В обстоятельном интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung чемпион мира 1978 года Марио Андретти поделился впечатлениями о Себастьяне Феттеле и Михаэле Шумахере, а также предложил решение финансовых проблем некоторых команд Формулы 1.
Вопрос: Господин Андретти, вы блистали в Формуле 1 60-х, 70-х и 80-х годов. Вам нравится современная Формула 1?
Марио Андретти: Да. Мне кажется, она ни с чем не сравнится. Формула 1 – это лучшее, что только есть в автоспорте.
Вопрос: Тем не менее, некоторые утверждают, что Формула 1 утратила прежний шарм, изменились герои, гонки перестали быть увлекательными…
Марио Андретти: Мне кажется, что в Формуле 1 происходит много интересного. Конечно, никто не может поручиться, что вторая половина сезона получится столь же увлекательной, но это не футбол, не баскетбол и не теннис. Всегда были те, кто критически относился к Формуле 1, вероятно, таких было больше, чем в других видах спорта. Так и останется. Из-за Себастьяна Феттеля гонки стали чуть более предсказуемыми, вот и всё. Он выигрывает на сухой и мокрой трассе, регулярно поднимается на подиум. Я не знаю, кто или что могло бы его остановить.
Вопрос: Феттель настолько успешен благодаря скорости Red Bull Racing и изобретательности Эдриана Ньюи?
Марио Андретти: Формула 1 – это командный спорт. Невозможно выиграть титул за рулем недостаточно конкурентоспособной машины, но слабый гонщик не станет чемпионом, даже если дать ему самую лучшую технику. Я считаю комбинацию Феттель-Ньюи непобедимой. Один из них гениальный конструктор, второй практически безошибочно пилотирует. Одержать над ними верх превратилось для их соперников в настоящий вызов.
Вопрос: С точки зрения американцев, не слишком ли скучен Феттель как чемпион?
Марио Андретти: Возможно, он недостаточно ярок – Себастьян скромный и сдержанный парень, это особенность его характера. Конечно, другие гонщики более харизматичны, но достижения этого парня в столь молодом возрасте вызывают восхищение. У Феттеля есть реальный шанс побить рекорды Михаэля Шумахера – за последние несколько лет ни у кого не было такой возможности. Когда-нибудь Себастьян получит признание. Рекорды привлекают внимание, в том числе и в Америке.
Вопрос: Кроме Феттеля, на стартовой решетке четыре чемпиона мира. Что вы думаете о мастерстве этих пилотов?
Марио Андретти: Я ими восхищаюсь! Алонсо, Хэмилтон, Райкконен, Баттон и Феттель столь же талантливы, сколь профессиональны. Они вдохновляют молодых гонщиков стремиться к столь же высокому уровню. В Формуле 1 великолепный период. Вероятно, сейчас уровень мастерства высок, как никогда прежде.
Вопрос: Вам не хватает Михаэля Шумахера?
Марио Андретти: Да, я хотел бы снова его увидеть. Я большой поклонник Михаэля и глубоко уважаю его решение вернуться после долгого перерыва. Ему не надо было никому ничего доказывать, и хотя он ничего не смог выиграть, он просто получил большое удовольствие. Его возвращение стало огромным плюсом для Формулы 1 и ее поклонников по всему миру. Ни о чем люди не говорили так активно, как о его форме и результатах. Мне хотелось бы, чтобы он выиграл хотя бы одну гонку. Тем не менее Шумахер останется королем Формулы 1, никто не одержал столько побед, сколько он.
Вопрос: И никто не заработал так много денег, как Шумахер! Зарплаты стали гораздо выше, чем во времена ваших выступлений. Вы завидуете?
Марио Андретти: Да. Я родился не в то время.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что это несправедливо. В ваши времена гонщики рисковали жизнью на трассе…
Марио Андретти: Дело в том, что такие сравнения некорректны. Заработок гонщиков Формулы 1 примерно равен доходу, например, лучших футболистов мира, но пилоты должны получать гораздо больше, поскольку гоночная трасса гораздо опаснее, чем футбольное поле.
