Гран При России: Пресс-конференция в субботу

1. Ландо Норрис (McLaren)
2. Карлос Сайнс (Ferrari)
3. Джордж Расселл (Williams)

Интервью на трассе

Вопрос: (Джонни Херберт) Ландо, вы впервые завоевали поул! Как ощущения?
Ландо Норрис: Потрясающе, у меня нет слов! Сумасшедшая квалификация, но у нас всё складывалось неплохо, а в конце мы решили перейти на слики. Я не думал, что окажусь на поуле, но в итоге его завоевал и невероятно этому рад! Спасибо команде, все в McLaren сработали великолепно!

Вопрос: (Джонни Херберт) Насколько сложными были условия на трассе? Наверняка вам было непросто проехать настолько быстрый круг!
Ландо Норрис: Я всегда стараюсь, чтобы мой голос звучал бодро, но поверьте, контролировать машину было очень непросто. Похоже, мы верно поймали момент, когда слики стали работать эффективнее промежуточных шин. Кругом ранее я уступал графику поула почти две секунды и не был уверен, что удастся прибавить, но постарался как можно лучше прогреть резину, далее рисковал, и всё получилось!

Вопрос: (Джонни Херберт) Что думаете о старте? Вы начнете гонку с поула, впереди свободная трасса. С нетерпением ждете завтрашнего дня?
Ландо Норрис: Честно говоря, не совсем, ведь на разгоне к первому повороту лидирующая позиция уязвима! Впрочем, кто знает, может всё сложится удачно. Мы обеспечили себе лучшую стартовую позицию, это мой первый поул в Формуле 1 и, хочется верить, первый из многих!

Вопрос: (Джонни Херберт) Я видел, как вас поздравил Андреас Зайдль. Что он сказал?
Ландо Норрис: Я не слышал, чтобы Андреас что-то говорил, он просто меня обнял. Не скажу, что после Монцы мы в самом деле ждали такого результата, но в дождевых условиях всегда есть шанс, и сегодня мы им воспользовались. После успешного этапа в Монце мы здорово начали этот уик-энд, надеюсь, завтра получится продолжить в том же духе!

Вопрос: (Джонни Херберт) Карлос, как всё прошло? Второе место в очень непростых условиях, вы довольны?
Карлос Сайнс: С самого начала квалификация складывалась очень сложно, но после второй сессии я увидел, что может появиться шанс перейти на слики. Мы выбрали правильную стратегию, поехав в боксы за сликами, когда до конца сессии оставалось время, чтобы прогреть резину и проехать два круга.

Мне удалось собрать очень хороший круг, но, к сожалению, я ехал одним из первых, поэтому не смог максимально использовать улучшение состояния трассы. Тем не менее, хороший круг, который я проехал на пределе.

Вопрос: (Джонни Херберт) Как дела с гоночным темпом? В пятницу на длинной серии кругов вы были конкурентоспособны, что оставляет шансы на хороший результат...
Карлос Сайнс: В этот уик-энд мы выглядим неплохо. Медленнее всего мы с промежуточной резиной – остаются проблемы, которые предстоит решить, но на сликах мы быстры. Позади меня стартуют оба гонщика Mercedes и Red Bull, которые будут очень быстры завтра. Я ожидаю, что они прорвутся вперёд, но попробуем навязать им борьбу.

Вопрос: (Джонни Херберт) Ждёте сражения на отрезке до второго поворота?
Карлос Сайнс: Надеюсь, завтра на старте я смогу обогнать Ландо. Если не получится, то, по крайней мере, получу слип-стрим за ним. Старт на этой трассе со второго места, с грязной стороны, не лучший вариант, поэтому вечером нужно поработать, чтобы завтра не потерять слишком много на первых метрах. Посмотрим, смогу ли я после этого получить слип-стрим и обогнать Ландо.

Вопрос: (Джонни Херберт) Джордж, насколько вы рады третьей стартовой позиции?
Джордж Расселл: Это невероятно! Я во второй раз за последние четыре гонки квалифицировался в тройке! Команда снова великолепно поработала, поставила мне подходящие шины в нужный момент. Условия были непростыми: всего одна сухая траектория, если проехать на пару сантиметров шире, можно вылететь с трассы. Я поздравляю Ландо и Карлоса и с нетерпением жду гонку.

