Гоночный директор McLaren Эрик Булье считает, что его первый сезон на этом посту оказался позитивным – команде удалось переломить негативную тенденцию. В эксклюзивном интервью F1News.Ru Булье подвёл итоги сезона...
Вопрос: Это последняя гонка, которую команда проводит с логотипами Mercedes на машинах и на униформе. Можете открыть секрет, Honda в следующем году сохранит приверженность белому цвету, в который традиционно были выкрашены её машины?
Эрик Булье: На самом деле, на этот вопрос я не могу ответить, потому что и сам пока не знаю. Лично я даже не видел раскраску машины, с которой мы будем работать здесь на тестах. В общем, если честно, я не в курсе.
Вопрос: К Honda мы ещё вернёмся. Давайте попытаемся подвести главные итоги вашего первого сезона в McLaren: есть что-то такое, чем вы уже можете гордиться?
Эрик Булье: Сезон оказался очень долгим, и, полагаю, для меня он во многом был позитивным. Больше всего меня радует то, что после некоторого периода, когда результаты McLaren снижались, мы смогли стабилизировать ситуацию.
Подиум в Австралии был немножко «ненастоящим», просто мы были хорошо готовы к старту сезона, в отличие от других команд. Но когда у всех всё наладилось, McLaren оказалась, наверное, лишь пятой или шестой по скорости. И всё-таки в нескольких последних гонках мы доказали, что претендуем на третье место в рейтинге самых быстрых команд. Это значит, что мы смогли улучшить показатели, переломили негативную тенденцию и остановили спад. McLaren вновь набирает обороты, что для меня крайне важно.
Второй момент со стороны не слишком заметен. Мы завершаем процесс общей реструктуризации команды, всё получилось так, как я хотел: я планировал к концу сезона на 95% закончить эту работу. Могу сказать, что это выполнено. Команда готова сделать следующий шаг.
Вопрос: В Абу-Даби McLaren собиралась тестировать ряд решений, рассчитанных на 2015 год – как продвигается эта работа?
Эрик Булье: Да, основное время первой тренировки действительно было посвящено именно этому, мы оценили эффективность таких решений. Они связаны с новой концепцией аэродинамики, которая будет воплощена в машине следующего года.
Для нас этот сезон оказался очень странным, потому что работа была организована не вполне обычным образом. Уже в июне-июле техническому департаменту была дана инструкция: любые усовершенствования, которые мы собираемся вносить в MP4-29, должны быть ориентированы на 2015 год. Потому что к этому моменту мы полностью определились с компоновкой новой машины.
Когда к команде присоединился Питер Продрому, мы сразу смогли продвинуться дальше, занимаясь расчётами аэродинамики, поскольку она претерпела значительные изменения. Поэтому сейчас мы пытаемся проверить концептуальные решения, положенные в основу машины 2015 года, и эта работа будет продолжена на тестах на следующей неделе.
Вопрос: В своё время McLaren иногда строила переходное шасси. Вы собираетесь делать что-то подобное сейчас?
Эрик Булье: Нет, это не переходное шасси. Мы использовали MP4-29, чтобы построить машину, с помощью которой Honda будет дорабатывать свою силовую установку, машину для проверки всех систем. Как вы знаете, в соответствии с техническим регламентом, точки крепления двигателя и коробки передач остаются без изменений. Поэтому можно было без проблем состыковать шасси этого года с силовой установкой Honda. Эту машину мы уже обкатывали во время съёмочного дня в Сильверстоуне. Возможно, эту же машину мы будем использовать во вторник и в среду на тестах в Абу-Даби, потому что хотим в максимально полном объёме провести для Honda испытания всех систем.
Вопрос: Но к зимним тестам McLaren построит новую машину?
Эрик Булье: Да, конечно, это уже будет машина 2015 года. Её создание идёт по плану и продвигается очень быстро, но пока на базе MP4-29 была разработана промежуточная версия шасси.
Вопрос: До начала следующего чемпионата McLaren предстоит выполнить огромный объём работы, и понятно, что всё это чётко распланировано: вы можете вкратце рассказать об основных этапах реализации этого плана? Что будет происходить между финалом этого сезона и Гран При Австралии?
Эрик Булье: Конечно, дел очень много. Но основные задачи состоят в том, что мы должны отработать взаимодействие между McLaren и подразделениями Honda, расположенными в Японии и Великобритании. Всё должно чётко работать, все участники процесса должны понимать друг друга – это главное. Первый шаг будет сделан на следующей неделе, следующий этап – презентация машины, третий этап – тесты в Хересе, затем в Барселоне, и после этого мы выйдем на старт в Австралии. Примерно на такие этапы можно разбить реализацию нашего плана.
Вопрос: Что вы можете сказать о первом опыте контактов со специалистами Honda?
Эрик Булье: Думаю, даже съёмочный день в Сильверстоуне, хотя всё это делалось в рекламных целях, был очень важным, потому что мы впервые работали вместе. И пока все складывается хорошо, ведь проект McLaren-Honda родился довольно давно, и очень много внимания уделялось именно вопросам взаимодействия.
Вопрос: Часто мы слышим, что команды разрабатывают новые машины с учётом предпочтений конкретных гонщиков. В случае с McLaren период неопределённости затянулся, команда не торопится объявлять состав на следующий год – не скажется ли это на работе с новым шасси?
