В 2016-м Роман Грожан завоевал шестую позицию в дебютном для Haas F1 Гран При Австралии, но перед очередной гонкой в Мельбурне предпочёл воздержаться от конкретных прогнозов. В интервью пресс-службе американской команды он подвёл итоги предсезонных тестов и поделился воспоминаниями о прошлогоднем выступлении в Альберт-парке.
Вопрос: Как прошли тесты в Барселоне, и в какой мере команде удалось подготовиться к Гран При Австралии?
Роман Грожан: Всё прошло хорошо. Видно, что многое изменилось по сравнению с прошлым годом, когда мы впервые работали на зимних тестах. Теперь мы были гораздо лучше готовы, и все знали, что надо делать. Как и ожидалось, у нас возникло несколько небольших проблем, но со всеми удалось быстро справиться. Здорово, что мы проехали довольно большую дистанцию.
Все вернулись к работе, команда собирала информацию о новой машине, хотя не думаю, что за четыре дня тестов можно полностью подготовиться к Гран При Австралии, но все в равных условиях, и нужно было в полной мере использовать все возможности.
Вопрос: Как бы вы описали VF-17?
Роман Грожан: Это очень интересная машина с большим потенциалом, который мы пока раскрыли не в полной мере. Впрочем, мы заложили хорошую основу для дальнейшей работы, и пока мне вполне комфортно за рулём. Кое-что я хотел бы улучшить к первым гонкам, но, по-моему, с этой машиной мы должны добиваться успеха.
Вопрос: Ходило много разговоров о возросшей физической нагрузке. Как вы себя чувствуете после тестов в Барселоне?
Роман Грожан: У меня не было серьезных проблем, но скажем так: если бы я был в такой же форме, как в прошлом году, то был бы полностью вымотан. Однако в межсезонье мы очень много и интенсивно тренировались. Возможно, даже немного перестарались – нагрузки не столь велики, как мы ожидали. Машины сложно пилотировать, и в этом году в некоторых гонках придётся нелегко, особенно там, где скоростные трассы и жаркий климат. Но я люблю трудности. Хотелось бы верить, что всегда можно ещё лучше подготовиться и ещё больше тренироваться. Проблем никаких нет, но пилотировать гораздо тяжелее физически, чем в прошлом году.
Вопрос: Есть ли какие-то области тела, которое особенно подвержены воздействию перегрузок?
Роман Грожан: Нет. Мне кажется, на первой неделе тестов всё тело снова привыкало к нагрузкам: болели шея и спина, надо было привыкнуть к расположению ног. На второй неделе казалось, что всё пришло в норму. После тестов не было никаких серьезных проблем, но, как я сказал, мы интенсивно тренировались и продолжим это делать до Гран При Австралии, перед этапом в Китае и в целом по ходу всей начальной стадии сезона. Будем продолжать наращивать мышечную массу и добиваться, чтобы в физической подготовке не было слабых мест.
Вопрос: В этом году на 25% увеличился размер шин, но вы заметили какие-либо перемены в характеристиках разных составов, или они остались такими же, как в прошлом году?
Роман Грожан: Мне кажется, в Pirelli отлично выполнили свою работу: шины прощают больше ошибок и менее чувствительны к перегреву. Надеюсь, это позволит нам вплотную преследовать соперника, допускать небольшие скольжения, не перегревая при этом резину и не теряя сцепления. Посмотрим, так ли это, когда начнётся работа на трассе в Альберт-парке. Если эти выводы подтвердятся, то мы можем больше атаковать, и станет интереснее.
Вопрос: Время на круге улучшилось примерно на 5 секунд: где вы его отыгрываете? На входе в поворот или на выходе?
Роман Грожан: И на входе, и на выходе, а также в средней части поворота. Скоростные повороты можно проходить быстрее, а в медленных – позже тормозить и проезжать их на более высокой скорости. В сущности, мы отыгрываем время везде, за исключением прямых, где мы немного теряем.
Вопрос: Двигатель Ferrari получился эффективным и надежным. Он сильно отличается от прошлогоднего?
Роман Грожан: Я доволен его поведением. В Ferrari добились прогресса. У него отличная управляемость. Мы пока не использовали его на полную мощность в режиме квалификации – это можно сделать только на трассе, но у меня хорошее предчувствие. Мне кажется, у нас не должно быть проблем с этим двигателем и на прямых.
Вопрос: Очевидно, что главное в гонках – это скорость. Но какую роль играет надёжность в начале сезона, ведь машины в этом году создавались в соответствии с новым техническим регламентом?
Роман Грожан: В начале сезона всегда сложно добиться надёжности. Машины испытывают серьёзные нагрузки, и конструкторы всех команд приложили много усилий, чтобы техника их выдерживала, что и проверяется на предсезонных тестах. Мы пытаемся выяснить, в каких областях можем добиться большего. В начале сезона риск, что техника может подвести, всегда выше, но в то же время иногда именно благодаря этому вы можете получить шанс.
Вопрос: В 2016-м Haas F1 ярко выступила в Гран При Австралии: вы завоевали шестую позицию, а это лучший результат для команды-дебютанта с 2002 года, когда Мика Сало финишировал шестым за рулём Toyota, причём тоже в Гран При Австралии. Расскажите о прошлогодней гонке, что она значила для вас и для команды?
Роман Грожан: Тот результат был очень важен. Конечно, после непростой квалификации мы не ожидали ничего подобного, но я хорошо провёл гонку, а когда пересёк финишную черту, у меня было ощущение, что тот результат ничуть не хуже победы. Да, нам повезло, но при этом всё сложилось идеально.
Вопрос: Тот результат оправдал ваш переход из Lotus в Haas F1?
Роман Грожан: Мне не нужно было искать оправдания своего решения. Подписав контракт с Haas F1, я понимал, что сделал правильный шаг в карьере. Конечно, всегда хорошо добиваться высоких результатов, но я не сомневался в своём выборе.
Вопрос: Важно ли заработать очки в первых гонках сезона? Это создает что-то вроде подушки безопасности для команды на оставшуюся часть чемпионата, когда более крупные команды продолжают дорабатывать машины…
Роман Грожан: Мне кажется, в этом году всё будет наоборот. Если бы можно было выбирать, то в этом году было бы лучше начать сезон скромно, но закончить его уверенно. Дело в том, что машины 2018 года будут похожи на нынешние, и если вы успешно завершили чемпионат, значит, разобрались с правилами, всё складывается отлично, и позитивная тенденция продолжится. Мы будем стремиться интенсивно дорабатывать машину по ходу сезона, прогрессируя в каждой гонке.
Вопрос: Какие у вас цели на первую гонку сезона?
Роман Грожан: Я не ставлю перед собой конкретных целей. Посмотрим, как всё будет складываться. Мы максимально выложимся, и надеюсь, запомним эту гонку так же, как прошлогоднюю.