоспортом, что по ним действительно очень скучаешь.

Мы скучаем по ним везде, но здесь как-то особенно сильно, ведь у нас с местными болельщиками много общего. Надеюсь, вскоре ситуация с коронавирусом пойдет на спад, и болельщики вернутся – они нужны нам не только в Сильверстоуне, но на всех трассах, где мы выступаем, ведь болельщики – часть нашего спорта.

Как сказал Кристиан, как только «оживают» моторы, ты забываешь обо всем, но когда вечером ты покидаешь трассу, нет никого вокруг, кому интересно, как ты сработал, что ты сделал. Это странное ощущение, но я надеюсь, что вскоре всё вернется в привычное русло.

Вторая пресс-конференция

Участники: Марио Изола (Pirelli), Отмар Сафнауэр (Racing Point), Тойохару Танабе (Honda)

Вопрос: Отмар, как чувствует себя Серхио Перес? Вы разговаривали с ним?
Отмар Сафнауэр: Я не беседовал с ним сегодня, но беседовал в четверг. У него нет каких-либо симптомов коронавируса, и Серхио сам был удивлен, когда тест оказался положительным. Наш гонщик просто не мог в это поверить, он сказал: «Не может быть, никаких симптомов нет, я чувствую себя отлично!»

Серхио путешествовал только на частных самолётах, не пользовался регулярными рейсами и был уверен, что принял все меры предосторожности. Он в полном порядке, мы будем ежедневно контролировать его состояние. Сейчас Серхио на карантине, а когда мы удостоверимся, что вируса в его организме нет, он сможет вернуться к гонкам.

Вопрос: Приятно видеть в паддоке Нико Хюлкенберга, но как вам удалось привлечь его? Он не является резервным пилотом Racing Point, расскажите, как всё получилось.
Отмар Сафнауэр: Да, Нико не является резервным пилотом команды, и мы думали… Я начал прикидывать варианты уже тогда, когда первый тест Серхио дал неоднозначный результат, ведь всегда нужно надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Мы одновременно рассматривали кандидатуры Нико Хюлкенберга и Эстебана Гутьерреса. Кроме того, был вариант пригласить Стоффеля Вандорна, но он не мог приехать в Сильверстоун из-за мероприятий в Формуле E, потому нам оставалось сделать выбор между Эстебаном и Нико.

Инженеры решили, что Нико нам подходит лучше, ведь он хорошо знаком с командой, знает всех инженеров, все процессы и имеет опыт работы на нашем симуляторе. Ему не составит труда вернуться к работе, кроме того, у него есть опыт выступлений с предыдущего сезона. Нам как раз требовался тот, кто может заработать для команды несколько очков, и мы решили, что Хюлкенберг будет оптимальным выбором.

Вопрос: Что вам ответил Нико, когда вы ему позвонили?
Отмар Сафнауэр: Нико прилетел в Германию для участия в каких-то тестах – не представляю, в какой именно гоночной серии. Его рейс приземлился в аэропорту, Нико ответил: «Да-да, я только что прилетел и буду участвовать в тестах», - я сказал: «А может тебе вернуться в кокпит Формулы 1?» - и он ответил: «Конечно, да!» Кажется, ему понадобился всего один час в Кельне, чтобы забрать ботинки и шлем, который оказался не той спецификации – после чего он вылетел в Бирмингем и прибыл в Сильверстоун уже вечером в четверг.

Вопрос: Как прошла для него первая пятничная тренировка?
Отмар Сафнауэр: Очень неплохо. Мы были вынуждены чуть позже приступить к работе, так как не сразу получили результаты теста на коронавирус, но далее Нико быстро адаптировался, а его комментарии позволили нам добиться прогресса. Были моменты, которые ему не понравились, были и те, что пришлись по нраву – мы внесем коррективы и посмотрим, что получится.

Вопрос: Марио, сегодня в Сильверстоуне было непривычно жарко. Насколько сильным был износ шин в первой тренировке, насколько быстро они теряли эффективность?
Марио Изола: Вы знаете, что результаты второй тренировки более показательны, чем результаты первой. Мы как раз анализируем результаты первой сессии, притом нужно посмотреть, какими будут износ и потеря эффективности во второй.

В Сильверстоун мы привезли три наиболее жестких состава, для гонки наверняка подойдут С1 и С2, тогда как с С3 придется обращаться более внимательно, особенно если именно на нём в команде решат стартовать – собственно, именно этот состав все наверняка будут использовать в квалификации.

