В США Александер Росси вернется за руль Manor, вновь заменив Роберто Мери. В обстоятельном интервью пресс-службе Circuit of the Americas (СОТА) он рассказал об ожиданиях от домашнего Гран При и о росте интереса к Формуле 1 в Америке...
Вопрос: Всех ждёт Гран При США, в котором вы, наконец, примете участие – американские болельщики хотят увидеть ваше выступление в Остине за рулём Manor. Какую роль вы себе отводите в американском проекте в Формуле 1 и чувствуете ли какой-то прессинг?
Александер Росси: Я с нетерпением жду поездки на Circuit of the Americas. Представлять свою страну на домашнем Гран При – это честь, привилегия и ответственность, к которой я серьезно отношусь.
Трасса в Остине – одна из моих любимых, ведь она безупречно сочетает в себе элементы нескольких отличных европейских автодромов. Раньше я работал здесь только на тестах и с нетерпением жду гонки.
Прессинг ничуть не больше, чем на любом другом этапе. Будучи гонщиком, учишься справляться с прессингом и перераспределять его. Меня это не отвлекает – я испытываю прессинг в каждой гонке, в которой участвовал, начиная с картинга, но это относится ко всем пилотам. Мы привыкли к этому, и я очень четко понимаю свою роль и реальные перспективы на этом этапе карьеры – это отчасти снимает стресс.
Я очень горжусь тем, что представляю США в Формуле 1, и надеюсь, что ещё больше буду привлекать внимание болельщиков к нашему спорту. Я сосредоточен на своей работе и стараюсь прогрессировать, каждый день узнавая что-то новое и выступая в чемпионате, который является вершиной автоспорта, при этом неважно, на какой трассе я гоняюсь – в Остине или Сингапуре.
Вопрос: Наряду с гонкой в Остине и появлением Haas F1, многие считают вас одним из трех факторов, сыгравших важную роль в возрождении американского проекта в Формуле 1. Как вы считаете: произошло что-то особенное, что дало импульс этому возрождению, или же это счастливое стечение обстоятельств?
Александер Росси: Совершенно точно, что это не совпадение. Существует огромное количество причин этого возрождения, но, в сущности это связано с тем, что в Формуле 1 так или иначе участвует много людей, которые напряженно работали, чтобы Формула 1 вернулась в США, чтобы появилась новая команда, и чтобы я смог добиться цели – выступать в Формуле 1.
Вопрос: Как вы думаете, американским гонщикам станет проще попасть в Формулу 1 в ближайшем будущем? Что бы вы хотели улучшить?
Александер Росси: Конечно, если создать инфраструктуру, которая не уступает европейской, то талантливым гонщикам из Америки стало бы проще пробиваться в Формулу 1, ведь в США очень хорошо развит автоспорт. Если вы хотите выступать в NASCAR, то у вас есть очень четкая дорога наверх, и там больше мест, чем в Формуле 1. Впрочем, чтобы добиться цели и остаться на вершине нужен талант, как и в Формуле 1.
Если вы хотите выступать в спортпрототипах, а мне выпала честь гоняться в Ле-Мане в 2013-м, в США есть возможности и для этого. Я с детских лет мечтал попасть в Формулу 1, поэтому в 18 лет после первых тестов за рулем BMW Sauber я переехал в Европу. Это обязательно, если вы молодой гонщик и хотите достичь высокого уровня.
В Haas пошли своим собственным, особым путём. Благодаря появлению стационарного автодрома в Остине и моему приходу в Формулу 1, сейчас подходящий момент для развития американского проекта в этом спорте, который, однако, потребует очень серьёзных усилий. Здесь нужны правильное видение, поддержка и напряженная работа...
Вопрос: У вас давние отношения с СОТА. Расскажите о том, как создавался этот автодром, как развивался проект проведения Гран При США? Что вы думали, когда впервые приехали на эту трассу?