Вопрос: (Джонни Херберт) Она наверняка будет интересной! Полагаю, с этой стартовой позицией и в условиях, как ожидается, сухой погоды вы рассчитываете побороться с Ландо и Карлосом, не так ли?
Джордж Расселл: Именно так. В пятницу у нас был один из лучших в сезоне темп на машине с полными баками, но по-прежнему много уступаем McLaren и Ferrari, а также Mercedes, стартующим позади. Придётся побороться, но у нас неплохая скорость на прямых, так что я настроен снова побороться за подиум. Мне нечего терять.

Пресс-конференция

Вопрос: Ландо, мы слышали, как по радио вы очень радовались своему результату! Вы уже в полной мере прочувствовали, что впервые завоевали поул?
Ландо Норрис: У меня просто очень радостное чувство, я не знаю, что сказать! Ты чувствуешь, что сработал хорошо, а потом выясняется, что у тебя поул, на который ты не особенно и рассчитывал. Это мой первый поул за много гонок, возможно, он еще долго будет единственным, но результат потрясающий, особенно в сегодняшних погодных условиях.

Было непросто, требовалось рисковать в расчёте, что риск оправдается – так и вышло! Забавно, что свой первый поул я завоевал на трассе, где меньше всего хотел бы стартовать первым из-за очень длинного отрезка до второго поворота, но я всё равно очень рад!

Вопрос: Насколько непросто было пилотировать на сликах?
Ландо Норрис: К началу попытки я уже проехал пару кругов, один на промежуточных шинах, другой – на сликах, и понимал, в каких местах трасса совершенно сухая, а в каких остаётся влажной. В каждом повороте я надеялся, что машину не сорвёт с траектории, настолько агрессивно приходилось атаковать.

Никогда не знаешь, что получится у соперников, которые точно так же атакуют на пределе, чувствуя, что в таких погодных условиях есть шанс взять поул. Мы сориентировались верно и вовремя перешли на слики. Впрочем, практически все поступили точно так же. Было правда непросто, то же самое вам наверняка скажут Карлос и Джордж.

Вопрос: Какова ваша цель на гонку? Победа?
Ландо Норрис: Интересно, какого ответа вы ждёте от меня после предыдущей гонки? Конечно, было бы здорово подарить McLaren ещё одну победу, но я не так уж на неё рассчитываю, ведь по чистой скорости Mercedes и Red Bull Racing намного быстрее нас.

У нас неплохой темп, в пятницу машина была конкурентоспособна на сухой трассе, сегодня хорошо показала себя на влажной, но до второго поворота здесь очень длинный отрезок, нужно как можно лучше стартовать и быть готовым отразить атаку. Думаю, в любых погодных условиях мы можем рассчитывать на солидное количество очков, особенно при старте с поула.

Вопрос: Карлос, впервые в карьере вы стартуете с первого ряда! Что это значит для вас?
Карлос Сайнс: Безусловно, результат хорош. С другой стороны, я был близок к завоеванию поула, и в этом плане второе место воспринимается не так ярко, как могло бы, но в целом мы сработали верно, а мне удалось на последних минутах проехать неплохой круг.

К сожалению, я одним из первых завершил попытку на сликах, и в такой ситуации всегда думаешь – а если бы я выехал чуть позже, насколько быстрее смог бы проехать? Тем не менее, моя попытка была хороша, я провёл её на пределе. Было приятно сражаться с Ландо и Джорджем, особенно в таких непростых условиях!

Вопрос: Насколько быстра ваша машина на длинной серии кругов и сухой трассе? Кажется, прогноз на воскресенье не обещает дождя. У вас достаточно скорости, чтобы финишировать как минимум на той же третьей позиции, с которой начнете гонку?
Карлос Сайнс: Выясним в воскресенье. Здесь своеобразная трасса – конечно, абсолютная скорость на ней важна, но посмотрим, насколько легко будет обгонять. В предыдущие годы провести атаку здесь было довольно непросто.

Гонщики Mercedes и Red Bull Racing будут выкладываться на пределе, их темп на полсекунды выше нашего – в какой-то момент они начнут прессинговать нас, и посмотрим, удастся ли остаться впереди.

Моя цель – финишировать впереди Mercedes и Red Bull Racing, а заодно опередить Ландо уже на старте. Правда, он стартует с чистой стороны трассы, но посмотрим, насколько захватывающим получится сражение.

Вопрос: Карлос, вы c Ландо вместе выступали в McLaren. Как это скажется на сражении между вами на разгоне ко второму повороту?
Карлос Сайнс: Думаю, есть два варианта. Если у меня получится здорово стартовать, то у нас будет плотное сражение на отрезке до второго поворота, а если нет, придется искать возможность воспользоваться слипстримом, ведь на прямых наша SF21 не быстрейшая.