Погода ожидается хорошая, правда, в субботу и воскресенье будет заметно прохладнее, чем в пятницу – это ещё один фактор, который команды должны принять во внимание в субботней тренировке. Посмотрим, как всё получится.

Вопрос: В Pirelli решили привезти иные составы на вторую гонку в Сильверстоуне, тогда как в Австрии в обеих гонках составы были одинаковыми. В чем причина такого решения?
Марио Изола: В Австрии у нас просто не было времени среагировать. В случае с Сильверстоуном у нас была дискуссия с участием всех команд, FIA и FOM, по итогам которой во второй гонке будут использоваться составы C2, C3 и C4. Такой подход мы апробировали еще в Австрии в Формуле 2. Он себя оправдал, мы увидели разные стратегии в двух гонках – надеюсь, нечто подобное мы увидим и в Формуле 1.

Вопрос: Господин Танабе, как прошла первая пятничная тренировка для Honda?
Тойохару Танабе: На данный момент каких-либо проблем с силовыми установками Honda не выявлено, однако они наблюдались в предыдущих гонках, так что мы обязаны приложить максимум усилий. Что касается мощности, мы активно работаем и с Red Bull Racing, и с Alpha Tauri, чтобы добиться лучших показателей. Можно сказать, что на данный момент дела идут неплохо.

Вопрос: Отмар, мы слышали, что Серхио не уведомлял команду о своих планах посетить Мексику и не запрашивал разрешение. Верна ли эта информация, и если да, скажется ли это на контракте Серхио?
Отмар Сафнауэр: В контракте Серхио нет пункта, согласно которому он обязан просить позволения повидаться с семьей. Его родные живут в Мексике, потому нет ничего удивительного в том, что после гонки он вернулся в Мексику – так он поступал всегда. Мы обсудили, как именно он летал в Мексику и обратно, в обоих случаях это был арендованный самолёт, а не регулярный рейс. Никаких претензий к гонщику у нас нет.

Вопрос: Отмар, почему вы подтвердили Нико Хюлкенберга всего на одну гонку, если из-за ограничений в случае коронавируса Серхио Перес пропустит, по меньшей мере, два этапа?
Отмар Сафнауэр: Если будет известно точно, что Серхио пропустит две гонки, Нико заменит его в обеих, но абсолютной уверенности в этом нет. Мы по-прежнему не знаем, сколько должен длиться карантин – семь или десять дней. Положительный результат теста был получен в среду, когда, хотя я в этом не уверен на 100%, в Великобритании срок карантина был семь дней, а потом его увеличили до десяти.

Если срок – десять дней, Нико примет участие в двух гонках. Если семь, остается один нюанс – повторный тест Серхио должен быть отрицательным. Если он окажется положительным, Нико будет представлять нашу команду и во второй гонке в Сильверстоуне.

Вопрос: Вне зависимости от того, насколько вы понимаете семейные чувства Серхио, не кажется ли вам неразумным со стороны гонщика летать в страну, где ситуация с коронавирусом остается одной из наиболее острых, когда у гонщика обязательства перед командой?
Отмар Сафнауэр: Всегда легко рассуждать постфактум. Многие люди постоянно проживают в странах, где ситуация с коронавирусом остается неблагоприятной – например, значительная часть наших сотрудников живёт в Нортхэмптоне, где, как известно, был введен режим изоляции. Мы придерживаемся принципа, что нужно соблюдать все меры предосторожности, и тогда заражения удастся избежать. Теперь нужно разобраться, как именно Серхио подхватил коронавирус, и избежать подобного в будущем.

Вопрос: Отмар, каково состояние других изолированных сотрудников команды? Были ли другие положительные тесты, и как в таком случае работает сам режим изоляции?
Отмар Сафнауэр: Вместе с Серхио в Мексику летали его физиотерапевт и личный ассистент. Их тесты оказались отрицательными, но сотрудники всё равно ушли на карантин на 7 или 10 дней. Ещё трое работали с Серхио на симуляторе, но они не контактировали напрямую: у нас всё организовано так, что симулятор находится в одном помещении, а пункт контроля - в другом, так соблюдается необходимая социальная дистанция. Кроме того, все сотрудники пользуются средствами индивидуальной защиты.

