На презентации новой Ferrari F60 босс команды Стефано Доменикали выступил с программным заявлением перед гостями, журналистами и сотрудниками компании...
"Здравствуйте, и с Новым Годом! Думаю, это будет очень интересный год для всех нас, для нашего спорта.
Позвольте объяснить, почему мы назвали новую машину F60. Это - 55-я одноместная гоночная машина, построенная Ferrari для выступлений в Формуле 1. Впереди 60-й сезон, и Ferrari – единственная команда, которая участвовала во всех чемпионатах. Это историческая дата, но мы движемся вперед и мечтаем о том, чтобы однажды появилась F120. Даже в столь сложный момент мы смотрим в будущее с оптимизмом. Я убеждён – преодолев трудности, Формула 1 станет сильнее, чем когда-либо. Главная задача Ferrari – всегда быть в Формуле 1.
Цель осталась прежней - остаться на вершине. За прошлые десять лет мы восемь раз побеждали, но сейчас задача осложнилась - в последние месяцы мы ввели несколько модификаций, искали решения, позволяющие сократить расходы, и они повлияли на техническую работу с машиной. В ближайшей перспективе нас ждёт ещё больший вызов, ещё большие перемены, и успеха добьётся тот, кто сможет добиться максимума от машины.
При реорганизации работы команды мы используем метод динамической стабильности, предложенный президентом Ferrari - нужно усилить каждый отдельный аспект, особенно те области, в которых мы прежде не добивались 100%-й эффективности.
Ferrari, во главе с Монтедземоло, находится на переднем краю борьбы за будущее Формулы 1. Цели и структуры команд различны, но все мы работаем на общую пользу, именно поэтому команды сейчас так объединены, и это единство - новый элемент нашего спорта. Никто не хочет выступить против FIA, но мы живём Формулой 1 и должны иметь право голоса.
В 2009-м уже удалось добиться важных договоренностей, но мы только в начале пути, и, вместе с техническими аспектами, день за днём работаем над улучшением политической ситуации в Формуле 1. В спорте важна стабильность, точное понимание того, под каким руководством и в каком направлении двигаться дальше, оно необходимо и для тех, кто вкладывает капитал в Формулу 1. У нас есть долгосрочные спонсоры, которые верят в гонки. Уверен, 2009-й будет насыщенным, как спортивными, так и политическими событиями.
Что касается введения KERS, то я хочу начать с политического аспекта: наша позиция, которую мы обсуждали с другими командами, такова - введение такой системы в тот момент, когда нужно думать о серьёзном сокращении затрат, подразумевает некоторое противоречие в сроках. Мы решим, будем ли использовать KERS, когда станет ясно, соответствует ли эффективность системы на стендах эффективности на реальной трассе. Тогда можно будет поспешить. Сегодня важный день, после презентации мы начнём тесты KERS. Я не жду неожиданностей, мы определенно встретимся с проблемами, когда система дебютирует на трассе.
Как вы знаете, в этом году тесты ограничены дистанцией в 15000 км и у команд нет возможности проводить тесты после начала сезона. Я думаю, что будут широко использоваться испытательные стенды и моделирование, впереди много работы, но наша главная цель - надежность. В прошлом году мы заплатили дорогую цену за технические отказы, и в случае с KERS прежде всего важно убедиться в надежности. Я хочу подтвердить - машина, которую вы видите сегодня, оборудована KERS".
Один из журналистов спросил о влиянии человеческих ошибок на результаты прошлого чемпионата, о возможном изменении процедур контроля качества и действий сотрудников. "Процедуры контроля - это часть системы, людские ошибки неизбежны, но они придают гонкам человечность. Мы предприняли необходимые меры, попытались улучшить процедуры и сделали некоторые перестановки, чтобы увеличить ответственность и концентрацию, но человеческие ошибки всегда будут одним из факторов.
Новый подход полностью изменит интерпретацию гоночных уик-эндов, роль гонщиков возрастёт. Если системы будут работать со 100%-й эффективностью, то их мастерство позволит отыграть несколько десятых на круге - появятся слики, можно будет управлять мощностью мотора и подвижным элементом переднего антикрыла, к которому ещё предстоит привыкнуть. Гонщиков ждёт сезон, в котором они смогут внести больший, чем прежде, вклад в общий успех", - заявил Доменикали.
Дальше речь зашла о снижении затрат, как для Ferrari, так и для других команд чемпионата...
"Трудно предметно говорить о сокращении затрат, у каждой команды разные цифры. Мы работаем вместе с FOTA, чтобы определить, как и в чём можно добиться экономии. В лучшем случае можно говорить о процентах, издержки и затраты разные - перестройка Формулы 1 не должна коснуться технологий, но, как и в нашем случае, нужно говорить об их большей применимости в конструкции дорожных машин. Излишки прошлых лет должны остаться в прошлом.
Ограничение тестов и доработка машин - один из ключевых моментов предстоящего сезона. Приехав в Австралию, мы не сможем многое изменить. В пятницу мы протестируем то, что будем использовать по ходу уик-энда. Увеличится объём стендовых испытаний, возможно, придётся больше рисковать, но если наша машина будет конкурентоспособна с начала сезона, это может стать ключевым моментом для понимания расстановки сил", - добавил босс Ferrari.
На пресс-конференции говорили о новых правилах, разрешающих гонщику использовать восемь моторов за сезон, и о том, что должны быть определены санкции за использование девятого двигателя, закончилась официальная часть вопросами о новом инженере Кими Райкконена, роли Михаэля Шумахера и поставках моторов для Honda Racing...
Стефано Доменикали: "Вопрос о том, что Андреа Стелла станет инженером Кими, был решен ещё в прошлом году. Я хочу подчеркнуть, у Криса Дайера теперь будет важная роль, связанная с координацией действий гоночных инженеров.
Что касается поставки моторов для Honda, то боюсь, что вероятность такого сотрудничества близка к нулю.
Опыт Михаэля очень поможет нам в понимании сликов, вместе с Лукой Бадоером он внесёт важный вклад в работу команды".
Доменикали комментировал и предстоящее в январе участие Райкконена в раллийной гонке: "У нас всегда были открытые отношения с гонщиками, нас критиковали за то, что Михаэль Шумахер играет в футбол во время гоночного уик-энда, но, разрешив Кими участие в ралли, мы использовали тот же подход. Мы считаем эту гонку двумя днями тестов, хоть это и не Формула 1".