Роман Грожан показал шестое время на квалификации в Хоккенхайме, а после сессии рассуждал о плюсах и минусах старой и новой версии машины...
Вопрос: После нескольких неудачных уик-эндов вы с командой добились успеха…
Роман Грожан: Да, пока всё идёт неплохо. Вчера я был доволен поведением машины в жарких условиях. Мы хотели кое-что проверить – мой обвес отлично работал. Кевин вчера был недоволен машиной, а сегодня показал отличную скорость в третьей тренировке в более прохладных условиях.
В квалификации мы не так много уступили друг другу. Но в середине пелотона настолько плотная борьба, что четыре машины разделили четыре десятых, что само по себе очень интересно. В финале я показал, на что способна машина, и шестое место – впечатляющий результат, учитывая, что я использую шасси в той же конфигурации, на которой выступал в Мельбурне. Теперь надо выяснить, в чем разница между разными обвесами, и почему Кевин был настолько конкурентоспособен утром, а затем потерял скорость в квалификации.
Вопрос: Что вы ждете от гонки? Например, в Бахрейне вы стартовали пятым и шестым, но ничего не смогли сделать в воскресенье.
Роман Грожан: Такой риск существует. Но всё может пройти успешно. В пятницу машина неплохо работала на длинной серии кругов, хотя и не великолепно. Мне кажется, вчера мы ошиблись с настройками. Мы экспериментировали и попробовали больше разных решений, чем за весь сезон.
С "австралийским" обвесом можно выехать на трассу и быть уверенным, что с первого круга машина будет конкурентоспособна, а затем можно двигаться дальше, зная, что происходит. Мы должны выяснить, почему с новым шасси нет таких ощущений. Мы многое протестировали: кое-что сработало, кое-что нет. Посмотрим, что нас ждет завтра.
Вопрос: Вы уже решили, на какой версии шасси будете выступать после летнего перерыва?
Роман Грожан: Пока нет. Сложно определиться, поскольку старая версия машины отлично работает. Сейчас 11-я гонка, у старой машины есть свои плюсы и минусы, но я ей больше доверяю. Парни хорошо работают, и я тестирую разные решения, но я пока не знаю, определимся ли мы с машинами до летнего перерыва.
Вопрос: Почему машины с двигателями Ferrari так хорошо выступают на этой трассе? У заводской команды возникли проблемы, но их клиенты – в шестёрке…
Роман Грожан: Я не знаю.
Вопрос: Вы довольны двигателем?
Роман Грожан: Да, но мы далеко не самые быстрые на прямых. Я проверил: Red Bull Racing быстрее нас на прямых – возможно, у нас больше лобовое сопротивление.
Вопрос: Вы недавно говорили, что как участник GPDA обсуждаете с FIA и FOM четыре вопроса, касающихся нового регламента, и один из них – шины. Почему вы уверены, что более износостойкая резина поможет улучшить гонки?
Роман Грожан: Деградация – это комплексный вопрос, включающий много факторов. Один из них – и нам это категорически не нравится – когда преследуешь соперника, резина начинает перегреваться, и этот процесс невозможно контролировать. Можно смириться с падением прижимной силы в такой ситуации – мы этому учимся с Формулы Renault 1,6 и знаем, что когда преследуешь соперника, снижается прижимная сила, и машина начинает скользить. Как только машина начинает скользить, резина Pirelli перегревается и начинает сильно деградировать.
Почему все гонки с одним пит-стопом? Если атаковать на более мягкой резине после пит-стопа, едешь быстро два круга, а затем темп резко падает, потому что шины слишком чувствительны к температуре. Если бы мы могли ехать в высоком темпе, скажем, десять кругов, пока в какой-то момент слой резины не стирался, мы не стали бы возражать. Но сейчас всё не так. Иногда остается ещё толстый слой резины, но надо ехать в боксы, потому что шины перегрелись и вернуть их в рабочий диапазон невозможно. Мы хотим такие шины, которые позволяли бы нам атаковать.