В целях предосторожности эти трое ушли на карантин до тех пор, пока их тесты не окажутся отрицательными. Мы сделали тесты – ни одного положительного. Повторное тестирование было проведено в пятницу утром, сейчас сотрудники работают на базе, не в паддоке, я уверен, что результат теста снова будет отрицательным, и тогда мы решим, стоит ли этим специалистам приехать на трассу. Я на 100% уверен, что у них нет вируса, но важно максимально в этом удостовериться, потому мы проверяем как минимум дважды.

Вопрос: Марио, Формула 2 перешла на 18-дюймовые шины уже в этом году. Было ли нечто такое, что вас удивило и заставило скорректировать программу перехода Формулы 1 на аналогичные шины в 2022 году?
Марио Изола: Нет, первые несколько гонок прошли без неожиданностей. Всегда полезно собрать информацию в реальных гоночных условиях с участием 22 машин – такое невозможно воспроизвести на тестах, это важная часть нашей работы, притом я доволен первыми результатами. Правда, в Венгрии шины довольно быстро теряли эффективность из-за гранулирования, с этим нам предстоит разобраться. Для 18-дюймовых шин нынешний сезон Формулы 2 дебютный, и нам, скорее всего, предстоит доработать их уже к следующему году – это будет важно и для Формулы 1.

Как вы знаете, до всеобщей приостановки работы мы успели провести четыре тестовых сессии и рассчитываем продолжить эту работу в начале 2021 года. Сейчас мы проводим разве что испытания на нашей базе в Милане, не на трассе, но информация из Формулы 2 будет весьма ценной, даже если размеры шин несколько иные, а нагрузки не идут ни в какое сравнение с Формулой 1. Это в любом случае полезный опыт.

Вопрос: Отмар, как обстоят дела с контрактами ваших гонщиков? Были сообщения, что опцион на продление контракта с Серхио Пересом заканчивается в эту пятницу. Каковы планы насчет самого Серхио, а также Лэнса Стролла и Себастьяна Феттеля?
Отмар Сафнауэр: Мы не любим раскрывать детали наших соглашений, но я всё же воспользуюсь этой возможностью и скажу, что информация об окончании срока действия опциона не соответствует действительности.

Вопрос: Господин Танабе, в этом сезоне Mercedes демонстрируют отличную скорость. Вас удивило, какого прогресса им удалось добиться в сравнении с предыдущим сезоном?
Тойохару Танабе: Должен признаться, я удивлен прогрессом Mercedes. Мы уже выяснили, в каких областях им уступаем, и пусть это будет нелегко, мы всё-таки постараемся подобраться к ним в квалификации и гонке. Наши инженеры в Милтон Кинсе и Сакуре делают для этого всё возможное.

Вопрос: Господин Танабе, верно ли, что на этой неделе у вас была встреча с представителями Red Bull Racing и Alpha Tauri? Если да, какие вопросы на ней обсуждались, и остались ли все участники довольны итогами встречи?
Тойохару Танабе: Нам представилась возможность вместе с командами обсудить итоги трех первых гонок. Мы обсудили скорость и результаты, поделились выводами, а также обрисовали планы на будущее – не только на этапы в Сильверстоуне, но и на сезон в целом. Пусть число этапов всё еще не определено, у нас есть свои соображения насчёт того, как максимально эффективно использовать те установки, что есть в распоряжении команд – этими соображениями мы и поделились с Red Bull Racing и Alpha Tauri.

Вопрос: В продолжение темы – каким образом вы контролируете эффективность использования силовых установок, если не знаете, сколько гонок предстоит провести в нынешнем сезоне?
Тойохару Танабе: Мы следуем требованиям регламента и техническим директивам, выпущенным перед началом сезона, согласно которым команды могут использовать две силовые установки. К сожалению, мы не знаем, в какой момент в чемпионате определятся с итоговым числом Гран При, потому стараемся действовать сообразно ситуации.

Вопрос: Отмар, каким образом вы выбирали замену Серхио Пересу? Вы упомянули гонщиков, пользующихся поддержкой Mercedes, но рассматривали ли вариант с приглашением Джорджа Расселла, если он, конечно, был доступен? Изменила ли эта ситуация ваше мнение насчёт того, нужен ли команде молодой резервный гонщик – своеобразный протеже, который будет рядом каждый уик-энд?
Отмар Сафнауэр: Мы работали с Джорджем на тестах, он очень талантливый гонщик, но у него действующий контракт с Williams, поэтому его кандидатуру мы не рассматривали. Мы выбирали из тех, у кого нет действующего контракта с какой-либо из команд Формулы 1, и кто одновременно выступает резервным гонщиком Mercedes. Вероятность того, что нам или самой команде Mercedes потребуется заменить обоих гонщиков крайне мала, потому у нас единый резерв на два коллектива. Стоффель Вандорн оказался недоступен, осталось выбрать между Эстебаном Гутьерресом и Нико Хюлкенбергом. Возможно, после пары гонок Нико захочет официально стать нашим резервным пилотом – я спрошу его об этом!

