Российская команда Zeta Corse была собрана всего несколько месяцев назад, но уже успела стать настоящей грозой авторитетов. В четырёх последних гонках Мировой серии Renault её пилот Роберто Мери завоевал две победы, подиум и четвёртое место и на летний перерыв отправился, занимая второе место в чемпионате.
В эксклюзивном интервью F1News.Ru руководитель команды Роман Новиков рассказал о том, за счёт чего удалось добиться такого прогресса, и на что рассчитывает команда на финальных этапах сезона.
Вопрос: Роман, в последнее время результаты Zeta Corse в Мировой серии постоянно улучшаются. Благодаря чему это произошло – подходящие трассы, или в команде добились какого-то прорыва?
Роман Новиков: Было бы неправильно говорить, что нам подошли трассы. Всё-таки это моносерия, машины у всех одинаковые. Думаю, сыграла свою роль совокупность многих факторов. И не в последнюю очередь, безусловно, пилоты, потому что оба наших гонщика постоянно прогрессируют: Роман набирается опыта, а Роберто возвращает себе ту форму, в которой был до начала выступления в DTM. Как я и говорил с самого начала, ему потребовалось на это полгода. И уик-энд в Москве очень помог: мы были первыми на всех тренировках, и когда он понял, что может побеждать, у него в голове как будто что-то переключилось. Он стал другим пилотом – в нём появилось что-то от хищника, тот самый пресловутый «инстинкт убийцы». Но, конечно, кроме того было немало изменений внутри команды.
Вопрос: Можете рассказать о них поподробнее?
Роман Новиков: Мы взяли нового менеджера команды, Марко Родригеса, который раньше работал в Campos и Addax. Буквально за пару дней до начала уик-энда на Moscow Raceway я ему позвонил и предложил попробовать с нами поработать. Он был в Брюсселе, до того меня вживую видел только один раз полгода назад, но сразу согласился. Ещё без контракта и зарплаты прилетел в Москву, чтобы провести вместе с нами уик-энд. Поначалу наблюдал за нашими ребятами, потом сам включился в работу. Конечно, нельзя сказать, что победа одержана именно благодаря ему, но он многое дал команде, стал тем самым недостающим звеном в цепи, внёс те изменения, которые были нам необходимы. Конечно, после этого мы заключили с ним контракт, и в Германию он уже поехал как сотрудник нашей команды.
Другое изменение – теперь вторым инженером с Хамфри Корбеттом работает Мигель Клара – это очень молодой телеметрист, но он исключительно талантлив, и по нашему мнению, через пару лет за него будут сражаться все лучшие команды. И эта связка получилась просто великолепной. Кроме того, перед этапом в Германии у нас появились два новых механика – одного пришлось взять после того, как наш механик повредил колено во время тренировки пит-стопа. И когда мы искали ему замену, то умение проводить пит-стопы для нас было приоритетным. В итоге нашли механика в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC. Он недавно работал на гонке «24 часа Ле-Мана» и за сутки провёл 36 пит-стопов. Другой новичок работал с Робертом Кубицей в тот год, когда тот выиграл титул в Мировой серии. Думаю, с ним мы тоже заключим долгосрочный контракт.
Вопрос: Вы ожидали, что уже в этом году сможете одержать несколько побед?
Роман Новиков: Конечно, нет. Хотя была забавная ситуация – на первом этапе сезона в Монце, где Мери поднялся на подиум, я потом подошёл к нему сказал: «Роберто, а ты знаешь, что если пилот выигрывает гонку, то руководитель команды тоже поднимается на подиум? Представляешь, как бы было здорово, если бы ты выиграл в Москве…» И он мне вдруг так серьёзно отвечает: «А что, до московского этапа времени ещё много, так что это вполне реально». Я покивал, посмеялся – тогда мне казалось это совершенно невозможным. И когда я поднялся на подиум после второй гонки на Moscow Raceway, мы с ним в первую очередь вспомнили эту историю.
Вопрос: После успешного уик-энда в Москве, в Германии вы уже работали с другим настроением?
Роман Новиков: Конечно, победа придала нам уверенности в своих силах. Настроение у всех было хорошее, даже в свободное время все механики и инженеры разговаривали только о работе. Такого настроя у нас раньше не было. Думаю, свою роль в этом сыграло и то, что все понимали: на перерыв нужно уйти на высокой ноте. Разумеется, никакой уверенности в победе быть не может, но мы понимали, что будем быстры.