Приведу пример: сегодня мой быстрый круг отлично складывался до 13 поворота, а затем я потерял 2,5 десятых секунды. В 16 повороте я сделал всё так же, как на предыдущем круге, но уже перегрелась передняя левая шина, я проехал по прямой и потерял 4,5 десятых, только потому что в 8-м повороте проехал немного быстрее, ведь машина была стабильнее, благодаря небольшой избыточной поворачиваемости я смог раньше нажать педаль газа. В результате поднялась температура резины, и я расплатился за это в 16 повороте. Это не очень интересно.
Вопрос: Когда вы говорили об этом на прошлой неделе с FIA и командами, все поняли и согласились?
Роман Грожан: Да. Но станет ли теперь ситуация лучше?
Вопрос: Это сложная задача для Pirelli: уже поздно что-то менять…
Роман Грожан: Я не хочу их критиковать. Я знаю, что они стараются и ограничены в тестах. Сейчас они готовятся к переходу на 18-дюймовые шины, у них много работы… Кроме того, я не знаю, какую роль сыграет отказ от термочехлов. Не хочу говорить ничего плохого о Pirelli, но за последние пять лет мы не увидели заметного прогресса в плане резины.
Вопрос: В Pirelli готовят дождевые шины на гонку…
Роман Грожан: Я скажу вот что: мы ни разу не работали с ними в этом году. Следовательно, завтра всё про них узнаем.
Вопрос: Вас беспокоит отсутствие такого опыта?
Роман Грожан: Нет, но мы надеемся, что они не слишком отличаются от прошлогодних. Мы предполагаем, какой у них рабочий диапазон, и надеемся в него попасть. Мы никак не можем повлиять на погоду. Сегодня весь день должен был идти дождь, но прогноз не подтвердился. Возможно, завтра нас ждут сюрпризы.
Вопрос: В прошлый раз в Pirelli работали с дождевыми шинами в сентябре, но тогда машины были быстрее и выше прижимная сила. С тех пор многое изменилось. Должно быть, вам придется нелегко…
Роман Грожан: Возможно.
Вопрос: Вернуться к старой версии машины – это ваше решение?
Роман Грожан: Скажем так: я настаивал на этом с Гран При Испании. Но вернуться к предыдущей машине в Сильверстоуне предложил Гюнтер – нам нужно было понять, что происходит. В Великобритании я был настолько доволен балансом и машиной, что попросил всё оставить как есть. Вчера нам удалось сравнить три машины на трассе! Это важно.
Вопрос: У какой из них лучше гоночный темп?
Роман Грожан: Вчера – у моей.
Вопрос: Это разрушает миф, что все команды Формулы 1 стараются поставить новинки, как только они появляются...
Роман Грожан: Это меня удивляет. Попросите Mercedes привезти машину, которая была в Мельбурне – посмотрим, на что она способна.
Вопрос: Например, в прошлом году у Force India довольно долго не было новинок из-за сложной финансовой ситуации, но они неплохо выступали. А сейчас они привозят что-то новое на каждую гонку, но не добиваются успехов.
Роман Грожан: С новинками всегда сложно. Одни работают, другие – нет. Честно говоря, последние несколько лет все наши новинки отлично работали, но с барселонским обвесом что-то не так. Удалось ли решить проблему благодаря тем новинкам, которые мы привезли сюда? Я не могу сказать, я пока с ними не работал.
Я был впечатлён скоростью Кевина в утренней тренировке в более прохладных условиях. Дело в том, что этому обвесу подходят более прохладные условия? Или он просто лучше работал с резиной? Сегодня сильно менялась ситуация с резиной: утром можно было атаковать, а в квалификации всё было иначе.
Вопрос: Что произошло с Гасли в третьей тренировке?
Роман Грожан: Я готовился к быстрому кругу, а он хотел меня обогнать перед последним поворотом. Мне это не понравилось, я опередил его по внешнему радиусу и продолжил свою работу.
Вопрос: А инцидент в боксах в квалификации?
Роман Грожан: Стюардам стоит решать более серьезные проблемы.