Родолфо Гонсалес подписал контракт с Marussia и в этом году проедет несколько пятничных тренировок. Три последних сезона пилот из Венесуэлы провел в GP2, но лучший результат в гонке был зафиксирован еще в 2010 году - в Спа Гонсалес финишировал четвертым. Больше Родолфо похвастать пока нечем.
Тем не менее, при поддержке PDVSA ему удалось заключить контракт с Marussia и стать резервным пилотом команды Формулы 1. Возможно, в GP2 есть и более достойные кандидатуры на эту роль, но те, кто рассчитывает прочитать в интервью про богатых спонсоров из Венесуэлы, будут несколько разочарованы.
Гонсалес заслужил свое место, если и не результатами, то хотя бы тем, через что ему пришлось пройти…
Вопрос: Родолфо, болельщики знают о вас не так и много. Как получилось, что вы стали гонщиком?
Родолфо Гонсалес: Мой папа был гонщиком (отец Родолфо выступал в чемпионатах Южной Америки Формулы 3 и Формулы 2). С тех пор как я себя помню, я не провел ни одного уик-энда, чтобы не приехать на трассу. Закончив карьеру в 1988-м, он помогал гонщикам в Венесуэле находить спонсоров, договариваться с командами. И мы продолжали каждую неделю ездить на гонки. Я смотрел Формулу 1 по телевизору с двух лет, а за руль карта сел в пять. Это было в декабре 1991 года.
Я помню, как был напуган. Я рос медленнее сверстников, а карт был такой большой! На педали пришлось поставить накладки - иначе я до них не доставал. Но как только я сел за руль, меня больше ничего не интересовало в жизни. Это моя страсть.
Вопрос: Гоночная карьера началась в Венесуэле…
Родолфо Гонсалес: Да, я гонялся в национальном чемпионате и в чемпионате региона. В 1996 году мы поехали в Европу - я очень хотел понять, действительно ли я хорош. Помню, долго уговаривал отца. Мне было важно уехать, потому что уровень соревнований в Венесуэле не столь высок. Но у нас не было денег, пришлось просить. Я помню, как мы вдвоем стучали в двери разных офисов, заходили и просили деньги. Небольшие деньги, по 1000 фунтов или около того: у кого-то на билет, у кого-то на шины. В сентябре-октябре мы собрали определенный бюджет и поехали в Англию на шесть недель.
Вопрос: Уровень соревнований поразил?
Родолфо Гонсалес: О, да. Я помню первые гонки - это был полный провал. В Венесуэле я привык, что на старт выходят по шесть-десять гонщиков. В Англии их было сорок-пятьдесят в одном заезде. Я был шокирован, мне было сложно адаптироваться. Но спустя пару недель я начал прогрессировать, бороться с лидерами - в некоторых гонках с Льюисом Хэмилтоном. Это было очень важно - мы поняли, что только в Европе я смогу по-настоящему чему-то научиться. И в 1997 году мы решили переехать.
Вопрос: Всей семьей?
Родолфо Гонсалес: Да. Вся семья переехала в Англию, в Норфолк. Мы вместе пытались выстроить мою карьеру.
Вопрос: Переезд в Европу для любого человека из Латинской Америки - это само по себе большой вызов. Так?
Родолфо Гонсалес: В самом начале было невероятно сложно. Я должен был ходить в школу в Англии, но не знал ни единого слова по-английски. Я чувствовал себя чужим: другой язык, другая культура, другие люди. Вы знаете, мы очень открытые и добрые люди. В Венесуэле, в Латинской Америке. И когда мы оказываемся в другой обстановке, тем более там, где постоянно идут дожди, люди кажутся холодными…
Сейчас я уже привык, но поначалу было нелегко. Не только в повседневной жизни, но и на трассе. Я приехал из другой страны, с другого конца планеты и боролся с местными лидерами. Соперники меня не любили. Я помню гонку, когда меня ударили больше десяти раз: сзади, со стороны - к концу заезда мой карт был почти разрушен, сиденье разболталось, чиркало по асфальту. В конце концов, меня приняли, я заслужил уважение. Но мне через многое пришлось пройти.
Вопрос: В бытовом плане проблем было меньше?
Родолфо Гонсалес: Первые несколько недель после переезда мы жили в доме на прицепе и просто переезжали с трассы на трассу. Мы купили старенькую Skoda, 1978 года выпуска, карт закрепляли на крыше, а сами мы жили в прицепе: мой отец, двоюродный брат, я и механик. Никаких отелей - ничего. Мама и сестра приехали только тогда, когда мы смогли снять квартиру. Но в то время у нашего дома в Англии были колеса.
Вопрос: Успехи на трассе окупали все трудности?
