В Малайзии руководитель команды Lotus Эрик Булье ответил на вопросы читателей F1News.Ru. За неделю в адрес француза поступило множество вопросов - из России и из других стран, мы объединили их по темам и попросили Эрика ответить на самые интересные...
Вопрос: Иван (остров Самуи, Таиланд): Господин Булье, ваша карьера на посту руководителя команды складывается весьма успешно - ни одного скандала, ни одной громкой неудачи, команда постоянно прогрессирует. Секрет в ваших личных качествах или в инновационном подходе к организации работы команды?
Эрик Булье: У меня нет никакого секрета. Я обычный человек.
Вопрос: Светлана (Украина): Почему после победы Кими в Мельбурне вы отправили на подиум Алана Пермейна, а не поднялись сами?
Эрик Булье: Тот же ответ. Потому что я обычный человек. Я просто менеджер. У меня нет большого эго или чего-то в таком роде. Для меня результат на трассе - это результат работы команды. Я был на подиуме в Абу-Даби, когда мы одержали первую победу под моим руководством. Этого достаточно.
Успех в Мельбурне - следствие напряженной работы зимой. Алан сидел рядом на командном мостике, и когда Кими пересек черту, я сказал ему, что он пойдёт на церемонию награждения.
Вопрос: Олег (Москва): Эрик, играли ли вы в симулятор Формулы 1 на компьютере или игровой консоли? Если да, то за каких пилотов?
Эрик Булье: Да, я играю в Формулу 1 на X-Box. Мой пилот всегда один и тот же - Кими Райкконен.
Вопрос: Александр (Санкт-Петербург): Вы считаете, это правильно, что европейских трасс становится все меньше в календаре чемпионата? Или финансовая составляющая важнее?
Эрик Булье: Сложный вопрос. Современная стратегия Формулы 1 - быть глобальным спортом, предоставлять болельщикам глобальный продукт. То есть получить доступ к рынкам по всему миру. Нужен оптимальный баланс между европейскими гонками, этапами в Америке, России, Азии, даже в Африке.
Вопрос: Денис (Москва): Эрик, вы сами садились за руль гоночных машин?
Эрик Булье: Я никогда не участвовал в гонках, но мне повезло пилотировать несколько гоночных машин. Я не хотел бы это комментировать, так как я далеко не самый быстрый гонщик - у меня лучше получается то, чем я занимаюсь сейчас.
Вопрос: Дионский (Балашиха): Что вы считаете своим главным достижением в карьере до Формулы 1?
Эрик Булье: Пожалуй, я назову победу с командой Франции в A1 GP.
Вопрос: Дмитрий ДК (Москва): Какое решение на посту руководителя команды далось вам тяжелее всего?
Эрик Булье: Их было очень много, но самые сложные - решения о замене пилотов по ходу сезона.
Вопрос: KaaH (Ветка): Эрик, вы бы хотели видеть в команде пилотессу?
Эрик Булье: Если она будет достаточно быстра, чтобы опередить Кими, я только за.
Вопрос: Александр (Екатеринбург): Кими, не являясь быстрейшим пилотом в квалификации, зачастую проезжает лучший круг в гонке, обычно под конец дистанции. За счет чего это происходит?
Эрик Булье: Главная причина - не в Кими. Мы работаем больше над настройками для гонки, а не для квалификации. В первую очередь результат зависит от того, кто лучше распорядится предоставленными комплектами шин.
Думаю, вы могли обратить внимание ещё в Мельбурне: мы настраиваем машину для гонки, чуть жертвуя квалификацией, чтобы она была быстрее в воскресенье и лучше работала с шинами.
Вопрос: Демид (Красноярск): Вы рассматриваете Роберта Кубицу в качестве одного из кандидатов на место в команде в 2014-м?
Эрик Булье: Если Роберт будет полностью готов к возвращению в Формулу 1, он совершенно точно войдёт в число кандидатов.
Вопрос: Роман Курортный (Краснодар): Эрик, что бы вы изменили в модели, которую предлагает менеджмент Формулы 1, и насколько велико значение Договора Согласия?
Эрик Булье: Мне нравится современная модель Формулы 1. Она намного более профессиональна, чем была десять лет назад. Частные команды могут участвовать в чемпионате, заключать контракты с крупными спонсорами - это важно.
Но, я думаю, мы ещё многое можем сделать вместе с FOM, чтобы усовершенствовать систему, в частности - её коммерческую составляющую, Договор Согласия. Мне кажется, мы многого можем добиться вместе, чтобы предоставить болельщикам лучший продукт.
Вопрос: Иван (остров Самуи, Таиланд) Господин Булье, команда Lotus входит в число лидеров, поэтому получает от FOM значительные денежные выплаты. Считаете ли вы справедливым распределение доходов между командами? При действующей системе маленьким командам сложнее прогрессировать...
Эрик Булье: Мир несовершенен, и в жизни не всегда всё происходит по справедливости. Всем хочется иметь большую долю от доходов чемпионата, но очевидно, что фаворитизм в отношении больших команд - не тот путь, по которому должна развиваться Формула 1. Хочу подчеркнуть, что это только мое мнение. В любом случае, мы будем бороться, чтобы оказаться на вершине при любых обстоятельствах.
Вопрос: Дмитрий (Москва): Что вы думаете об идее использования в Формуле 1 клиентских машин?
Эрик Булье: Я против.
