Колонка главного редактора: Весеннее обострение

Секрет успеха

Формула 1 способна удивлять и заставляет поверить в невозможное даже самых отъявленных циников. Кто бы мог представить, что однажды Honda и Toyota уверенно возглавят чемпионат? Сколько копий было сломано, и статей написано, но этот момент настал - пусть Honda называется иначе, пусть во главе команды теперь талантливый, опытный и харизматичный лидер. Кажется, найден рецепт успеха японских команд – достаточное финансирование, и минимум японцев в процессе принятия решений. Первую скрипку должен играть человек, умеющий играть на скрипке. Теперь это очевидно и соперникам.

Неудивительна и скорость машин Red Bull, просто Эдриану Ньюи пришлось чуть дольше, чем Россу Брауну, ждать перемен в регламенте, которые могли бы обеспечить преимущество талантливым инженерным решениям. Новый регламент стал глотком свежего воздуха для одних команд, и поводом для осознания необходимости перемен у других. Пока, после двух гонок, у Brawn GP – 25 очков из 27 возможных, у Toyota – 16.5, у остальных – меньше четырех. Соперникам придётся всерьез поработать, чтобы отыграть это отставание.

Покидая редакцию F1News ночью с воскресенья на понедельник, мы говорили о том, что в последние две недели пишем о какой-то немного другой Формуле. Не совсем привычной, совершенно непредсказуемой, и невероятно любопытной...

Весеннее обострение

Одной из главных тем прошедшей недели стала спорная ситуация вокруг ложных свидетельств представителей McLaren стюардам FIA в Мельбурне. Вместо «да» гонщик и менеджер, по какой-то причине, ответили «нет». В любом спорте бывают подобные моменты, где-то их называют «маленькие футбольные хитрости», но в нашем случае они не меняли сути событий.

Гонщик А обогнал гонщика В в ситуации, когда обгоны запрещены. Важно ли, о чём говорили по радио? Если важно, то что это меняет? Если меняет, то какое решение будет принято в следующей гонке, когда один гонщик обгонит другого, сбросив скорость по просьбе команды? Что меняют переговоры одной команды для действий гонщика другой?

Да, обманывать очень нехорошо, тем более представителей власти, но вся эта ситуация настолько мала по масштабам чемпионата, что не стоила и сотой доли уделенного ей внимания.

Дело, конечно, не в обгоне. Кому-то было выгодно максимально публично разыграть политическую карту. Для этого пришлось собрать в Малайзии австралийских стюардов, в один день объявить о лжи и дисквалификации, во второй устроить пресс-конференцию с чемпионом мира в главной роли. За уик-энд её показали все крупнейшие мировые телесети, причем речь шла не о допинге или выбивании претендента на титул, а о неожиданной разнице между «да» и «нет» в ситуации, в которой никто ничего и не пытался скрыть. Гораздо более скандальные ситуации решаются в Формуле 1 ежедневно и без привлечения общественности.

Публичность скандала вокруг стюардов и McLaren имеет конкретную цель и заказчика, публика же увидела только исполнителей. Так часто бывает – мы знаем участников шпионского скандала 2007-го, подробности личной жизни Макса Мосли весной 2008-го, но в обоих случаях главная, заинтересованная в публичном освещении этих событий сторона, оставалась в тени. Вопрос всегда один – кому это выгодно? В случае с McLaren очевидного ответа нет – все, в той или иной степени, пострадали. Вопрос - ради чего, видимо прояснится осенью, когда обо всей этой истории забудут.

Диффузоры

Новость из 2001-го. После Гран При Испании одна из команд обратилась к Чарли Уайтингу с просьбой проанализировать конструкцию диффузоров машин Williams и BAR на предмет соответствия регламенту. Уайтинг вмешался, и конструкцию пришлось изменить. "Новый диффузор Williams будет не хуже старого", заявил работавший тогда инженером, сегодняшний технический директор Сэм Майкл. "У нас с FIA были разные толкования регламента, но, после разъяснения с их стороны, мы пришли к общему знаменателю." Похоже, не правда ли?

Чтобы добиться значимого преимущества в техническом виде спорта, нужны решения на пределе допусков регламента, и инженеры команд Формулы 1 всегда славились своим умением балансировать на этой грани, добиваясь, подчас, невероятного эффекта в условиях строгих ограничений. Иногда эти решения были очевидны при внешнем осмотре - как диффузоры, иногда скрыты от соперников и доступны лишь инспекции FIA, как, к примеру, демпферы масс, но быстрые машины всегда вызывали подозрения, а подача протеста оставалась одним из способов конкурентной борьбы. Отыграть отставание всегда труднее, чем лишить соперников преимущества.

14 апреля апелляционный суд рассмотрит претензии BMW Sauber, Red Bull, Ferrari и Renault по поводу конструкции диффузоров Brawn GP, Williams и Toyota, которые благополучно прошли техническую проверку накануне первых Гран При нового сезона. Формально машины соответствуют регламенту, и решение апелляционного суда будет не техническим, а прежде всего, политическим - Флавио Бриаторе уже озвучил аргументы...

Флавио Бриаторе: "Цель поправок к регламенту - снижение аэродинамической прижимной силы, это важно и по соображениям безопасности. Каждая следующая машина должна быть на две-три секунды медленнее предыдущей, но три команды использовали свою трактовку регламента, чтобы компенсировать потерю прижимной силы".

Обвинения гоночных машин в том, что они быстры, всегда кажутся спорными, к тому же дело не только в диффузорах - машины Red Bull быстрее прошлогодних и без двойного диффузора, при подобной аргументации и их нужно запретить, но у FIA есть множество вопросов, при решении которых важно привлечь на свою сторону конкретную команду или группу команд, поэтому решение по диффузорам во многом определится тем, с кем сейчас, когда FOTA обретает силу, "дружить выгоднее".

Если 14 апреля диффузоры запретят, то весьма вероятно, что апелляционный суд получит протест от Brawn GP, Williams или Toyota по поводу элементов, расположенных перед боковыми понтонами Red Bull и Ferrari. Это может стать первым звеном цепочки встречных протестов и конфликту между командами, не такова ли цель?

Форум

Сайту F1News.Ru и его сервисам стало тесно на одном сервере ещё в прошлом году. После финиша гонки часто возникли проблемы, связанные с перегрузкой из-за большого числа посетителей, поэтому перед малайзийским уик-эндом мы обзавелись ещё одним сервером, специально для форума, и успешно опробовали его под нагрузкой. Теперь F1News живет на двух быстрых серверах, надеюсь, это скажется на удобстве пользования сайтом...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.