В рамках Гран При Великобритании команда Ferrari отмечала 60-летний юбилей своей первой победы в чемпионате Формулы 1. Её автор, Хосе-Фролайн Гонсалес, здравствует и поныне. Аргентинцу уже 88 лет, потому он отказался от поездки в Сильверстоун – но принял участие в торжествах у себя на родине. Тем временем Скудерия попросила болельщиков со всего мира прислать свои вопросы гоночной легенде прошлого – и Гонсалес ответил на самые интересные из них...
Вопрос: Что вы помните о том дне в Сильверстоуне?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Перед стартом я сильно нервничал. Хуан-Мануэль Фанхио сказал, что у него есть предчувствие, будто я выиграю – и я знал, что шанс действительно есть. На первом стартовом ряду расположились четыре машины – две Alfa Фанхио и Фарины, Ferrari Аскари и моя 375-я. Вышло так, что мы все допустили пробуксовку, и вперед легко вышли пилоты, стартовавшие со второго ряда. Так что в первом повороте я оказался только четвертым, Фанхио и Аскари остались позади.
Мне удалось обогнать Виллорези, Бонетто и Санези, и к концу второго круга я вышел в лидеры. Но Фанхио следовал за мной по пятам и вскоре сумел провести обгон. Я не особенно расстроился, так как знал, что рано или поздно ему придется заехать на дозаправку, а мне, быть может, удастся обойтись и без неё. Я держался за ним порядка 30 кругов.
Когда Хуан отправился в боксы, я помчался вперед. В команде переживали, что мне может не хватить топлива, и в какой-то момент подали команду свернуть на пит-лейн. Механики залили в бак 20 литров, но когда я выехал на трассу, то по-прежнему остался лидером – Фанхио проигрывал около 50 секунд. Так что мне не пришлось атаковать изо всех сил – и я смог выиграть ту гонку.
Вопрос: Что это значит для вас – быть первым человеком, принесшим Ferrari победу в чемпионате Ф1?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Я понял все значение этого успеха только в среду после гонки, когда приехал в Маранелло к Дону Энцо. Прямо над его рабочим столом в кабинете висело большое фото, где я пересекаю финишную черту. Он попросил меня оставить на нём свой автограф – а затем в мельчайших подробностях описать прошедшую гонку. После этого он подарил мне золотые часы с изображением Гарцующего жеребца. Только через три дня я понял, насколько уникальная это была победа.
Вопрос: Что Ferrari значит для вас? Вы по-прежнему поклонник этой марки?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Ferrari относится к элите мировой автомобильной индустрии. Я всегда гордился, что принес этой марке первую победу в Формуле 1, особенно если принять во внимание, чего ей удалось добиться за последние 60 лет в мировом масштабе.
Вопрос: Вам нравится сегодняшняя Формула 1?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Да, там выступают по-настоящему быстрые пилоты, хотя гонки во всем отличаются от того, что было в мое время. Но я смотрю по телевизору каждый Гран При.
Вопрос: Хотели бы вы что-нибудь изменить в современной Формуле 1?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Сложно сказать, ведь я сужу о происходящем со стороны, как обычный зритель – и не знаю всех деталей.
Вопрос: В чем вы видите отличие между пилотами вашей поры и нынешними гонщиками?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Мы были любителями! Поначалу мы даже гонялись без шлемов – была какая-то штука, которая держала волосы вместе, но она не давала никакой защиты. Сейчас пилоты должны постоянно заниматься физическими упражнениями и проводить много времени на симуляторах – а я даже представления не имею, что это такое.
Вопрос: А если сравнивать машины?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Здесь отличий еще больше. Автомобильные технологии прогрессируют невероятными темпами. В мое время у пилота был руль, рычаг переключения передач, регулятор тормозного усилия, педали – и больше ничего. Но самое важное, что нынешние машины гораздо безопаснее.
Вопрос: Что бы вы хотели сказать всем поклонникам Ferrari?
Хосе-Фройлан Гонсалес: Ferrari навсегда останется в моём сердце. Эта марка вызывает у людей настоящую страсть, и ощутить ее можно в любом уголке мира.