До начала работы на британском телеканале Sky Sports Джонни Херберт часто приезжал в паддок в качестве приглашенного стюарда. В интервью F1News.Ru экс-пилот Lotus, Benetton, Sauber, Stewart и Jaguar рассуждал о спорных ситуациях, возникавших на трассах в этом году, о проблемах молодых гонщиков и о новом регламенте в Формуле 1.
Вопрос: Джонни, когда вы были стюардом, насколько часто пилоты приходили к вам с жалобами на вынесенные решения?
Джонни Херберт: Насколько я помню, такое было только раз. В 2011 году в Индии жаловаться приходил Фелипе. Они столкнулись с Льюисом, и я решил, что виноват в этом был Масса. Он находился снаружи, Льюис пытался его обойти по внутреннему радиусу, но Фелипе не подвинулся и зашел в поворот, как будто там никого не было. Фелипе потом утверждал, что траектория была его, но, честно говоря, порой это не является оправданием. Льюису просто некуда было деваться. Я помню, тогда же ко мне подходил и Ники Лауда, спрашивал: "Зачем ты выносишь такие решения?" Он всегда считал, что в таких ситуациях не надо никого наказывать.
Вопрос: У Фелипе была схожая ситуация в Хоккенхайме.
Джонни Херберт: Да, я всегда стараюсь думать, как на месте пилота поступил бы я. В данном случае, я бы оставил чуть больше места. Фелипе вполне мог это сделать. Он бы практически ничего не потерял. Просто зашел бы чуть шире в первый поворот, но сохранил бы себе гонку. В таких ситуациях вы должны иметь представление о том, что происходит вокруг. Он на внешней траектории, логично предположить, что есть вероятность, что кто-то пытается обойти внутри, но Фелипе все равно режет поворот. Шанс, что там кто-то окажется, очень велик. Я не понимаю, почему нельзя было оставить место? Он не потерял бы гонку, и потом никому не пришлось бы объяснять, чья это была ошибка. Он говорил, что виноват в столкновении Кевин. Но я не понимаю, почему Кевин не имел права находиться там, где он находился.
Вопрос: Может быть, в этом проблема Фелипе? Он часто пытается найти виноватого.
Джонни Херберт: Единственное, что я мог бы посоветовать – это оставлять другим немного места. Совсем чуть-чуть – этого будет достаточно. Мне нравится Фелипе, он настоящий гонщик. Но если вы попробуете что-то подобное сделать с Фернандо или Кими, они оставят вам место, но все равно не уступят позицию. Тем не менее, зазор всегда будет – просто на всякий случай. Они не собираются никого пропускать, но они готовы пожертвовать одной-двумя сотыми секунды, войдя в поворот чуть шире. Они всегда начеку. Что случилось в Канаде? Это только мои мысли, но… Почему Фелипе пытается не оставить сопернику ни сантиметра? Почему он решил перекрыть Серхио всю трассу? Что бы изменилось, если бы он просто оставил ему еще полметра? К тому же, он понимает, кого атакует. Знает, что Серхио тоже горячий гонщик, и тоже не будет уступать.
Вопрос: С другой стороны, на старте в Германии Фелипе вряд ли мог видеть Кевина в зеркалах.
Джонни Херберт: Вы часто слышите от пилотов: "Я не мог разглядеть его в зеркалах". Чаще всего это неправда. Вам и не надо видеть машину целиком. Для того, чтобы оценить, что происходит, необходимо просто мельком увидеть маленькую деталь, кусок переднего антикрыла, еще что-нибудь. Этого достаточно, чтобы понять, едет соперник быстрее или медленнее, куда смещается, и насколько он близок. Тогда у вас уже есть представление о том, что происходит. Вам не обязательно знать расстояние в сантиметрах.
Я не пилотировал эти машины и совсем уж уверенно судить не могу. Но я ездил на Mercedes 2012 года в Гудвуде. Я бы не сказал, что условия сильно отличаются от тех, что были в мои времена. Я помню себя: я даже иногда приподнимал ногу с педали во время стартов. Я уверен, это делают Фернандо, Кими, Льюис. У вас достаточно информации, чтобы предвидеть, что должно произойти: вы знаете, насколько хорошо вы стартовали, видите машины впереди. А что происходит сзади, можно оценить по зеркалам. Порой у некоторых получаются потрясающие старты – они как будто выстреливают. Но эти машины вы замечаете сразу, они перемещаются очень быстро и их практически невозможно не заметить в зеркалах. Так что я не верю, когда они говорят, что ничего не видели.
К сожалению, Фелипе любит обвинять других. Я никогда не слышал, чтобы он сказал: "Это моя ошибка". Как гонщик он мне очень нравится, но он слишком часто попадает в переделки, которых можно было избежать. Можно сколько угодно доказывать потом свою правоту, но если не оставлять другим место, вы просто продолжите участвовать в таких инцидентах. И, прежде всего, вы сами от этого проигрываете. Порой важно сказать себе: "Всё. Я сделал всё, что мог, я проиграл. Если я не пропущу его сейчас, моя гонка закончится".