Вопрос: Отмар, правильно ли мы поняли, что вы не знали, что Серхио Перес побывал в Мексике? Не кажется ли вам, что правила поведения следует ужесточить? Есть уже несколько примеров того, как разные гонщики уезжают далеко от автодрома в перерыве между гонками, и возникают вопросы, насколько допустимы подобные действия. Стоит ли ужесточить правила поведения и ввести штрафы, чтобы гонщики не уезжали далеко от трассы, и чтобы режим изоляции в целом соблюдался лучше?
Отмар Сафнауэр: В правилах было прописано, что между двумя австрийскими этапами, а также во время уик-энда в Венгрии гонщики и сотрудники команды не должны покидать территорию автодрома и отеля. В частности, в Будапеште покинуть отель не могли даже те, у кого имеется Шенгенская виза – это касалось всех, даже гонщиков. Но после Гран При Венгрии в чемпионате был свободный уик-энд, во время которого все старались повидаться с родными. Итальянские команды и наши партнеры из Pirelli вернулись в Италию, швейцарская команда вернулась в Швейцарию, а каждый гонщик – в свою родную страну.

Я уже говорил, насколько легко рассуждать постфактум. Возможно, нам действительно стоит скорректировать правила поведения и ввести требование соблюдать режим изоляции на протяжении всего сезона. Я пару раз читал этот документ, в FIA сказали, что текст периодически можно дополнять и исправлять – возможно, так и будет сделано, но не думаю, что Серхио поступил неправильно, когда уехал домой повидаться с семьей. Он принял все меры предосторожности, и в этом плане его поведение ничуть не отличается от поведения всей команды Ferrari, точно так же вернувшейся в Италию.

Вопрос: Отмар, ситуация с Серхио Пересом отодвинула на второй план другую историю с участием вашей команды, а именно протест, поданный против Racing Point со стороны Renault. Как с ним обстоят дела? Вам удалось удовлетворить все требования FIA? Кажется, от вас требовали предоставить все чертежи. Подозрения уже сняты? Есть ли хоть какая информация?
Отмар Сафнауэр: Технический делегат FIA задал нам вопросы, мы на них ответили, а еще мы направили свои комментарии по сути протеста – оба документа уже в распоряжении FIA. Мы предоставили всю информацию, и я на 100% уверен, что сотрудники нашей команды прекрасно знают регламент. Как в случае с другими коллективами, задача наших инженеров – добиваться максимального эффекта в рамках правил, с ней они успешно справились.

Не стоит удивляться, что наша команда, располагающая пусть не нулевым, но всё же одним из самых скромных бюджетов в Формуле 1, способна работать эффективно. Наш бюджет существенно меньше 100 миллионов евро, однако на протяжении трех лет подряд нам удается быть четвертыми по чистой скорости. С новыми владельцами команда получила дополнительное финансирование, и нет ничего удивительного в том, что мы эффективно использовали средства и добились прогресса. Это свойство отличало коллектив задолго до того, как я к нему присоединился – еще во времена Эдди Джордана команда выступала намного лучше, чем можно было ожидать, глядя на её численность и финансовые возможности. Многие специалисты Jordan по-прежнему работают у нас, ключевые принципы команды остаются неизменными – так будет и дальше вне зависимости от того, кто является основным акционером. Мы всегда будем превосходить ожидания, а если финансовые возможности будут шире, результаты, соответственно, будут выше.

Вопрос: Отмар, вы сказали, что ваши сотрудники знают правила. Какими, по-вашему, будут последствия, если выяснится, что сотрудники всё-таки действовали в обход регламента?
Отмар Сафнауэр: Терпеть не могу отвечать на гипотетические вопросы. Обвинения в наш адрес не будут доказаны, это совершенно очевидно, так как команда не нарушала правил. Представители FIA уже приходили к нам и всё проверили. Они остались довольны тем, что с нашей стороны нарушений не было, но сами стюарды к нам не приходили и не смотрели. Протест против нас подан, мы соберем всю информацию, что ранее предоставили FIA, и продемонстрируем её стюардам.

Перевод: Валерий Карташев