Вопрос: Вы закончили прошлый сезон на втором месте...
Патрик Хэд: Точно. Первыми из проигравших
Вопрос: Сезон казался многообещающим, вы здорово прибавили по сравнению с 2001-м, но результата это не принесло...
Патрик Хэд: Все наши разочарования связаны с завышенными ожиданиями. Все надеялись - команда, публика, пресса, наши партнеры. Ждали борьбы с "Феррари" и остались разочарованы. Надеюсь в новом сезоне команде удастся большее.
Вопрос: В Малайзии команда заработала дубль, а Михаэль был лишь третьим. Тогда показалось, что 2002-й сложится удачно?
Патрик Хэд: В "Феррари" тогда публично отказались от новой машины и мы знали, что сражаемся с прошлогодней техникой. Не думаю, что в руководстве "Вильямс" кто-то мог переоценить тот дубль в Малайзии, тем более, что резина "Мишлен" явно лучше подходила Сепангу, так что праздновать было нечего.
Вопрос: Давайте к "Мишлен" вернемся позже. У BMW получился действительно хороший мотор, не так ли?
Патрик Хэд: Да, мотор очень хорош. Плохо то, и в BMW это знают, что с шестью отказами мотора за сезон очень сложно бороться с "Феррари". Гонщики этой команды в большинстве гонок уходили вперед еще на старте и им не нужно было так сильно нагружать мотор. Даже, когда Михаэль и Рубенс делали вид, что участвуют в гонках, обороты их моторов были на 1000 ниже, чем на старте. Момент инерции, часто служащий причиной поломок поршней - это мощность в квадрате, так что разница в 1000 оборотов сильно сказывалась на износе мотора. У "Феррари" действительно выдающаяся надежность, но эти машины эксплуатировались далеко не на пределе своих возможностей, в отличие от их соперников.
Вопрос Тогда в чем преимущество "Феррари", позволившее им добиваться таких результатов на небольших оборотах? Шасси, которое вы назвали консервативным, оказалось неудачным?
Патрик Хэд: Шасси сильно проигрывало "Феррари", поэтому нам и потребовалось сильнее раскручивать мотор. Между сезонами 2001 и 2002 года мы недостаточно продвинулись вперед, что-то упустили из вида. Концепция и аэродинамика машины были разработаны еще Джефом Уиллисом, который отвечал у нас за аэродинамику (и впоследствии перешел в "БАР"). Были сделаны неверные выводы, мы двигались не в ту сторону и потом серьезно работали над тем, чтобы исправить эти ошибки.
Вопрос: Один из боссов чемпионата Indy считает, что в "Вильямс" упустили свой шанс. Надо было бороться с "Феррари" в 2001-м, когда в распоряжении команды был лучший мотор чемпионата. Вы согласны с этим?
Патрик Хэд: В этом замечании есть доля правды и я соглашусь с тем, что P80 образца 2001 года, имел большее преимущество перед "Феррари", чем P82 в 2002-м. Однако в 2001-м дебютировал "Мишлен", а выиграть титул в дебютном сезоне, не зная трасс и наугад выбирая составы резины, нереально. Мы не могли выиграть тот чемпионат.
Вопрос: Ходят слухи, что BMW примет более плотное участие в разработке шасси. Это правда? Если да, то что вы об этом думаете?
Патрик Хэд: Мотор и системы его обеспечивающие нельзя нельзя отделять от проекта машины в целом. Не забывайте, мотор - важнейший структурный узел при разработке шасси и было бы неправильно говорить о том, что BMW не участвует в разработке концепции машины. Мы очень тесно сотрудничаем в вопросах стратегического планирования, разработки оптимального интерфейса между шасси и мотором.
Вопрос: Марио Тайссен как-то проговорился, сказав что в BMW рассчитывали на быструю победу. Они считали, что достаточно построить мощный мотор и поставить его на шасси "Вильямс", чтобы обеспечить себе титул. Этого не случилось. Возможно теперь Марио с товарищами оказались перед необходимостью закатать рукава и застрять в... Извините за метафору. Я не прав? Что они сейчас чувствуют?