Вопрос: Сколько вы заработали в свое время?
Марио Андретти: Я бы выступал в гонках, даже если бы не получал зарплаты – я очень люблю этот спорт. Однако в какой бы гоночной категории я ни выступал, я получал, вероятно, больше соперников. Это было важно, поскольку я хотел обеспечить финансовую стабильность семье на случай, если бы со мной что-то произошло. В Формуле 1 я зарабатывал примерно 1 миллион долларов в год, а в IndyCar – 5 миллионов. Тогда это были очень большие деньги – остальные должны были выступать за 200 000 или 300 000 долларов. За последние годы спорт становился всё более коммерчески-ориентированным, в нем вращается много денег.
Вопрос: Это создает новые проблемы. Бывший президент FIA Макс Мосли обеспокоен будущим Формулы 1 – даже у команды Sauber возникли финансовые проблемы, хотя она давно участвует в чемпионате. Что необходимо изменить?
Марио Андретти: Многие команды больше не могут выдержать такого уровня расходов. Мне кажется, у меня есть решение этой проблемы. Я уже обсуждал его с Берни Экклстоуном. Нужно позволить командам продавать свои машины клиентам. Эта система была бы финансово выгодна таким производителям, как Ferrari и Mercedes, а также привлекла в Формулу 1 другие команды, несмотря на отсутствие у них базы. Если бы была возможность покупать машины у одной из топ-команд, то мой сын Майкл был бы одним из первых, кто это сделал. Это гарантировало бы рост числа участников. Если интерес к чемпионату вырастет, вероятно, когда-нибудь нам придётся вновь ограничивать число участников до 28-и или 26 машин.
Вопрос: Как воспримут зрители ситуацию, в которой несколько команд будут использовать шасси Mercedes или Ferrari?
Марио Андретти: В чём проблема? Мне кажется, будет интересно, если синяя Ferrari будет обгонять красную Ferrari, а клиентская команда лучше справится со своей работой, чем автопроизводитель. Эта ситуация придала бы новый шарм Формуле 1. Впрочем, у меня есть сомнения в том, что однажды это действительно сработает.
Вопрос: Долгое время существовали сомнения в возвращении Формулы 1 в США. Несмотря на успех прошлогоднего Гран При в Остине, чемпионат по-прежнему с трудом завоевывает американский рынок. Почему это происходит?
Марио Андретти: Ответственные лица должны понимать, что в США автоспорт не ограничивается Формулой 1. Не одно поколение американцев выросло на чемпионатах NASCAR и IndyCar, обе серии проводятся в Штатах, а выступавшие там гонщики – настоящие звезды. Формула 1 очень долго была далека от нас – американцы даже не знают имена всех гонщиков. Кроме того, после последней гонки в Уоткинс-Глен в США с 1980-го не было четкого места проведения Гран При. Это навредило Формуле 1. Теперь в Остине всё начинается заново, американцы очень гордятся тем, что интерес к гонке гораздо выше, чем в прошлом году.
Вопрос: Однако в Формуле 1 нет ни одного американского гонщика. Последним был Скотт Спид – он выступал в Формуле 1 в 2006-м и 2007 годах. Почему подрастающее поколение не может переехать в Европу?
Марио Андретти: В Европе совершенно иная культура автоспорта. Кроме того, ни один американский гонщик не должен отправляться в Европу, чтобы добиться успеха. Талантливые пилоты могут остаться в Америке и сделать карьеру в NASCAR или IndyCar. В США достаточно талантливых гонщиков, и я уверен, что некоторые из них могут побеждать и в Формуле 1. Им нужен реальный шанс и конкурентоспособная команда. Подобные вещи могли бы привлечь внимание спонсоров. Это стало бы большим плюсом и для Формулы 1, и для США.