Думаю, будет интересно. В предыдущие два года мы с Ландо часто стартовали с соседних позиций и знаем, чего ожидать друг от друга. Надеюсь, мы оба уверенно сорвемся с места и начнём наращивать отрыв, ведь в какой-то момент нас наверняка догонят Mercedes и Red Bull Racing, и вот тогда начнется настоящее веселье.

Вопрос: Джордж, примите поздравления! В финале квалификации вы первым перешли на слики, насколько очевидным было для вас это решение?
Джордж Расселл: По радио я сказал команде: «Давайте подготовим слики», - поскольку было очевидно, что в какой-то момент на них придется перейти. Мне ответили: «Хорошо, заезжай на этом круге», - похоже, мой комментарий не так поняли, но я решил: «Ладно, давайте рискнем». Чем выше риск, тем выше награда, в сегодняшней ситуации мы не могли не попытаться.

Выехав с пит-лейн, я едва не разбил машину, а по-настоящему быстро поехал только на заключительном круге. Поначалу я всё время упирался в трафик, очень досадовал, но понимал, что ситуация одинакова для всех. Я чувствовал, что всё решится на последнем круге, хорошо его подготовил, выложился на пределе – и вот результат! Невероятно, что в четырех последних Гран При я второй раз квалифицировался в первой тройке!

Вопрос: Насколько сегодняшние эмоции отличаются от эмоций в Спа, где вы квалифицировались вторым?
Джордж Расселл: Они несколько иные, но такие же приятные! С третьего места здорово начинать гонку, здесь длинный, практически прямой отрезок до второго поворота, а на прямых мы достаточно быстры. Надеюсь, Ландо вдобавок поможет мне слипстримом!

Мы заработали очки в трех из четырех предыдущих гонок, и я не вижу причин, по которым мы не можем продолжить результативную серию. Думаю, мы должны ставить своей целью подиум, ведь терять нам нечего, нужно атаковать на пределе!

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Алекс Калинаускас) Джордж, сразу после перехода на слики вы ехали недостаточно быстро, чтобы угрожать темпу лидеров, которые в тот момент ехали на промежуточных шинах. В чем причина? Вы попали в трафик, или же старались прогреть резину и берегли заряд батареи, чтобы, как в Спа, задействовать его на решающем круге?
Джордж Расселл: Я видел, как траектория постепенно подсыхает, и понимал: если дождь не возобновится, вскоре все перейдут на слики. Я старался нащупать предел, но притом не рисковал сверх меры, ведь если бы я хоть на полметра отклонился от траектории и оказался на мокром асфальте, то в следующий момент мог влететь в стену. Я берёг заряд батареи для решающего круга и пытался обеспечить себе достаточное пространство. Временами мешал трафик, на тот момент я был недостаточно быстр для борьбы за поул и говорил себе: «Давай побережём силы для последнего круга, обеспечим себе пространство и сработаем на пределе». В общем, почти такой же подход, какой был у меня в Спа.

Вопрос: (Кристиан Менат) Вопрос ко всем. Пришлось ли вам пойти на некий компромисс при выборе настроек на сегодняшнюю дождливую погоду и, как ожидается, сухую погоду в воскресенье?
Ландо Норрис: Нет, или же команда мне просто об этом не сказала!

Вопрос: Получается, квалификацию вы провели с настройками для сухой погоды?
Ландо Норрис: Именно так. Даже если вы представляете, каких условий ждать в квалификации, после неё машина помещается в условия закрытого парка, и менять настройки уже нельзя. Мы знаем, что впереди долгая гонка, и даже если бы была такая возможность, вряд ли бы стали кардинально всё корректировать. Мы решили придерживаться выбранных в пятницу настроек, такой выбор я считаю правильным.

Вопрос: Карлос?
Карлос Сайнс: У нас обошлось без компромиссов.

Вопрос: Джордж?
Джордж Расселл: У нас тоже.

Вопрос: (Эдд Стро) Ландо, в Формуле 1 редко бывает так, что с не самой быстрой машиной гонщик всё-таки претендует на поул, однако с вами в этом сезоне такое случалось уже несколько раз – в частности, в Спа и Шпильберге. Воспринимаете ли вы сегодняшний результат как своего рода компенсацию за все те случаи, когда до поула вам не хватало совсем немного?
Ландо Норрис: Не знаю, можно ли считать этот поул компенсацией за аварию в Спа, но с ним я чувствую себя гораздо лучше. Теперь я знаю, каково выигрывать поул, и это потрясающе!