Патрик Хэд: Они знают, что сделали очень хороший мотор и все же преимущество "Феррари", по сравнению с 2001-м годом возросло. Конечно это касается и BMW. Мотивация у них и у нас очень высока, мы не смогли добиться поставленной цели в 2002-м, но собираемся добиться ее в будущем. Думаю реплика, о которой вы упомянули рождена огорчением и я могу понять причины его вызвавшие, ведь со всех сторон только и слышно разговоры о том, что мотор BMW - лучший. Очевидно в руководстве BMW есть люди, которые считают, что можно решить проблему с помощью собственных инженеров. Но основной проект машины был разработан "Вильямс".
Вопрос: Так будет и дальше?
Патрик Хэд: Да.
Вопрос: Вы думаете, что потеря Вернера Лауренца (логистик BMW, перешедший в llmor) не повлияет на работу команды?
Патрик Хэд: Он участвовал в работе, но непосредственно не занимался проектированием мотора. За это отвечал Хайнц Пашен, директор отдела разработки моторов BMW. Я не думаю, что в BMW что-то потеряли, кроме информации, которую Вернер может передать Ilmor. Конечно это их дело, да и как-то повлиять на это почти невозможно.
Вопрос: Я слышал, что и Герхард Бергер не вечно будет работать на BMW...
Патрик Хэд: Об этом я почти ничего не знаю. Думаю Герхард, с его огромным опытом, очень помог BMW, без него они были бы слабее. Видимо им придется серьезно ломать голову, подыскивая ему замену.
Вопрос: Будем заканчивать с BMW. Последний вопрос: Вы считаете, что BMW и "Вильямс" неразделимы?
Патрик Хэд: Мы только что закончили третий сезон из пятилетнего контракта, заключенного в 1997-м. Тогда у них был нулевой опыт работы в "Формуле-1", а сейчас это большой отдел, две сотни сотрудников и куча поставщиков. Однажды им придется определиться со своим будущим в "Формуле-1" и у меня нет сомнений в том, что они останутся. Мы работаем над программой дальнейшего сотрудничества, но еще не все решено.
Вопрос: Несколько минут назад вы упомянули Джефа Уиллис. В начале прошлого сезона все говорили о двухкилевой схеме, но Джеф и Рори Берн от нее отказались, а Эдриан Ньюи использовал. Что будет в следующем сезоне?
Патрик Хэд: В конце января вы получите ответ.
Вопрос: Как повлияли на вашу работу уход Джефа и слухи об уходе Гэвина Фишера?
Патрик Хэд: Сильно повлияли, я думаю часть наших прошлогодних проблем связана именно с этим.
Вопрос: Френку Вильямсу пришлось раскошелится, чтобы удержать Гэвина, а Джеф все же перешел в "БАР". Можно сделать вывод - Фишер более важен для команды?
Патрик Хэд: Я думаю здесь можно сделать только один вывод - мы смогли договориться с Фишером и не смогли с Уиллисом.
Вопрос: Насколько высоко вы оцениваете их профессиональные навыки?
Патрик Хэд: Это очень способные специалисты. Думаю Гэвид был, да и сейчас находится на полпути от старшего до ведущего конструктора. Он прогрессирует и может рассчитывать на хорошие перспективы. Надеюсь это будет долгосрочное сотрудничество с "Вильямс".
Вопрос: А Джеф?
Патрик Хэд: Я думаю, что Джеф, возглавляя наш отдел аэродинамики был скорее похож на домовладельца, который не может и не хочет видеть общую картину. Мы несколько раз предлагали ему расширить отдел, а он старался оставить его маленьким и компактным. Мне кажется, что он так и не вышел из тени Эдриана Ньюи, после совместной работы в "Вильямс". Но у Джефа отличная мотивация и я уверен, со временем он добьется большего, чем на должности специалиста по аэродинамике в "Вильямс".