Александер Росси: Я несколько раз приезжал на CОТА и видел трассу на самом раннем этапе строительства, и меня всегда это поражало. С одной стороны, идея создать в Техасе, и особенно в Остине, гоночную инфраструктуру мирового уровня требовала креативного подхода. Организаторы взяли лучшие отрезки нескольких трасс и воспроизвели их в Остине, дали возможность использовать разные траектории при прохождении поворотов и обгонять. Наряду с перепадом высот, это именно то, что тебе хочется получить, когда ты пилотируешь гоночную машину.
Вопрос: Какие машины вы пилотировали на СОТА? Как выглядит эта трасса за рулем той или иной машины?
Александер Росси: Я пилотировал там разные машины: от Lotus 48 и Blue Monster ZR1 Corvette до машины Формулы 1 2013 года, но сейчас я впервые опробую там современные моторы.
Lotus 48 – невероятная машина, для меня было привилегией пилотировать ее и почувствовать, какими были гонки в 60-х. Конечно, она не столь быстра, как машина XXI века, и у неё совершенно неэффективная аэродинамика, но это красивый автомобиль, и очень интересно контролировать скольжение в медленных поворотах и максимально использовать мощность двигателя после апекса.
Затем я пилотировал современный суперкар Corvette ZR1. Часть кругов я проехал по мокрой трассе – знакомый журналист, который сидел на пассажирском сидении, испытал необычные ощущения. Его до сих пор преследуют кошмары!
После этого была Caterham F1 с двигателем Renault V8. В те времена это была не самая быстрая машина, это всё же была машина Формула 1 с высоким уровнем прижимной силы, шинами, за температурой которых приходилось следить, мощным мотором и так далее. На первом секторе на выходе из первого поворота прижимная сила ощущалась просто физически: по мере роста скорости словно какая-то невидимая рука придавливает вас к асфальту. Однако на тренировке, в которой я участвовал, у меня не было возможности атаковать на машине с минимальной топливной нагрузкой и на мягкой резине. Впрочем, вскоре она мне представится.
Вопрос: Какое у вас любимое место, где можно остановиться? Любимая еда?
Александер Росси: Я всегда останавливаюсь в отеле в центре города, но у меня есть несколько друзей, которые живут в Остине, хотя не в центре. Когда вы путешествуете столько, сколько приходится нам в Формуле 1, вы скучаете по дому, поэтому приятно заглянуть к друзьям, особенно в самый разгар напряженного графика.
Что касается еды, за многие годы в Остине я пробовал очень вкусные блюда. Когда я завершу карьеру, вернусь сюда за сырными лепешками, но также я пробовал невероятно вкусные суши, потрясающие морепродукты, а в 2011-м впервые попробовал местные гамбургеры. Впрочем, это не самая подходящая еда, когда вы выступаете в Формуле 1.
Вопрос: Вы довольны уровнем интереса к Формуле 1 в США? Как вы думаете, надо ли делать больше, чтобы повысить её популярность и увеличить число болельщиков?
Александер Росси: В чемпионате все могут делать больше, чтобы сохранить и повысить популярность Формулы 1 по всему миру, в том числе и в США. Я уверен, что история, азарт, страсть и всё, что делает Формулу 1 столь привлекательной, понравится гораздо более широкой аудитории, но это придёт со временем. Как уже сказано, теперь у нас есть американская трасса, команда и гонщик. Настоящая работа начинается именно сейчас, и нам надо сохранять концентрацию и помогать этому развиваться.
Вопрос: Что вы ждете от 2016-го? Какие у вас планы, и как будет развиваться Формула 1 в США?
Александер Росси: Важно, чтобы я на постоянной основе выступал в Формуле 1 в 2016-м. Я работаю в этом направлении, и пока всё идёт так, как надо. В ближайшее время мне надо сосредоточиться на том, чтобы как можно лучше выполнить свою работу в командах Manor и Racing Engeneering, поскольку оба чемпионата, в которых я выступаю, подходят к концу. Я полностью доверяю людям, которые меня окружают, верю в нашу подготовку к 2016 году, но в ноябре я полностью сосредоточусь на стоящих передо мной задачах.