Родолфо Гонсалес: Да, я быстро прогрессировал. Финишировал вторым в чемпионате Великобритании. Проиграл титул Полу Ди Ресте, но мы боролись на протяжении всего сезона. В 2002 году я перешел в формулы. И, если вы знаете, в Венесуэле тогда как раз начались забастовки сотрудников топливных компаний. На протяжении трех-четырех месяцев они не работали, и в итоге национальная валюта обвалилась.
Увы, это случилось уже после того, как мы взяли кредит в британском банке - 25 000 фунтов, чтобы заплатить за машину Формулы Ford. После девальвации в Венесуэле нам пришлось фактически искать вдвое больше денег, чтобы рассчитаться. Обстановка в стране была не слишком хорошей, спонсоры отказались нас поддерживать, и мне пришлось закончить с гонками. Я не участвовал в соревнованиях два года. Просто пошел на работу, чтобы отдать долг.
Первая работа, которую я получил - уборщика в ресторане. Я вытирал столы, мыл посуду, после этого подрабатывал в супермаркете. Но потом мне удалось добиться повышения, и я стал поваром. Я очень люблю готовить!
Это было сложное время. Не потому, что мне приходилось тяжело работать. Потому что я не мог гоняться. Я продолжал приезжать на трассы и чувствовал себя отвратительно. Я хотел гоняться. Копил деньги. Нашел работу в гонках - мыл колеса, помогал механикам готовить машины, чтобы просто находиться на трассе.
Вопрос: Вы копили деньги, чтобы продолжать гоняться?
Родолфо Гонсалес: Да. В конце концов, я накопил достаточно денег, чтобы принять участие в одном из этапов Формулы Ford. Требовалось около 900 фунтов. Это было в Снеттертоне. На первой же тренировке взорвался двигатель. Я пошел в команду, мне дали новый двигатель, но я устанавливал его на машину сам - ночью. К первой гонке я квалифицировался шестым, ко второй - заработал поул. И одержал две победы.
Вопрос: После этого вы должно быть были очень горды собой…
Родолфо Гонсалес: Конечно. Но на следующий день я вернулся на кухню.
Вопрос: Те гонки помогли вам заявить о себе.
Родолфо Гонсалес: О моем выступлении написали несколько газет. И это помогло найти новых спонсоров. Мы смогли собрать бюджет, чтобы провести зимний сезон в Формуле Renault с Manor. Это фактически та же самая команда, в которой я сейчас. Я знаю Джона Бута и Марка Хейнса очень давно. Они дали мне шанс.
Мне приходилось многому учиться заново после двухлетнего перерыва. Потом… У меня не было денег на полный летний сезон, я сменил две команды, и мне нечем похвастать. Через год, вновь с Manor, у меня было несколько хороших квалификаций, подиумов. Потом я перешел в Формулу 3 и выиграл чемпионат в национальном классе.
Вопрос: Затем была Евросерия Формулы 3.
Родолфо Гонсалес: Да, но у меня единственного во всей серии был двигатель Honda, а не Mercedes-Benz. Но я боролся, набирал очки. Было несколько аварий тоже… Но в целом это был неплохой год.
Вопрос: В 2009 году вы перешли в Европейскую Формулу 3000.
Родолфо Гонсалес: Я провел полный сезон. Финишировал пятым в чемпионате, при том, что ни одну из четырех первых гонок не смог закончить из-за проблем с тормозами.
Вопрос: После этого за три года в GP2 серьёзных успехов добиться не удалось...
Родолфо Гонсалес: Первый сезон прошел неплохо, к концу чемпионата я подобрался к лидерам. Боролся с Романом Грожаном в Спа. Но последние два года…
У меня были проблемы со здоровьем. В конце прошлого сезона врачи обнаружили небольшую опухоль в ухе. Она образовалась еще два-три года назад, но только в минувшем январе мне сделали операцию. Врачи говорят, что из-за опухоли были нарушены некоторые функции - это сказалось на моем пилотировании. Но я просто об этом не знал на протяжении двух лет.
Вопрос: Сейчас все в порядке?
Родолфо Гонсалес: Да, но мне надо взять годичный перерыв, чтобы полностью восстановиться. За рулем я чувствую себя намного увереннее, вернулись прежние ощущения. Но пауза была необходима, и я рад, что смог найти место в Marussia. Я хочу многому научиться, проехать несколько пятничных тренировок, молодежные тесты.
Вопрос: Каков план на будущее? Вернетесь в GP2?
Родолфо Гонсалес: Не знаю. Я здесь, в команде Формулы 1, и сделаю все от меня зависящее, чтобы получить место боевого пилота. Это моя цель. Но на этот год у меня есть задача - я должен учиться, чтобы в итоге стать гонщиком Ф 1.
Вопрос: Вы долго за это боролись…
Родолфо Гонсалес: И еще продолжаю.