Вопрос: Теперь в "БАР" он отвечает за все, не только за аэродинамику...
Патрик Хэд: В "Вильямс" он не участвовал в разработке компьютерных систем или шасси, но в "БАР" собрались хорошие специалисты и я уверен, что Джеф сумеет разграничить полномочия.
Вопрос: Хватит дразнить вас разговорами о бывших сотрудниках. Скажите, новая аэродинамическая труба заработает в 2004-м? Известно, что она стоила очень дорого. Зачем было тратить на нее миллионы долларов, чем она лучше существующей?
Патрик Хэд: Аэродинамический полигон - не статическое устройство, прогресс не стоит на месте. У авиакомпаний есть очень хорошие полигоны, которым больше 50 лет, а физика воздушных потоков была изучена 100 лет назад. Дело в том, что постановка вопроса серьезно изменилась, мы говорим о полигонах, имитирующих езду по трассе. Раньше использовался пластик, сейчас - тонкая стальная лента, которая позволяет имитировать очень большую скорость без проблем с вибрацией.
Вопрос: Приведите пример того, что поможет улучшить новый аэродинамический полигон?
Патрик Хэд: Мы сможем собрать массу информации о сцеплении колес с трассой, изменении баланса машины, зависимости воздушного потока от массы факторов. Обычная аэродинамическая труба позволяет менять лишь высоту подачи и силу потока, но вы не сможете настроить переднюю подвеску, сымитировать условия гонки и разные ситуации на трассе. Мы очень много работаем в аэродинамической трубе и все еще имеем серьезные проблемы с надежностью. Второй полигон очень поможет.
Вопрос: Кто заменил Джефа?
Патрик Хэд: С нами работают два специалиста по аэродинамике - Антонио Терси и Джейсон Соммервиль, недавно к ним присоединился доктор Джон Дэвис, который успел поработать во множестве команд, включая "Лотус". Джон занимается сбором информации и системами управления на базе старого полигона, участвует в разработке нового.
Вопрос: Мы поговорили о разработке машины, о происходящем на базе. Давайте перейдем к гонкам. Сэма Майкла называют "следующим Патриком Хэдом". Что вы об этом думаете?
Патрик Хэд: Думаю, что Сэм вздрогнул бы, услышав ваши слова! У нас совсем разные задачи. Он - старший операционный инженер и отвечает за работу машины, когда она покидает базу. Гэвин Фишер, как и многие конструкторы, в основном работает на базе, для движения вперед ему нужна постоянная обратная связь, Сэм как раз этим и занимается. Именно поэтому Сэм присутствует на командном мостике в течении гонки.Наверное вы заметили, что я часто пересекаю пит-лейн по ходу гонки, обычно это значит, что у меня есть вопрос к Сэму или я хочу что-то посоветовать. Он не обязан следовать моим советам, но иногда я просто лучше владею информацией, чем он. Нужно будет организовать отдельный радиоканал и мне не придется целый день бегать взад вперед. Хотя я не доверяю радиосвязи и если захочу что-то передать пилотам, то все равно пойду к Сэму.
Вопрос: Тогда поговорим о пилотах. В Индианаполисе, когда Хуан-Пабло Монтойа и Ральф Шумахер не поделили трассу, операторы цифрового телевидения поймали выражение вашего лица, вы явно были расстроены. О чем вы думаете в такую минуту? О пропавшем результате работы 460 сотрудников команды?
Патрик Хэд: Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, я был очень сердит. Команда "Формулы-1" - это очень сложное предприятие, огромные усилия целой армии специалистов и вдруг обе машины останавливаются из-за столкновения. Как инженер, вы ждете спокойствия в тот момент, когда силы машины на пределе. Мы с Френком Вильямсом нет разногласий по этому поводу, у хороших гонщиков должна быть страсть, но в генералы выбиваются те, кто умеет делать выводы.