Эрик Булье: (улыбается) В техническом плане это ничего не меняет. Это может немного сказаться на другом: ситуация для представителей менеджмента, для команд, гонщиков и спонсоров в таких случаях становится несколько более напряжённой, поскольку они не знают, что происходит. Все переговоры носят конфиденциальный характер. Но на техническую сторону это никак не влияет.
Вопрос: Следовательно, машина будет такой, какой она представляется разработчикам McLaren, а задача ваших будущих гонщиков – к ней адаптироваться?
Эрик Булье: (улыбается) Да, и это будет очень хорошая машина!
Вопрос: Понятно, что она будет хороша эстетически…
Эрик Булье: (смеётся) Нет, когда я говорю о достоинствах машины, меня совершенно не волнует эстетика! Главное – чтобы она была быстрой. Мы разработали совершенно, на 100% новую концепцию.
Вопрос: Если концепция на 100% новая, не значит ли это, что вам понадобится как-то развивать инфраструктуру McLaren? Вы ведь по-прежнему используете аэродинамическую трубу Toyota в Кёльне?
Эрик Булье: Когда мы говорим о концепции новой машины, имеется в виду не только аэродинамика, но и подвеска, шасси, коробка передач – всё в комплексе. Всё это было пересмотрено и изменено. Если говорить об аэродинамике, то мы по-прежнему используем аэродинамическую трубу Toyota, и при этом в последние полгода инвестировали очень большие средства в новые технологии, в частности, в технологии вычислительной гидродинамики и в другие инструменты, которые есть в арсенале McLaren.
Мы строим и стратегические планы на трёх- и пятилетнюю перспективу, которые в том числе предусматривают и модернизацию нашей аэродинамической трубы, но в ближайшее время будем использовать трубу Toyota.
Вопрос: Вы будете реконструировать аэродинамическую трубу McLaren в Уокинге?
Эрик Булье: Возможно.
Вопрос: В следующем году у McLaren появится, наконец, титульный спонсор?
Эрик Булье: Конечно. Дело в том, что McLaren F1 – это часть McLaren Group, в которую входит много компаний, и большинство из них работает прибыльно. Даже без титульного спонсора McLaren F1 приносит прибыль. Поэтому мы не торопимся объявлять нашего титульного спонсора, мы хотим сделать правильный выбор. Он должен соответствовать уровню нашей команды.
Вопрос: Поговорим об общей ситуации в Формуле 1. Сейчас наблюдаются кризисные явления – вы согласны, что экономика спорта не вполне здорова?
Эрик Булье: Давайте взглянем на картину более широко. В период с 2000-го по 2010-й в Формуле 1 выступали заводские команды автоконцернов – Toyota, BMW, Honda, Mercedes, который тогда работал с McLaren. Они могут позволить себе тратить огромные деньги, чтобы добиваться максимально высоких результатов. После 2010 года большинство автоконцернов ушли, но команды остались, и в этих командах работает много людей. Очевидно, что их бизнес-модель не была адаптирована к изменившимся условиям. Суммы, которые команды получают от спонсоров и от FOM, намного меньше тех, что тратили автоконцерны, ведь они фактически были главными спонсорами.
Сейчас продолжается переходный период, он ещё не закончился. Проблема в том, что какие-то команды могут себе позволить прежний уровень расходов, а какие-то – нет. Sauber лишилась поддержки BMW, Lotus – поддержки Renault. Но при этом они стараются показывать как можно более высокие результаты, а это приводит к тому, что их расходы явно превышают доходы. Но так происходит в любом бизнесе! Если вы заработали 100 долларов, а потратили 200 – у вас будут проблемы. Это первое.
Второе. Им приходится так много тратить, потому что они хотят быть конкурентоспособными. Но дело в том, что при действующем техническом регламенте ваш бюджет должен быть на определённом уровне. У большинства независимых команд таких денег нет. Они пытаются выйти на этот уровень, и вновь неизбежно допускают перерасход средств. Это главная причина.
У меня нет никаких волшебных рецептов. Или мы снижаем минимальный уровень затрат, при котором команды могут оставаться конкурентоспособными, чтобы им хватало тех средств, которые у них реально есть, или мы должны повысить выплаты командам. Но как это сделать, я не знаю. У меня нет ответа.
Вопрос: Некоторые считают, что решение может быть связано с введением третьих машин…
Эрик Булье: Однозначно, это станет решением в случае, если мы продолжим терять команды.
Вопрос: Но в McLaren пока не готовятся к такому варианту?
Эрик Булье: Нет, и никто пока не готовится. McLaren, как и все остальные, разумеется, хочет, чтобы другие команды смогли выжить. Формула 1 – это, прежде всего, чемпионат конструкторов.
Вопрос: Напоследок: вы взяли на себя серьёзную ответственность, когда заняли в McLaren эту должность. Ваш первый сезон в Уокинге заканчивается: вы чувствуете себя счастливым человеком? Вам приходится постоянно решать столь сложные задачи, что со стороны кажется, что для этого нужны сверхчеловеческие способности…
Эрик Булье: (смеётся) Да, я очень счастлив! Я вам вот что скажу: чтобы добиться успеха в Формуле 1, не нужно быть суперменом. Нужно быть обычным прагматиком.