Уже скоро Фернандо Алонсо сможет превзойти рекорд Кими Райкконена по числу стартов в Гран При – у финна их 350, у двукратного чемпиона мира – 348. Но он считает, что это не такое уж важное достижение, хотя и оно о многом говорит…
Вопрос: Важно ли для вас, что скоро на вашем счету будет больше стартов в Гран При, чем у любого другого гонщика в истории Формулы 1?
Фернандо Алонсо: Когда это произойдёт?
Вопрос: Буквально через пару-тройку гонок.
Фернандо Алонсо: Понимаете, для меня это не так уж важно. Хотя, конечно, я знал, что в какой-то момент сезона это произойдёт. Такой рекорд отражает мою любовь к Формуле 1, как и все те годы, которые я ей посвятил, даже если и пропустил пару сезонов. И всё-таки он не так уж важен.
Вопрос: Но, вероятно, это один из немногих рекордов, характеризующих именно гонщика, ведь число побед, поулов и титулов больше зависит от машины…
Фернандо Алонсо: Вот именно. Для этого нужно, чтобы команды чемпионата в тебя верили на протяжении многих лет, верили в твои возможности. Конечно, от техники всегда зависит немало – если тебе не удаётся получить место за рулём хорошей машины, ты не продержишься в Формуле 1 так долго. Но подобные рекорды отражают степень самоотречения гонщика и говорят о том объёме работы, которую он проделал.
Вопрос: Этим летом мы видим, что команды досрочно расторгают контракты с гонщиками, поскольку их результаты оставляют желать лучшего. Как вам удалось выступать в чемпионате на протяжении почти двух десятилетий?
Фернандо Алонсо: Важно, что у меня была свобода выбора, и я был хозяином собственной судьбы. Мне повезло, я пользовался такой привилегией – я мог менять команды, и это один из маленьких секретов такого долголетия.
Когда ты многим обязан команде, или если ты получаешь место в кокпите, потому что неожиданно появилась какая-то вакансия, или благодаря финансовой поддержке спонсора – вариантов может быть много – во всех этих случаях от твоих услуг могут быстро отказаться. Но мне везло, потому что я мало зависел от других.
Вопрос: Какие задачи вы перед собой обычно ставите?
Фернандо Алонсо: Я всегда стараюсь выступать на хорошем уровне, чтобы мои результаты были выше, чем у напарника, ведь он почти всегда твой единственный ориентир. И неважно, идёт ли борьба за места в первой пятёрке, за подиум или за победу в чемпионате. Важно не допускать ошибок, получать удовольствие от работы, а также прилагать особые усилия, которые зависят только от меня.
Часто по воскресеньям, когда мы обсуждаем тактику на предстоящую гонку, по всем расчётам, сделанным накануне, получается, что мы можем рассчитывать максимум, например, на 9-е место в Гран При. И если тебе удаётся финишировать шестым или седьмым, то это твоё небольшое личное достижение. Я всегда предъявляю себе максимально высокие требования.
Вопрос: Как полагаете, значение личности гонщика как лидера команды в последние годы снизилось? В своё время вся команда Ferrari была выстроена вокруг Михаэля Шумахера, но теперь такое невозможно…
Фернандо Алонсо: Да, Михаэль действительно обладал реальной властью. Впрочем, не думаю, что сейчас всё совсем по-другому. Изменились технологии, машины стали сложнее технически, шире применяется компьютерное моделирование, многократно выросли объёмы различных данных, и всё это более детально анализируется. Стало меньше импровизации, мир изменился, но у ключевых людей в командах по-прежнему большая власть.
Хотя можно вспомнить, что авторитет таких людей, как Рон Деннис, Флавио Бриаторе или Эдди Джордан действительно был очень высоким.
Вопрос: С какими критериями вы подходите к оценке соперников? Речь ведь не только о числе титулов…
Фернандо Алонсо: Я смотрю, допускают ли они ошибки, насколько стабильно выступают. Например, они могут быть в первой десятке в Спа, а потом приезжают сюда, в Зандфорт, и мы их вновь видим в первой десятке. Я ценю, если гонщик выступает более-менее ровно, когда у него нет слишком заметных спадов.
Вопрос: В какие времена за годы вашей карьеры соперничество в Формуле 1 было на максимально высоком уровне?
Фернандо Алонсо: К соперникам всегда надо относиться с уважением, и оценивать общий уровень их конкурентоспособности. С этой точки зрения я бы назвал сезон 2006 года – я тогда выступал за Renault, и в первой половине чемпионата у нас была самая быстрая машина.
Вопрос: Но всё-таки у вас никогда не было машины, которая позволяла бы претендовать на победы во всех гонках сезона…
Фернандо Алонсо: Никогда. Впрочем, кто знает, если бы я получил такую машину, может быть, сейчас уже не выступал бы в Формуле 1. Помню, что когда в 2007 году я перешёл в McLaren, у меня был трёхлетний контракт, и я думал, что после этого, наверное, завершу карьеру.
К тому времени я уже добился более высоких результатов, чем когда-либо мог себе представить. Если бы те три года сложились удачно, и я бы выиграл ещё один титул или даже два, то всё-таки была вероятность, что я завершу карьеру…