Да, с такими погодными условиями нечасто имеешь дело, но с ними всегда особенно весело! Начиная с картинга, во всех категориях мне нравилось выступать в ситуации, когда трасса подсыхала, и в какой-то момент требовалось рискнуть и перейти на слики. В Спа я выезжал на сликах на подсыхающую трассу, это помогло мне понять, как пилотировать в таких условиях, и чего ожидать. И когда сегодня представился шанс, я смог им воспользоваться и очень доволен тем, как всё получилось!

Вопрос: (Алекс Калинаускас) Ландо, расскажите о быстром круге, за счёт которого вы завоевали поул. Каково вам было в кокпите? Вы знали, насколько опережаете график других гонщиков? Был ли хоть один момент, когда вы едва удержали машину на трассе?
Ландо Норрис: У меня не было информации о графике относительно других гонщиков. Обычно мне не нравится, когда инженер пытается что-то сообщить. Когда я сам его спрашиваю – другое дело, но по ходу быстрого круга, особенно в таких непростых условиях, от инженера не хочется слышать ничего. Я спрашивал о темпе Джорджа, поскольку видел на экранах вдоль трассы, что он уже на быстром круге. Мне было любопытно, каковы его результаты по секторам, в каких поворотах он быстр, а в каких у него явные сложности. С полученной информацией я смог прикинуть, где можно мчаться довольно быстро, и где асфальт всё еще остается очень влажным.

Правда, сложность заключается в том, что в финале квалификации за позиции сражаются десять сильнейших гонщиков, и в такой ситуации ты не можешь просто наматывать круги в темпе чуть ниже предельного. Иногда приходится предел перешагивать, притом насколько хорошо у тебя получилось, ты узнаешь лишь по факту. По ходу быстрого круга во многих поворотах я атаковал, как мне казалось, излишне агрессивно, и всё могло закончиться довольно плохо, но, к счастью, обошлось. Видимо, на таком уровне нужно пилотировать, чтобы завоевывать поулы!

Я рад, что рискнул, поскольку мой риск оправдался. Не раз мне казалось, что вот-вот попытка будет испорчена, в связке пятнадцатого и шестнадцатого поворота, где трасса оставалась влажной, я допустил пробуксовку и заметный занос, но всё-таки смог сохранить контроль над машиной. Собственно, рисковать приходилось в каждом повороте, но оттого было особенно весело!

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Вопрос для Джорджа и Ландо. В этом сезоне вы оба выступаете на особенно высоком уровне. Что вы чувствуете, когда раз за разом добиваетесь отличного результата, и в каких областях вам удалось достичь прогресса?
Джордж Расселл: Мне, Ландо и Алексу Элбону повезло вместе выступать еще в младших гоночных сериях – в частности, в Формуле 2. Мы постоянно подгоняли друг друга и привыкли считать, что выступать на пределе собственных возможностей – это своего рода норма. Каждая гонка добавляет нам опыта и делает сильнее. Всегда кажется, что справляешься одинаково неплохо, но когда оглядываешься назад, понимаешь, что в каждой следующей гонке ты выступал чуть лучше, чем в предыдущей, поскольку учился, в том числе на собственных ошибках, и набирался опыта. Это как собрать набор инструментов – впоследствии ты заглядываешь в него и выбираешь тот инструмент, который наилучшим образом подходит для конкретной задачи и ситуации.

Ландо Норрис: Джордж здорово всё описал, его словарный запас гораздо богаче моего! Мы оба вышли на тот уровень, когда чувствуем себя очень уверенно – в том числе благодаря достигнутым результатам. Каждый из нас всегда анализирует, что можно было сделать лучше, даже если в целом сработал хорошо. Это помогает нам обоим демонстрировать всё, на что мы способны, даже если машины у нас не быстрейшие в пелотоне.

Вопрос: (Кристиан Менат) Джордж, вы говорили о том, что старались сберечь заряд батареи для решающей попытки. В итоге его оказалось достаточно? В какой момент вы решили, на каком круге – предпоследнем или заключительном – будете атаковать?
Джордж Расселл: Заряд батареи на моей машине был на довольно высоком уровне, поскольку мы работали сериями из нескольких кругов подряд, а заряд расходовали далеко не на каждом. В какой-то момент я увидел, что Фернандо Алонсо впереди едет довольно медленно, и понял, что так он мне явно помешает. Потому на выходе из десятого поворота я предпочёл отпустить Фернандо и полностью зарядить батарею. На решающем круге я израсходовал заряд целиком, что позволило проехать на 4-5 десятых быстрее, чем если бы я попытался показать результат с не полностью заряженной батареей.

Перевод: Валерий Карташев