В интервью итальянской Сorriere dello Sport бывший инженер, стратег и руководитель молодёжной академии Ferrari Лука Балдиссери со стороны комментировал неудачную стратегию в Сузуке и ситуацию в команде…
Лука Балдиссери: В Сузуке, чтобы реализовать скоростные качества машины, нужно было действовать проще, не рискуя ставить на последний отрезок шины, которые быстро изнашиваются. Стратеги предполагали, что комплект Soft выдержит 19 кругов, хотя Райкконен в тот момент уже проехал семь или восемь кругов на Hard в очень хорошем темпе.
Вопрос: После гонки всегда легко говорить о том, как следовало поступить…
Лука Балдиссери: Да, но команда упустила подиум. Они надеялись с помощью более мягких шин на последнем отрезке атаковать Хэмилтона, недооценивая его возможность при необходимости увеличить мощность мотора.
Вопрос: Сейчас команда разрабатывает стратегию по когда-то составленным вами алгоритмам?
Лука Балдиссери: Задача этих алгоритмов – определить, какая стратегия в той или иной ситуации позволит заработать больше очков, но они не учитывают гораздо более важные факторы – борьбу против конкретного пилота или конкретной команды.
Вопрос: Почему вы покинули пост стратега?
Лука Балдиссери: Я допустил ошибку в Малайзии, но были и личные причины. До января я оставался в Ferrari, занимаясь молодёжной академией.
Вопрос: Как изменилась команда за это время?
Лука Балдиссери: К сожалению, у Маркионне и Арривабене нет реального гоночного опыта. В команде нет прежней культуры – сейчас это не сплочённая команда, а группа испуганных людей. Внутри всё построено на страхе, парни боятся принимать решения, брать на себя ответственность, опасаясь потерять работу.
Вопрос: Вы не верите в новую структуру команды?
Лука Балдиссери: Не верю, в команде Формулы 1 должна быть почти военная структура. Людям нужно показать, в каком направлении двигаться, мотивировать их принимать самостоятельные решения – и не выгонять на улицу в случае ошибок. Уход Джеймса Эллисона стал для Ferrari тяжелой потерей.
Впрочем, некоторые отделы работают превосходно. К примеру – мотористы, которых до недавних пор возглавлял Маттиа Бинотто – после неудачного 2014-го они сотворили чудо.
Вопрос: Сейчас Бинотто – технический директор команды…
Лука Балдиссери: Маттиа умеет мотивировать людей, у него очень большой опыт в гонках, но он не технический директор. Он знает, что не сумеет нарисовать идеальную машину, у него нет глубоких знаний в механике и аэродинамике. Он гораздо лучше смотрелся бы в роли руководителя команды.
Вопрос: В 2017-м машины серьёзно изменятся, каких перемен вы ждёте?
Лука Балдиссери: Десятилетиями в регламенте не появлялись решения, позволяющие повысить эффективность машин, но в 2017-м увеличится и аэродинамическая прижимная сила, и механическое сцепление с трассой. Я бы не рискнул поставить всё на какую-нибудь оригинальную инженерную идею, скорее нужно оставить место для масштабного развития машины по ходу сезона – именно это, на мой взгляд, сыграет ключевую роль.
Вопрос: Есть ощущение, что SF16-H регрессировала в этом сезоне…
Лука Балдиссери: В Сузуке мы увидели некоторые позитивные признаки, но я надеюсь, что они не отвлекли силы от проекта 2017 года ради того, чтобы любой ценой выиграть гонку в этом году. Доработку этой машины следовало завершить уже в июле.
Вопрос: Когда же Ferrari вновь сможет побеждать?
Лука Балдиссери: Когда команда будет хорошо организована и стабильна, когда появятся хорошие идеи, а гонщики не будут допускать ошибок. Я понимаю, что Маркионне хочет побеждать сразу, но в Формуле 1 так не бывает. Нужно как минимум три года.
Вопрос: Как вы оцениваете выступление гонщиков?
Лука Балдиссери: Райкконен в лучшей форме, чем в 2015-м, а Феттель выступает хуже, чем в прошлом году. Но проблема не в гонщиках.
Вопрос: Макс Ферстаппен – это новый Шумахер?
Лука Балдиссери: Воспитание молодых пилотов – это сложный процесс, а Макс перепрыгнул через младшие формулы, перейдя в Формулу 1 после семи месяцев в Формуле 3. Макс – умный парень, в чём-то его можно сравнить с Михаэлем. Ему предстоит многому научиться, но у него большой потенциал.
В начале 2014-го в рамках молодёжной академии мы пригласили его выступить в Florida Winter Series, он очень здорово там выглядел, но у нас не было возможности сразу привести его в Формулу 1, как хотел отец, а в Red Bull смогли это сделать.
Вопрос: Скоро в Формуле 1 должен дебютировать Лэнс Стролл, которого вы взяли в академию ещё в 11 лет…
Лука Балдиссери: Лэнс – талантливый парень, его стиль пилотирования напоминает Кими, он очень много работает над собой, что удивительно, когда вы приходите из столь обеспеченной семьи. Неограниченный бюджет очень помогает, но у него всё в порядке и с мотивацией. В этом году он побеждает в европейской Формуле 3. В следующем году в Формуле 1 всем придётся заново осваивать машины из-за перемен в регламенте – это поможет дебютантам.
Вопрос: Вы надеетесь, что однажды Мик Шумахер сможет пойти по стопам своего отца?
Лука Балдиссери: Надеюсь. Я думаю об этом каждый день.