Вопрос: Вы говорили о том, что нужно добиться от гонщиков максимума, не заставив их потерять мотивацию. Но говорят, что вы очень строгий босс. Вы не слишком запугиваете своих гонщиков?
Патрик Хэд: Знаете, я думаю, что с большинством гонщиков, которые выступали за "Вильямс" у меня сложились хорошие отношения. В ряде случаев мне следовало бы быть строже, жестче. Из-за аварии 16-летней давности Френк Вильямс не в состоянии участвовать в "разборе полетов" без ущерба для своего здоровья. Он спокойно беседует с гонщиками, пытаясь объяснить свою точку зрения, но в остальное время с ними приходится работать гораздо серьезнее. В "Феррари", видимо, смогли создать такие условия для гонщиков, что они ценят успех команды превыше собственного. Наши пилоты, особенно Хуан-Пабло, похожи на всех хороших гонщиков - они эгоцентричны и эгоистичны. Назовите мне хорошего гонщика, который не страдает подобными пороками? Они пришли в гонки, чтобы выигрывать, а мы стараемся еще и обеспечить командный успех.
Вопрос: Хуан-Пабло отлично смотрелся на квалификации, семь раз стартовал с первого места, но в гонке здорово терял...
Патрик Хэд: Очень показательны были сессии warm up в воскресенье утром. Задача простая - убедиться в верности выбранных настроек на гонку и, проанализировав статистику сезона, вы можете заметить - Монтойа показывал не лучшее время. Очевидно Сэм Майкл старается максимально сблизить настройки двух машин, но гонщик должен принимать большее участие в этом процессе. Хуан-Пабло очень много говорил с инженерами о том, что он хочет от машины и конечно мы беспокоились по поводу столь существенной разницы в скорости на квалификации и в гонке. Настройки на квалификацию, обычно, работали гораздо лучше, чем настройки на гонку.Разумеется нельзя говорить о том, что для Хуана-Пабло прошедший сезон был неудачным, ведь он финишировал на третьем месте в чемпионате. Но если вы семь раз квалифицируетесь первым и не можете выиграть ни одной гонки, то есть повод призадуматься.
Вопрос: Вы довольны работой Ральфа в прошедшем сезоне?
Патрик Хэд: Я считаю, что Ральф провел очень хороший сезон, жаль, что ему не всегда везло. В Монце он был в отличной форме, но на пятом круге сгорел мотор. После гонки он подошел к Френку и сказал: "До свидания. Думаю сегодня мы могли рассчитывать на большее...". Он был прав. Если бы машина была в порядке, Монца была бы одной из немногих гонок, когда мы могли бороться с "Феррари". В Сузуке Ральф мог выиграть, но и там сгорел мотор.
Вопрос: Подведем итог. Вы можете сказать, оставив Михаэля Шумахера в стороне, что команда имеет столь же хорошую пару пилотов, как и соперники?
Патрик Хэд: Конечно. Я думаю, что Хуан-Пабло и Ральф очень подходят друг другу по скоростным данным. Ральфа много критиковали в 2001-м и 2000-и за то, что он в конце сезона расслаблялся, пропуская вперед партнера по команде. Но в прошедшем сезоне этого не было. Из-за уже упомянутых проблем он не смог набрать очков, однако очень хорошо смотрелся в конце сезона. Он способен на многое, если мы дадим ему хорошую машину.
Вопрос: А Хуан-Пабло?
Патрик Хэд: Монтойа очень талантлив, но я думаю, что он еще на пути к тому уровню, который позволит бороться за чемпионат. Не уверен. что он это понимает. Мы обязательно встретимся этой зимой и поговорим, будет обидно, если такой талант пропадет впустую. Если он сможет обдумать происходящее и сделать верные выводы, то шансы есть. Мы приложим для этого все силы.
Вопрос: Его физические кондиции достаточно хороши?