Вопрос: В Монреале стюарды признали виновным в том столкновении Переса. Вы не согласны?
Джонни Херберт: Честно говоря, я не очень понимаю, почему им теперь нельзя смещаться в сторону на торможении. Я не использовал грязные приёмы, никого не выдавливал с трассы, но всегда старался максимально осложнить задачу сопернику. Мы выдавливали друг друга на торможении. Мы не заставляли выезжать за пределы трассы, но пытались максимально усложнить жизнь тому, кто обгоняет. В младших сериях такое все ещё происходит, но в Формуле 1 делать так почему-то стало нельзя. Да, некоторые маневры в GP2 – это безумие. Но предполагается, что в Формуле 1 выступают лучшие в мире пилоты, так? Они должны уметь контролировать подобные ситуации. Борьба должна быть жесткой, но корректной.
Вопрос: Мы видели такую борьбу между Алонсо и Феттелем в Сильверстоуне…
Джонни Херберт: Да! И это было отлично! Так можно защищаться, но надо знать как и против кого. Говорят, что Серхио начал смещаться в зоне торможения. Но что с того? Я не вижу в этом проблемы. Проблема в том, что Фелипе в этот момент был вплотную к нему. Виноваты оба. Опять же: есть пилоты, против которых вы можете так действовать, есть те, кому лучше оставить место.
Вопрос: Бывает так, что пилоты обсуждают с вами инциденты на трассе?
Джонни Херберт: Нет. Но иногда молодые гонщики подходят за советом. В Германии у нас был разговор с Эстебаном [Гутьерресом]. Он пришел ко мне и сказал: "Что мне делать? Я в очень непростой ситуации, не знаю что делать, как перестать нервничать". Я сказал: "Для начала просто постарайся насладиться тем, что ты делаешь".
Вопрос: Интересно. Он сказал нам в интервью в субботу после квалификации, что пытается вновь получать наслаждение от работы.
Джонни Херберт: Видите! Значит, он прислушался. Мы говорили с ним в четверг, потом он подошел в пятницу и сказал: "Я в секунде позади Адриана". Я ответил: "Просто продолжай работать, ситуация может стать даже хуже, но постарайся получить удовольствие от того, что ты делаешь. Может быть не здесь, может быть через неделю в Венгрии, но результат придет". В квалификации в Германии он был достаточно хорош.
Если вы пытаетесь постоянно что-то кому-то доказать, вы начинаете гоняться за собственным хвостом. Вы будете делать ошибки, потом пытаться осторожничать, потом пытаться разобраться с тем, почему вдруг потеряли скорость, потом опять делать ошибки. Так может продолжаться до бесконечности.
Я приведу пример, может быть, не совсем удачный, но близкий мне. Мои дочери занимаются скачками. И я всегда нервничаю, когда у них соревнования. Они тоже нервничают, причем, настолько, что ничего не получается. Я говорю им: "В чем дело? Вы занимаетесь скачками, потому что вам нравится. Просто получайте удовольствие". Они говорят: "Мы хотим сделать всё хорошо, чтобы вы с мамой гордились" – "Да не думайте вы об этом: если вам не будет нравиться, то и нам с мамой тоже вряд ли". Может быть это слишком простой пример, но с гонщиками происходит порой примерно то же самое. Мне нравится, что они подходят ко мне. Вот Фернандо один раз тоже подошел…
Вопрос: Серьезно?
Джонни Херберт: Нет (смеется). Фернандо не нужны мои советы. Но мне понравилось, что Эстебан подошел поговорить. Он приятный парень. У него есть талант. Просто он не может его показать. Пару лет назад все видели, что у него есть скорость. Но сейчас она спрятана. Я понимаю, что машина не та, но на самом деле это не имеет значения. Вы все еще можете бороться с напарником. Как Жюль Бьянки. Он отлично справляется с работой, он набрал очки в Монако, он постоянно впереди в квалификациях. И все говорят про Бьянки! Хотя у него едва ли не худшая машина в пелотоне.
Вопрос: Формулу 1 сейчас часто критикуют за выбранное направление развития. Что вы думаете по этому поводу?
Джонни Херберт: Мне нравятся новые технологии. Направление, в котором Формула 1 движется – что бы кто ни говорил – это будущее. Учитывая, какие проблемы были у команд на тестах, то как машины в итоге поехали в Австралии – это же фантастика! Это показывает, насколько хороша Формула 1. Производители бы не справились с таким объемом работ и за пять лет. Мне кажется, Ф1 всегда была хороша именно в этом: в умении развивать технологии, в умении завершать сложную работу в срок. Те технологии, которые команды развивают сейчас, пригодятся миру в самое ближайшее время. Единственное, что мне не нравится – это то, что здесь часто запрещаются потрясающие инженерные решения. Вы не представляете, как мне жалко F-duct (аэродинамические воздуховоды). Это же была невероятная штука! Я вообще не понимаю, почему она вдруг оказалась запрещена. То же самое с подвеской FRIC. Кому она мешала?..