Полагаю, все, кому доводилось встречаться с Педро Мартинесом де ла Росой и накоротке калякать с ним о делах автогоночных, согласятся со мной: хороший он человек. В отличие от иных утомленных славой мега-звезд, Педро абсолютно нормален, всегда готов рассказать немножко больше, чем обычно пишут в официальных пресс-релизах, так что общаться с ним – одно удовольствие.
Педро де ла Роса. Имола, 22 апреля 2006 года, фото Андрея Лося
Больше года назад, накануне последнего Гран При Сан-Марино, Педро объяснял мне, в чем проблема Монтойи, почему тот не может приручить тогдашнюю машину McLaren: «Если Кими отлично умеет приспосабливаться к любым нюансам ее поведения, то Хуану Пабло нужна машина, как можно лучше отвечающая его предпочтениям. А я не думаю, что у нашей машины идеальный баланс. Поэтому Кими и удается добиться большего. У него больше выдержки при прохождении поворотов: если у машины проявляется недостаточная поворачиваемость, он не будет требовать от нее невозможного. А Хуан Пабло в этой ситуации будет пытаться заставить машину повернуть быстрее, тем самым усугубляя проблему...»
Конечно, со времени того интервью немало бензина утекло, и картина нынче совершенно иная: Монтойя весьма успешно выступает в NASCAR и уже даже успел одержать первую победу в Nextel Cup, высшем эшелоне этой популярнейшей американской серии, а Райкконен с начала года носит красный комбинезон, с трудом приспосабливаясь к своей Ferrari. Но, как вы понимаете, цитату из старого интервью с де ла Росой я привел не случайно: обратите внимание на фразу Педро о том, что Кими не будет требовать от машины невозможного.
Вот он и не требует. Надо полагать, в этом и состоит суть его подхода: в 2007 году, как и во все предыдущие сезоны, он едет настолько быстро, насколько позволяет ситуация, но при этом не видит особого смысла пытаться прыгнуть выше головы. Тем более, сегодня, когда жизнь так прекрасна, когда она, можно сказать, удалась: зарплата Кими, по слухам, является рекордной для пост-шумахеровской Формулы 1.
Это трудно представить, но если бы случилось невозможное, и молчун Кими вдруг затеял с Льюисом Хэмилтоном полемику о базовых жизненных и спортивных ценностях, два гонщика сегодня вряд ли поняли бы друг друга, ведь с начала сезона дебютант McLaren только и делает, что прыгает выше головы. Это его кредо, по-другому он не может. Да, разумеется, ему машина позволяет, ибо в нынешнем году маклареновская матчасть неким волшебным образом вдруг поехала, причем, поехала очень быстро, отличаясь при этом нетипичной для творений англо-немецкой команды прочностью и надежностью. Но здесь ведь все взаимосвязано, и опять абсолютно прав де ла Роса, который на днях весьма точно подметил особенность нынешней ситуации в McLaren, которая развивается на фоне острейшей спортивной и психологической конкуренции между Хэмилтоном и Алонсо: «Думаю, команда от этого только выигрывает, поскольку все получают сильнейшую мотивацию, это помогает совершенствовать машину и прогрессировать во всех областях. Кстати, это ведь факт: с того момента, как началось это соперничество, McLaren победила во всех гонках».
Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы понять, насколько ситуация в Уокинге отличается от ситуации в Маранелло. В королевстве Рона Денниса наступила эпоха Возрождения, а вот Ferrari после отхода в сторону Росса Брауна и Михаэля Шумахера переживает какой-то иной период. Нет, разумеется, это ни в коем случае не упадок и не застой, но некоторый момент перегруппировки сил. И каким бы талантливым гонщиком ни был Кими, на нем это, разумеется, отражается, поэтому ему ничего не остается, как только раздавать обещания следующую гонку проехать лучше предыдущей. Вот и накануне Франции он говорит, что наконец-то ему и его гоночным инженерам удалось найти правильные настройки, и что теперь-то он повоюет по-настоящему. Вполне возможно, что в чем-то ему это удастся, да и пора бы, наверное, повторить свой ранний австралийский успех. А то, похоже, у гонщиков, которые перестают подниматься на подиум, в организме откладываются шлаки, и им потом вернуться в свое прежнее состояние очень трудно. Посмотрите хотя бы на Ральфа Шумахера, от которого уже давно никто ничего не ждет – даже руководство Toyota. Но Кими – это ж вам все-таки не Ральф.
Может быть, команду Ferrari как-то взбодрят разговоры о том, что в следующем году в нее (почти точно) вернутся Росс Браун и даже целый Шуми. Правда, это еще вопрос, понравится ли Кими иметь в начальниках семикратного чемпиона? Впрочем, говорят, в этом году бывшие соперники, вроде бы, вполне нормально ладят. Тем более, спустя несколько месяцев после финала чемпионата-2006, после ГП Бразилии, стало известно, что финн, оказывается, практически добровольно уступил Михаэлю четвертую позицию в ходе той исторической схватки с судьбой, которую Шуми вел на кочковатом асфальте Интерлагоса. И тот великолепный обгон за несколько кругов до финиша, ставший украшением сезона, был чем-то вроде инсценировки. В таком случае, надо признать, что Райкконен повел себя вполне дальновидно. В общем-то, и финская пресса, которая знает своего земляка, как облупленного, тоже отмечает, что в последнее время Кими как-то повзрослел, повзрослел...