Патрик Хэд: На самом деле я не думаю, что этому надо придавать большое значение, хотя если бы у Монтойи были проблемы с лишним весом, он не мог бы выступать на уровне Дэвида Култхарда или Михаэля Шумахера. Конечно, гонщик может прибавить после тренировок, но качать мышцы или таскать железо - не самое любимое его занятие. Тем не менее, мы вряд ли увидим Монтойу уставшим на финише гонки. Нет никаких признаков, на это указывающих.
Вопрос: Последний аспект гонок, который мне хотелось бы сегодня обсудить - резина. Что вы думаете о работе специалистов "Мишлен" в прошедшем сезоне?
Патрик Хэд: Они постоянно прогрессировали, резина, которую мы получили на три последних гонках позволяла показывать очень стабильное время на круге, хотя и уступала в квалификации тем составам, что были у нас в середине сезона. В сезоне 2001 года дождевая резина была очень слабой и в прошлом году в "Мишлен" здорово продвинулись вперед. Не меньшего прогресса мы ждем и в этом сезоне.
Вопрос: Давайте поговорим о будущем. Три года назад вы сказали мне, что планируете заниматься этой работой еще пять лет. Что думаете сейчас?
Патрик Хэд: Я очень хочу вывести BMW-Williams или более определенно - "Вильямс" на конкурентоспособные позиции. Я полностью вовлечен в этот процесс и только будущее покажет, что у нас получится. Однако у меня есть дети (Луке - четыре года, Джулии - год) и я хочу участвовать в их воспитании. С другой стороны придется платить за обучение - школа, университет и нужно быть уверенным в том, что я смогу это сделать.
Вопрос: Но вы же не считаете себя бедным?
Патрик Хэд: Нет, конечно. У меня большой пакет (30%) акций команды, правда в последнее время мало кто интересуется покупкой акций команд чемпионата, несколько крупных инвестиционных банков на этом крупно погорели. В скором будущем мне и Френку придется думать о том, в чьи руки мы передадим команду. Очень хочется избежать участи "Тиррел", когда через год после того, как Кен отошел от дел, команда распалась. Мы стремимся к тому, чтобы команда росла и процветала.С другой стороны, я люблю автоспорт. Я люблю действие, люблю соревнования. Люблю принимать вызов, чтобы вместе с техниками, механиками, инженерами, гонщиками и другими специалистами добиться успеха. Все это мне совершенно не надоело. Наверняка я останусь в "Вильямс", когда уйду с поста технического директора. Но свои планы читателям F1Racing раскрывать пока не собираюсь.
Вопрос: Вы будете присутствовать на всех гонках следующего чемпионата?
Патрик Хэд: Нет. Я верю в способности Сэма. Френк очень проницателен в том, что касается политики и коммерции и его отсутствие в боксах может стать настоящей проблемой. Я не буду недооценивать недовольство BMW, разумеется все проблемы будут обсуждаться, обычно это происходит во время уик-энда. Мне очень не хочется, чтобы Сэм участвовал в подобных разговорах со стороны "Вильямс", это может очень существенно повлиять на наши результаты на трассе. Френк не может участвовать в переговорах, поскольку не всегда владеет технической стороной дела. Так что придется приехать на большинство гонок следующего сезона, но не на все.
Вопрос: Если бы выиграли чемпионат 2001 или 2002 года, ваши мысли о возможном уходе были бы более позитивными?
Патрик Хэд: Знаете, я не отношусь к тем, кто умеет сидеть без дела или заниматься выращиванием роз в саду. Конечно, мне будет чем заняться, я люблю ходить в море и хотел бы добиться в этом больших успехов. Прежде чем я присоединился к Френку, это было больше 25 лет назад, я занимался строительством большой 50-футовой парусной шхуны, которую позже продал. Продал тому, кто смог на ней объехать весь мир со своей подругой.У меня нет задачи совершить кругосветное путешествие, но выйти в море хочется и я сделаю это. Конечно, сейчас вся моя жизнь посвящена команде, сотрудничеству с BMW и желанию бороться на самом высоком уровне. Вы говорите о победе в 2001-м или 2002-м... Об этом я не думал, ведь ничего подобного не случилось.