В 2011-м году Фернандо Алонсо одержал всего одну победу, но неоднократно говорил, что несмотря на это считает минувший сезон лучшим в своей карьере. В интервью Diario Sport испанец пояснил свою позицию и подвел итоги чемпионата...
Вопрос: Вы чувствуете разочарование?
Фернандо Алонсо: Конечно, сезон оставил некоторое разочарование, поскольку не всё складывалось удачно, но мы были недостаточно конкурентоспособны, чтобы сражаться за титул. Но для нас был важен этот сезон, чтобы команда окрепла и стала сильнее в будущем, поэтому сейчас мы лучше подготовлены к следующему году, когда Ferrari построит более быструю машину.
Вопрос: Когда вы поняли, что большего добиться не удастся?
Фернандо Алонсо: В первых Гран При мы увидели, что в Red Bull Racing добились прогресса по сравнению с прошлым годом, а их машина стала более надежной. Тем не менее, мы не теряли надежды на титул до Гран При Венгрии или Италии: хотя мы заметно уступали, но не забывали о прошлом сезоне и верили, что сможем улучшить свою машину. В Будапеште и в Спа команда представила новинки, но они оказались недостаточно эффективными: тогда мы поняли, что догнать Red Bull Racing невозможно.
Вопрос: Значит, до конца лета вы не теряли надежду на титул?
Фернандо Алонсо: Да, ведь у нас был опыт прошлого сезона: тогда мы многого добились и надеялись, что новинки, появившиеся на машине в конце июля и в августе, позволят нам добиться высоких результатов.
Вопрос: В какой области вы больше всего отставали?
Фернандо Алонсо: В этом сезоне в основе конструкций всех машин было использование нижнего выхлопа, но из-за возникших зимой проблем с аэродинамической трубой мы начали работать в этом направлении позже остальных и поплатились за это. Мы постоянно отставали на два или три этапа: новинки, которые соперники привозили на Гран При в июле, у нас были готовы только в сентябре.
Вопрос: После победы в Сильверстоуне у вас появилась мысль о том, что ситуация может измениться?
Фернандо Алонсо: Да, нам показалось, что мы сможем сократить отставание в следующих гонках. Тогда возникли ограничения в регламенте, связанные с изменениями картографии двигателя. Кроме того, мы поставили новый «выдувной» диффузор и новые крылья. Машина радикально изменилась, и к нам вернулась надежда. И хотя мы больше не выигрывали гонок, но стабильно боролись за подиум.
Вопрос: Гран При Испании стал одной из самых неудачных гонок в этом году. Тогда вы 20 кругов лидировали, а на финише уступили победителю круг…
Фернандо Алонсо: Тогда мы поняли, какое место занимаем по отношению к лидерам. Возможно, это был самый неудачный период в работе над машиной: мы собирались внедрить новинки, которые были разработаны еще в январе, но с тех пор не применялись, поскольку мы предполагали, что они осложнят доработку машины. Однако нам пришлось вернуться назад и отказаться от их использования. После этого мы поняли, что машина стала более эффективной. В некоторых гонках мы уступали, но этот шаг был нам необходим.
Вопрос: Это стало причиной отставки Альдо Косты?
Фернандо Алонсо: Этот результат помог нам быстрее принять решение, но я не думаю, что все дело в одной гонке – скорее всего, это было связано с целым рядом неудачных выступлений.
Вопрос: Как можно сохранять мотивацию в таких условиях?
Фернандо Алонсо: Мы профессионалы и любим свою работу, любим борьбу. Несмотря на проблемы с конкурентоспособностью, мы не хотим проигрывать, но, как известно, в такие периоды команда становится более сплоченной и старается всеми силами улучшить ситуацию. Когда тебе выпала честь пилотировать Ferrari, ты очень хочешь помочь команде, поэтому никогда не теряешь мотивацию.
Вопрос: Вы сохраняли ее на протяжении всего сезона?
Фернандо Алонсо: Честно говоря, когда вы уже не боретесь ни за титул, ни за очки, вы все больше начинаете думать о следующем сезоне, а это способствует снижению мотивации. Тем не менее, я не думаю, что мой настрой как-то менялся в ходе сезона. Я всегда с энтузиазмом приезжал на трассу и чувствовал ответственность за команду.
Вопрос: Что вселяет в вас уверенность в том, что в следующем году команда будет конкурентоспособной?
Фернандо Алонсо: После запрета нижнего выхлопа и введения ограничений на изменения картографии мотора все начинают с нуля. Думаю, в этих условиях Ferrari может стать очень сильной, поскольку мы знаем свои ошибки и проблемы.
Возможно, это прозвучит противоречиво, но инженер или команда в целом, которая никогда не ошибалась, опаснее, чем те, кто учился на своих ошибках. Мы уже столкнулись с просчетами в конструировании машины, с проблемами калибровки аэродинамической трубы, – следовательно, этого больше не произойдет, и трудности лишь сделают нас сильнее.
