В интервью испанской газете Marca Берни Экклстоун, глава менеджмента Формулы 1, затронул ряд важных вопросов, таких, как итоги сезона, судьба Гран При США, расширение географии чемпионата мира…
Вопрос: Когда имя чемпиона становится известно еще в сентябре, это, наверное, не лучший сценарий для Формулы 1?
Берни Экклстоун: Что ж, в этом году Себастьян Феттель и Red Bull Racing были очень быстры… Но я не считаю, что это нанесло какой-то вред нашему спорту. Полагаю, люди приходят смотреть конкретную гонку и вообще не думают о чемпионате в целом.
Вопрос: Вы полагаете, чемпионат 2012-го года пройдет как-то по-другому?
Берни Экклстоун: Понятия не имею, если честно.
Вопрос: Мы когда-нибудь увидим, что Ferrari вновь станет по-настоящему конкурентоспособной?
Берни Экклстоун: Конечно! Думаю, в следующем году они поедут быстрее.
Вопрос: Как вы считаете, Феттель действительно лучший гонщик, или его превосходство в этом году объяснялось, прежде всего, отличной машиной?
Берни Экклстоун: Думаю, чтобы выиграть чемпионат, одной машины недостаточно: нужна и лучшая машина, и лучший гонщик – все должно быть лучшее.
Вопрос: Многие считают, что по степени таланта Себастьяна нельзя ставить на один уровень с Алонсо или Хэмилтоном…
Берни Экклстоун: Возможно, это правда: он быстрее.
Вопрос: Быстрее, чем Алонсо и Хэмилтон?
Берни Экклстоун: Безусловно.
Вопрос: Вы допускаете, что Феттель завоюет семь титулов, как в свое время Михаэль Шумахер?
Берни Экклстоун: Времена изменились, машины стали другими, так что трудно судить. Возможно, сейчас уровень конкуренции в Формуле 1 выше, чем в те годы, когда Михаэль выигрывал свои титулы. Впрочем, нельзя умалять его достижений: он сделал то, что должен был сделать, и этого достаточно.
Вопрос: Вы считаете, он поступил правильно, что вернулся в Формулу 1?
Берни Экклстоун: Конечно, правильно, он очень быстрый гонщик. Возможно, машина пока не соответствует его уровню. За рулем более быстрой машины он бы мог добиться других результатов.
Вопрос: Когда-то вы сказали, что не считаете Алонсо великим чемпионом…
Берни Экклстоун: Да, но это было в 2006-м, когда он выиграл второй титул, и сейчас ситуация изменилась.
Вопрос: В каком смысле?
Берни Экклстоун: Фернандо очень хорош, но дело в том, что он слишком быстро стал чемпионом. Считается, что путь к чемпионскому титулу должен быть более долгим.
Вопрос: Как вы думаете, Испания и в будущем продолжит принимать две гонки Формулы 1?
Берни Экклстоун: Не знаю, поживем – увидим. Я так не считаю, но там будет видно. В Барселоне жалуются на экономические трудности.
Вопрос: Но Гран При Испании будет проводиться хотя бы до 2013-го?
Берни Экклстоун: Да, у нас есть действующий контракт, и все зависит от того, захотят ли в Барселоне принимать гонку, или нет.
Вопрос: Ситуация с командой HRT меняется, и у нее теперь новые владельцы…
Берни Экклстоун: Да, и я рад, что команда развивается, это хороший проект, и хозяева HRT действуют правильно.
Вопрос: Как в будущем изменится календарь Формулы 1? Будет ли в нем больше двадцати этапов?
Берни Экклстоун: Не думаю. Их должно быть не больше двадцати.
Вопрос: Это идеальное число?
Берни Экклстоун: Думаю, да. Чемпионат продолжается почти весь год, стартует в марте и заканчивается в ноябре. Так и должно быть.
Вопрос: Что происходит с Гран При США в Остине?
Берни Экклстоун: Не знаю, полагаю, у организаторов возникли свои внутренние проблемы.
Вопрос: На 2013-й год запланирована гонка в Нью-Джерси: возможно, через пару лет этап в Остине потеряет свое значение?
Берни Экклстоун: Мы всегда соблюдаем все наши договоренности.
Вопрос: Что вы думаете о будущем? Куда направится Формула 1? В Россию?
Берни Экклстоун: Конечно, с российской стороной у нас уже есть контракт. Возможно, в Южную Африку, возможно, в Мексику… Проблемы в том, что, по-моему, Европа себя уже исчерпала. Это хорошее место для туризма, но не более. Европа осталась в прошлом.
Вопрос: Значит, в Европе останутся только классические гонки, такие, как Монца, Сильверстоун и Монако?
Берни Экклстоун: Думаю, в будущем в Европе будет проводиться не более пяти Гран При.
Вопрос: Так мало? Но Европа была душой Формулы 1…
Берни Экклстоун: Была…
Вопрос: Вы довольны тем, как проходят гонки на новых автодромах, например, в Индии, Корее или Сингапуре?
Берни Экклстоун: Да, очень доволен. Как и гонками в других странах. Например, мы никогда не думали, что один из этапов чемпионата будет проходить в Корее…
Вопрос: Что будет с Формулой 1, когда закончится эра Берни Экклстоуна?
Берни Экклстоун: Я создал свою систему, я люблю все делать по-своему. Не будет меня – придут другие люди, которые начнут действовать по-другому. Не знаю, это будет лучше или хуже, но по-другому. Сейчас Формулу 1 уважают во всем мире. Может быть, мне повезло, что я мог делать какие-то вещи, которые были не под силу другим. На то, чтобы завоевать доверие людей, требуется много времени.
Вопрос: Принимали ли вы решения, которые в итоге не пошли на пользу Формуле 1?
Берни Экклстоун: Такое случалось, и ошибки надо было исправлять. Надо применять гибкие подходы. Мне нравится что-то пробовать, а потом смотреть, что из этого может получиться. Надо извлекать преимущества из тех перемен, которые происходят в мире. Когда мы решили направиться в Китай, многие считали, что мы сошли с ума, но все получилось.
Мир меняется, и мы тоже должны принимать участие в этом процессе.
Вопрос: Сейчас в Формуле 1 есть много гонщиков, которые платят за свои выступления, хотя, возможно, это не самые лучшие в мире пилоты…
Берни Экклстоун: Так было всегда, всегда были спонсоры, которые оказывают финансовую поддержку вам и вашей команде.
Вопрос: Вы полагаете, стоит продолжать всю эту кипучую деятельность даже сейчас, когда вам исполнился 81 год?
Берни Экклстоун: Да, конечно, я в этом нисколько не сомневаюсь.