В интервью официальному сайту чемпионата руководитель Lotus F1 Team Эрик Булье вспомнил прошлый сезон, рассказал о своих ожиданиях и объяснил, почему он даже не будет пробовать изменить характер Кими Райкконена...
Вопрос: Эрик, в прошлом году вы, безусловно, оказались одним из самых везучих руководителей команд: сезон прошел невероятно успешно, Lotus добилась серьезного прогресса…
Эрик Булье: Я не считаю себя везучим. В последние годы на нашу долю выпало немало неприятностей – вспомните аварию Роберта Кубицы. Затем мы приняли несколько рискованных технических решений, но они не сработали. Прошлый сезон можно считать неплохим. Представьте, каких результатов мы могли добиться, если бы в 2011-м у нас не было подобных проблем!
Вопрос: Посмотрим на это так: руководителям McLaren и Ferrari Мартину Уитмаршу и Стефано Доменикали приходилось отвечать на вопросы, почему их командам не удалось добиться большего, а вас все только хвалили…
Эрик Булье: Возможно, вы правы. Наш успех во многом основан на том, что мы попытались пойти другим путем, а акционеры поддерживали любое наше решение. Например, приглашение Кими Райкконена было рискованным шагом.
Вопрос: Кими - уникальный человек, который любит поступать по-своему. Насколько сложно его контролировать и использовать в работе команды?
Эрик Булье: Честно говоря, это не так сложно, но надо было заставить инженеров понять и уважать его стиль мышления и поведения. Он добивается хороших результатов, поэтому легко завоевывает уважение.
Вопрос: Значит, когда вы услышали по радио «Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю», то просто поверили ему?
Эрик Булье: Да, хотя для этого уровень доверия должен быть очень высоким! (смеётся) В дополнение к тому, что у Кими есть характер, который мы все знаем, он с умом выстроил рабочие отношения в команде. Потребовалось некоторое время, чтобы к нему вернулась скорость, но он работал над собой, он знал, что гонки – его сильная сторона.
Весь год, шаг за шагом, он прибавлял и в итоге обрел былую форму, стал тем Кими, который нам нравится. Возможно, иногда у него не всё получалось, но многое зависит от команды, мы хотим, чтобы у Кими был свой стиль, а не он подстраивался под нас. Я скорее предпочту, чтобы команда работала в его стиле.
Вопрос: Можно говорить о том, что Кими – король в Lotus?
Эрик Булье: Нет. Я не хочу, чтобы у нас был избалованный гонщик, который мог бы повести команду в ошибочном направлении. Мы не выполняем его капризы, мы просто пытаемся создать обстановку, в которой он может быть самим собой. В этом разница.
Вопрос: Если бы Роман Грожан демонстрировал такую же стабильность, как и Кими, у вас были шансы занять третье место в Кубке конструкторов. Как часто в 2012-м вы проклинали юношеский энтузиазм Романа?
Эрик Булье: Часто! (смеётся) Но давайте думать позитивно. У нас есть определенные ожидания: в этом году мы сможем войти в первую тройку, если энтузиазм Романа перейдет в результаты. Если мы окажемся успешны, то в конце сезона у нас на счету будет много очков.
Вопрос: Вы рассматривали других кандидатов на место Романа?
Эрик Булье: Если честно, я разговаривал с несколькими гонщиками - они сами ко мне обращались, но, говоря откровенно, никогда не заходил слишком далеко в этих переговорах. Я продолжаю верить в то, что Кими и Роман – хорошая пара пилотов.
Вопрос: Каких достижений вы ждете от Романа в будущем? Что вы планируете сделать, чтобы он добился успеха?
Эрик Булье: Мы сделаем всё, что в наших силах. Нужно создать соответствующую атмосферу, защищать и поддерживать Романа, чтобы ему было комфортно. Но, в конечном счете, прогресс зависит только от него. Мы должны быть терпеливыми, но это терпение не может длиться три года или десять лет – результаты нужны уже сейчас. Он очень быстр, но должен прибавить во всём остальном. Если получится, он станет одним из лучших пилотов Формулы 1.
Вопрос: Не так давно вы сказали, что в новом сезоне хотите выступить лучше, чем в 2012-м. В прошлом году Lotus уступила только командам большой тройки. Вы считаете, что сможете навязать борьбу командам, которые превосходят вашу по числу сотрудников и финансовым возможностям?
Эрик Булье: Да, это возможно. Я думаю, это пойдет на пользу спорту, а ведущие команды задумаются: «В Lotus меньше сотрудников, у них не так много денег, однако они наступают нам на пятки, сражаются за ведущие позиции, а мы тратим в два раза больше. Вероятно, мы делаем что-то неправильно».
Вопрос: Как вам удается сохранять ведущих специалистов, когда соперники могут предложить им большую зарплату?
Эрик Булье: Этого невозможно избежать, мы ничего не можем изменить. Однако если кто-то считает, что может заработать больше денег, то волен уйти – я не буду мешать. Мои принципы сводятся к тому, чтобы создать оптимальную рабочую среду для всех, а не только для гонщиков. Необходимо удостовериться, что все довольны своей зарплатой. Если кто-то приходит ко мне с сумасшедшими запросами, я с ним прощаюсь. Если кто-то считает, что где-то в другом месте трава зеленее, он может уйти.
Вопрос: В каких областях E21 лучше прошлогодней машины?
Эрик Булье: Новая машина – эволюция прошлогодней, но всё не так просто. Мы потратили много времени, размышляя о том, почему E20 была быстра на одних трассах и уступала в скорости на других. В результате, мы смогли довольно далеко продвинуться в эволюционном процессе.
Вопрос: Какие комментарии дал Роман после двух дней тестов?
Эрик Булье: Он сразу же сказал, после четырех кругов в первый день, что новая машина – шаг вперед по сравнению с E20. И мы только начали работу с E21.
Вопрос: Почему Роман работал в первые два дня? Принимая во внимание опыт Кими, разве не лучше, чтобы он первым протестировал новинку?
Эрик Булье: Почему вы думаете, что Роман не может обеспечить необходимую обратную связь? Это было решение инженеров, и я не хочу его оспаривать. В первые два дня мы просто разбирались с особенностями машины, в этом решении нет никакого скрытого смысла. Оба наших гонщика отработают равное число дней на тестах.
Вопрос: В четверг Кими получил подготовленную для него машину?
Эрик Булье: Машина готова, но Кими не получил от этого никакого преимущества.
Вопрос: Вы можете назвать сильные и слабые стороны своих гонщиков?
Эрик Булье: Сила Кими в его характере, скорости, опыте, в том, как он ведет гонку. Его характер – слабая сторона? Можно сказать и так, но я могу с этим смириться, его поведение вписывается в мое мировосприятие.
Сильные стороны Романа – скорость и преданность делу, слабая сторона – он поддается эмоциям. Роман – перфекционист, поэтому болезненно вспоминает опыт, полученный в 2009-м. Он должен преодолеть себя, и это получится, когда он проведет хороший сезон.
Вопрос: У вас есть пожелания на 2013-й год?
Эрик Булье: Я хочу, чтобы оба гонщика были в первом ряду в каждой гонке!
Вопрос: Похоже, вы хотите жить в идеальном мире…
Эрик Булье: Это не идеальный мир – это фантастика в чистом виде! (смеётся)