Вопрос: Alex (Орша): Я слышал, Lotus ищет спонсоров. Как с вами связаться?
Эрик Булье: (смеется) Зайдите на официальный сайт команды, там есть необходимые контакты.
Вопрос: Юрий (Воронеж): Уважаемый Эрик, меня как россиянина интересует, увижу ли я выступления Кими Райкконена на Гран При России в 2014?
Эрик Булье: Это очень хороший вопрос! Я не знаю ответа.
Вопрос: Олеся (Красноярск): Эрик, расскажите про свою семью. Мы многое знаем про пилотов, но не про руководителей команд...
Эрик Булье: Я стараюсь отделить мою личную жизнь от работы. Частная жизнь - это частная жизнь.
Вопрос: Сергей (Старый Оскол): Расскажите о самом счастливом дне в своей жизни.
Эрик Булье: Это 4 ноября прошлого года - победа в Гран При Абу-Даби.
Вопрос: Павел (Рязань): Эрик, как вы оцениваете предыдущий сезон Виталия Петрова? Добился ли он прогресса по сравнению с выступлениями за Lotus?
Эрик Булье: Я не могу ответить на этот вопрос. Он все-таки гонялся за другую команду, но мне кажется, Виталий очень сильно прибавил за те три года, что провёл в Формуле 1.
Вопрос: Куприянов Сергей (Салават): На ваш взгляд, у Виталия Петрова есть будущее в Формуле 1?
Эрик Булье: Думаю, у него есть будущее. Я могу вас заверить, он достаточно талантлив, чтобы выступать в Формуле 1 - в этом нет никаких сомнений. Но пилотов намного больше, чем машин. Конкуренция высока.
Вопрос: Антон Смирнов (Сургут): Ваше любимое русское блюдо?
Эрик Булье: Я не вспомню название на русском. Это смесь овощей с майонезом, яйцами - очень большая тарелка. Мне повезло провести определенное время в Москве. И мне очень нравится русская кухня, и особенно это блюдо. Но я правда не помню название. Напишите "борщ".
Вопрос: Игорь (Красноярск): Почему вы не заключили контракт с Шумахером? Он же лучше, чем Грожан...
Эрик Булье: Почему мы не подписали контракт с Шумахером? Мне кажется, он уже закончил карьеру.
Вопрос: Владимир (Киев): Прежде всего хочу пожелать вам и вашей команде хороших выступлений, чтобы Кими и Роман боролись за титул, а команда выиграла Кубок конструкторов! Скажите, что за человек Кими Райкконен? Какой он в жизни, и как к нему относятся люди в команде?
Эрик Булье: Кими нельзя не любить. Он - настоящий профессионал. Я не знаю, как точно охарактеризовать его характер, тем более на английском. Он очень, я бы сказал, интересный, но не уверен, что это самое подходящее слово. В команде все им довольны.
Вопрос: Федор (Киев): Сколько часов в день вам удается поспать: во время гоночного уик-энда и в перерывах между Гран При?
Эрик Булье: По ходу гоночного уик-энда - пять-шесть часов. Во время перерывов я сплю около семи.
Вопрос: Андрей Николаев (Украина): Формулу 1 иногда называют "Большим цирком". Когда вы в последний раз смеялись от души? И что вас так рассмешило?
Эрик Булье: Я могу рассказать эту шутку, но вы её не опубликуете (смеётся). Про Большой цирк - во французском языке есть два значения. Это не только Цирк - то есть не всегда это значит, что должно быть смешно. Сложно объяснить, но это ещё и в определенном смысле "хаос" или какая-то пародия, что-то не слишком серьезное. Ни в английском, ни в русском, я думаю, этого нет.
Вопрос: Илья (Сумы, Украина): Насколько велики шансы Давиде Вальсекки получить место в одной из машин Lotus в 2014 или 2015 году?
Эрик Булье: У него больший шанс, чем у кого-то ещё. У нас есть определенный план на этот сезон, посмотрим, как он справится со своей работой - на трассе и вне её. Не по ходу Гран При, но у него будут тесты со старой машиной. Ему многое предстоит сделать, мы будем смотреть на все: на его работу на симуляторе, работу с прессой, с инженерами.
Вопрос: Вячеслав (Москва): Как человеку из России стать механиком одной из команд Формулы 1?
Эрик Булье: Для начала - надо хорошо говорить по-английски. Во-вторых, иметь опыт работы в любой из гоночных серий. В-третьих, быть настойчивым, напористым и любить гонки.
Вопрос: Абдиев Тимур (Монреаль): Могут ли у команды возникнуть проблемы, если Роман вдруг поедет быстрее Кими? Не произойдет ли того же, что случилось в McLaren в 2007-м?
Эрик Булье: У нас никогда не будет такой же ситуации. У нас другие пилоты, у них другие характеры. Нам гораздо легче контролировать ситуацию, чем тогда руководству McLaren.
Вопрос: Алексей (Москва): Здравствуйте, я болельщик Кими с десятилетним стажем. Не боитесь ли вы неожиданной потери мотивации у Райкконена?
Эрик Булье: Я думаю, что по ходу прошлого сезона его мотивация только росла. И она продолжает расти. Мне кажется, Кими никогда не был так силен, как сейчас.
Вопрос: Сергей (Москва): Когда Lotus станет чемпионом?
Эрик Булье: Я определенно… надеюсь, когда-нибудь это случится.