Вопрос: Было ли сложно адаптировать стиль пилотирования, когда на машине появилась новая выхлопная система?
Фернандо Алонсо: Он уже менялся в прошлом году в связи с внедрением двойного диффузора: уже тогда положение педали газа стало важным фактором, поскольку выхлопные газы были направлены в диффузор, и в результате увеличивалась прижимная сила в задней части машины. Кроме того, у нас был аэродинамический воздуховод, который в этом сезоне заменили на DRS, тоже требующей постоянной работы гонщика. Стиль пилотирования действительно сильно изменился за последние два или три года: сейчас в него гораздо чаще приходится вносить коррективы, чем восемь лет назад, когда от сезона к сезону машины практически не менялись.
Вопрос: Какого соперника вы больше всего боитесь или уважаете? Кажется, у вас улучшились отношения с Льюисом Хэмилтоном?
Фернандо Алонсо: Мы с Льюисом всегда уважали друг друга. Я знаю о его сильных сторонах, а он – о моих. Мы понимаем, каких результатов каждый из нас способен добиться. Хэмилтон не раз доказывал, что способен выигрывать гонки на недостаточно конкурентоспособной машине. За спиной Себастьяна Феттеля, который обычно лидировал, всегда шла красивая борьба.
Вопрос: Педро де ла Роса сказал, что знает только трех пилотов, которые способны выиграть гонку, даже не располагая лучшей машиной: Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и вы. Вы согласны?
Фернандо Алонсо: Все уже видели, что мы с Льюисом на это способны. Посмотрим, сможет ли Себастьян одержать победу в такой ситуации.
Вопрос: Вы еще сомневаетесь в способностях Себастьяна?
Фернандо Алонсо: Настоящего Феттеля мы узнаем, когда его машина будет позволять бороться только за шестое место. Если в такой ситуации он сможет финишировать вторым, третьим или четвертым – это значит, что он хороший пилот. Пока мы видели только, как он пилотирует машину, способную выиграть титул за несколько этапов до конца чемпионата. Посмотрим, что будет дальше…
Вопрос: Вас беспокоит, что Ferrari не удается по ходу сезона заметно дорабатывать машину, в отличие, например, от McLaren?
Фернандо Алонсо: За последний сезон внутри команды произошло много изменений, которые были связаны и с недостаточно творческим подходом к работе, и с низкими темпами модернизации машины. McLaren – хороший пример: когда сезон начинается с проблем, там за пару гонок их решают и завершают сезон уже в числе претендентов на победу. Пэт Фрай пришел в Ferrari с новыми идеями, с новой методологией, и я не сомневаюсь в том, что сегодня наша команда намного лучше, чем полгода назад. Будем надеяться, что наши трудности позади.
Вопрос: Эти трудности связаны с ограниченными способностями каких-то специалистов или итальянским менталитетом?
Фернандо Алонсо: Они связаны с изменениями в Формуле 1. Ferrari доминировала десять лет, но после этого в чемпионате произошли радикальные изменения, в частности, началось сокращение затрат, появились запреты на тесты и ограничения в аэродинамике, была заморожена доработка двигателей, все команды начали использовать одинаковые шины. Некоторые команды привыкли к работе на симуляторе, раз не стало других возможностей, но философия Ferrari всегда была иной: мы проводили много тестов на трассах в Муджелло и Маранелло. Поэтому нам потребовалось больше времени, чем остальным, чтобы приспособиться к новой Формуле 1.
Вопрос: Важна ли доработка машины в последних гонках?
Фернандо Алонсо: Некоторые компоненты не имеют решающего значения, но нам очень помогло, например, новое переднее крыло. Благодаря ему, удалось решить много проблем.
Вопрос: Несколько лет назад Флавио Бриаторе, который остается вашим хорошим другом, сказал, что вы не умеете наслаждаться ни успехом, ни славой. Как вы это прокомментируете?
Фернандо Алонсо: Я нормальный человек. Я ценю то, что у меня есть, и то, что мне дает Формула 1, но считаю гонки всего лишь своей работой. Я хочу остаться обычным человеком. Это всегда поражало Флавио.
Вопрос: Вы считаете одной из главных побед умение охранять личную жизнь?
Фернандо Алонсо: В этом я никогда не сомневался, поскольку всегда понимал, что нельзя смешивать профессиональную и личную жизнь. Мне сложно понять, зачем рассказывать всему миру через Twitter или Facebook о своих занятиях. Для чего всем сообщать, что после этого интервью мне предстоит фотосессия, или что мне предстоит куда-то лететь, или что я ужинаю с друзьями. Это личное, а болельщики Формулы 1 больше интересуются Гран При, чем частной жизнью пилотов. Все остальное – это повседневные дела, не имеющие особой важности.