Год назад гонка в Китае получилась одной из худших для Haas F1 – Роман Грожан финишировал 19-м, но надеется, что команда сделала выводы. В четверг в Шанхае он вспоминал прошлогодние проблемы и рассуждал о перспективах...
Вопрос: Роман, этап в Китае вызывает у вас противоречивые эмоции после прошлогодних сложностей…
Роман Грожан: Много лет назад в Китае я заработал свои первые очки в Формуле 1. Это было давно. В прошлом году мы приехали в Шанхай после двух успешных гонок, но уик-энд получился сложным.
Ключ к успеху – не позволить эмоциям испортить себе настроение, но при этом помнить прошлогодний опыт и то, что тогда мы сделали неправильно. С другой стороны, сейчас у нас новая машина и совершенно другие шины. В этом году всё иначе, мы буквально начинаем с нуля и должны сработать эффективнее, чем в прошлом сезоне.
Вопрос: Судя по темпу в Мельбурне, у Haas F1 лучшая машина из середины пелотона. Вы считаете, что сможете повторить здесь успех прошлой квалификации?
Роман Грожан: Тогда я проехал неплохой круг – не буду этого отрицать. Но меня удивило отставание Массы…
Вопрос: Это всех удивило…
Роман Грожан: Точно! Здорово, если мы действительно окажемся четвертыми по скорости. Я не буду жаловаться. В прошлом году нам не хватало стабильности, мы обязательно должны решить эту проблему.
В Мельбурне мой гоночный темп был немного выше, чем у ехавшего впереди Массы – это ещё раз говорит о том, что у нас отличная машина. Но я смогу больше сказать после нескольких Гран При, когда мы проведём гонки на четырёх разных трассах.
Вопрос: Вы уверены, что сможете стабильнее выступать в этом году, учитывая опыт прошлогодних проблем?
Роман Грожан: Сейчас у нас больший опыт, больше информации и возможностей для её анализа. Это очень помогает. Когда у вас есть год опыта в Формуле 1 – это огромное преимущество. Надеюсь, мы добьемся более высоких результатов.
Вопрос: В Мельбурне у вас был шанс оценить, кто из мотористов добился наибольшего прогресса?
Роман Грожан: После снятия ограничений все мотористы прибавили. В Ferrari отлично выполнили свою работу, в Mercedes – тоже. Мы отыграли больше, чем в прошлом году. Я уверен, в Renault тоже много работали. У них были проблемы на зимних тестах, но в Мельбурне всё прошло отлично. А вот у Honda большие сложности.
Вопрос: Сменим тему: что вы думаете о ситуации с Паскалем Верляйном? В Мельбурне он в последний момент отказался от участия в квалификации, перед этим уик-эндом заявил о пропуске Гран При Китая и, возможно, следующей гонки... Гонщики настолько серьезно озабочены физической подготовкой?
Роман Грожан: После аварии в Гонке чемпионов Паскаль не мог тренироваться, а все остальные в тот момент интенсивно работали. Если бы я сел за руль новой машины в той форме, в какой был в прошлом году, у меня бы возникли проблемы. Конечно, у меня больше опыта, и возможно я сильнее Паскаля…
Если вы пропустите два месяца тренировок, вам будет непросто. Мне кажется, можно было бы ничего никому не сказать, а затем по той или иной причине сойти с дистанции, но я не хочу рисковать и подвергать опасности себя и других, если я не смогу пилотировать машину.
Вопрос: В Австралии вы упомянули о сильных перегрузках...
Роман Грожан: Это боковые перегрузки. Я говорил об отрезке между 11-м и 12-м поворотами – можно не снимать ногу с педали газа. Это здорово. Именно поэтому мы интенсивно тренировались всю зиму.
Вопрос: В этот уик-энд обгонять будет проще, чем в Мельбурне?
Роман Грожан: Обгоны никогда не бывают простыми. Посмотрим, как пройдут четыре следующих гонки. Возможно, здесь мы увидим несколько зрелищных поединков. Нужна интрига, которая сохранялась бы до конца гонки, и при этом необязательна смена позиций.
Вопрос: Вы говорили о первом повороте в Шанхае. Как вы работаете с тормозами на этом отрезке?
Роман Грожан: Это интересный поворот. Возможно, в этом году у нас появится возможность совсем не сбрасывать газ. Вы мягко работаете с тормозами и газом – поворот настолько затяжной, что его невозможно проехать, не добавляя газа. Затем вы снова нажимаете на тормоз и стараетесь как можно меньше нагрузить правую переднюю шину во втором повороте.
Всё сильно меняется в зависимости от того, есть ли у машины недостаточная или избыточная поворачиваемость, как работает резина. В этом повороте траектория сильно меняется за уик-энд. Если вы преследуете машину соперника, то стараетесь использовать другую траекторию, чтобы оказаться на чистой трассе. Это сложный отрезок: если вы отыгрываете время в первой части, то можете потерять его во второй. Вы стараетесь подготовиться ко второй части поворота, но получается, что вы действуете слишком агрессивно, и у вас не остается времени отыграться. Это непросто!
Вопрос: Вы учитываете этот поворот при поиске настроек машины?
Роман Грожан: Это необязательно. Поворот затяжной, но не ключевой на этой трассе.
Вопрос: Рабочий диапазон новых шин стал шире?
Роман Грожан: Всё изменилось по сравнению с прошлым годом. Некоторые области стали играть гораздо более важную роль, прежде всего, это аэродинамика, некоторые утратили важность. Конечно, изменился и поиск настроек, и стиль пилотирования.
Вопрос: Эту машину сложно настраивать?
Роман Грожан: Мы начинаем с этим разбираться. Мы активно экспериментируем с настройками, с аэродинамикой, добиваясь от машины стабильности.
Вопрос: Планируются ли новинки, и когда они появятся?
Роман Грожан: Конечно, у нас появятся новинки. Возможно, в Сочи.
Вопрос: Собираетесь ли вы использовать тормоза другого поставщика в этот уик-энд?
Роман Грожан: В этот уик-энд – нет.
Вопрос: Вы опробуете их на тестах после Бахрейна…
Роман Грожан: Да.
Вопрос: Вы сказали, что после четырех гонок сезона станет понятно, какие позиции занимает команда. Но эта гонка станет для вас неким ориентиром, ведь в прошлом году машина была здесь неконкурентоспособна?
Роман Грожан: Китайский этап станет хорошей проверкой. Любопытно, как поведет себя машина, какие выводы мы сделаем. За год Формула 1 сильно изменилась. В прошлом году всех очень беспокоило поведение шин на этой трассе, но сейчас всё будет иначе.
Вопрос: В этом году изменилась конструкция подвески, и, судя по всему, у Red Bull Racing в Мельбурне были проблемы с поиском баланса. Могла ли подвеска повлиять на эту ситуацию?
Роман Грожан: Честно говоря, я не знаю. В Red Bull Racing стараются настраивать машину определенным образом. Возможно, в Мельбурне им это не удалось, или произошло что-то ещё. Если посмотреть на Ferrari и Mercedes – у них очень сложные машины. А Red Bull Racing не производит такого впечатления, так что, возможно, им надо больше дорабатывать машину.