Вопрос: Потому что трасса вам подходила? Вы уже упоминали, что машины одинаковы, но, скажем, DAMS традиционно плохо выступает на Moscow Raceway, а Fortec – хорошо.
Роман Новиков: Да, так бывает из-за разницы в настройках. Но мы не считали, что трассы Moscow Raceway и Нюрбургринг подходят нам лучше, чем другим. К тому же, нельзя сравнивать ту базу, что есть у нас, с теми, что есть у сильнейших команд чемпионата – DAMS, Fortec, Arden… Конечно, у нас опытные инженеры, но всё равно у них большое преимущество.
Вопрос: В чём состоит это преимущество? У них больше сотрудников?
Роман Новиков: Нет, разницы в количестве людей практически нет. С этого года действует ограничение – во всех командах по ходу уик-энда с машинами могут работать только 11 человек. Есть, конечно, сотрудники, которые работают только на базе, но у нас тут примерно такая же ситуация, как и у остальных. Но мы проводим свой первый сезон, а некоторые из наших конкурентов – 10-й. Не стоит забывать, что нынешняя Zeta Corse не имеет практически никакого отношения к той, что выступала в чемпионате раньше. Команда создана с нуля – из прошлогоднего штата осталось 2 человека.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что сейчас у лидеров возникли некоторые сложности, и после того, как они вернут былую форму, сражаться за победу будет тяжелее?
Роман Новиков: Нет, они и на этих этапах никуда не пропадали. В Германии в обеих гонках лидеры выступали хорошо, и Роберто просто в какие-то моменты был быстрее. Если в Москве кто-то ещё мог сказать, что нам в чём-то повезло, то на Нюрбургринге все эти предположения мы развеяли. На мой взгляд, мы были более чем конкурентоспособны, и попадание в тройку нам было практически гарантировано.
Вопрос: Недавно вы говорили, что Роберто ставил перед собой цель попасть в тройку лучших по итогам чемпионата. Сейчас он уже второй. Цели как-то изменились?
Роман Новиков: Да, теперь он хочет победить в чемпионате. Конечно, мы прекрасно понимаем, что для этого нам должно очень повезти, но в любом случае он будет пытаться осложнить жизнь Сайнсу. А моя цель как руководителя – удержать этих пилотов на следующий сезон. Думаю, в следующем году мы сможем бороться за титул с первых гонок.
Вопрос: Несмотря на очень успешные выступления Мери, в командном зачёте не всё так здорово, потому что Роман Мавланов очки пока не набирает. Вы считаете это проблемой?
Роман Новиков: Нет, никакой проблемы я тут не вижу. Даже несмотря на это мы сейчас занимаем четвёртое место в командном зачёте, и отставание от третьего всего три очка, так что проблем никаких нет. Мы будем бороться за тройку, а занять второе место среди команд у нас шансов нет. Что касается Романа, то он постоянно прогрессирует, каждая последующая гонка становится для него лучшей, так что, думаю, на трёх финальных этапах набрать очки ему вполне по силам.
Вопрос: Какой настрой сейчас у самого Романа? Да, он прогрессирует, но Роберто сейчас выступает на таком уровне, что сравнение с ним психологически выдерживать очень сложно…
Роман Новиков: Наверное, непросто, да. Но мы ведь все понимаем, что Роберто старше, у него намного больше опыта, он чемпион европейской Формулы 3. Так что сравнивать их пока не имеет смысла, Роману ещё нужно дорасти до этого уровня, но он продолжает работать.
Вопрос: Когда он сможет выйти на свой оптимальный уровень?
Роман Новиков: Тяжело сказать, но думаю, что уже на второй год. Именно с прицелом на следующий сезон мы сейчас работаем, и именно поэтому хотим сохранить состав пилотов.
Вопрос: Это реально?
Роман Новиков: Да, безусловно. Иначе я бы об этом не говорил.
Вопрос: Роберто до сих пор имеет контракт с Mercedes, тестирует машины DTM. Это его отвлекает?
Роман Новиков: Да, порой, но есть и позитивная сторона. Недавно ему звонил Тото Вольфф, поздравлял с победой. Кроме того, Роберто вместе с несколькими другими пилотами ездил на Гран При Великобритании по приглашению Renault, где они посетили команду Red Bull Racing. Там его поздравляли Кристиан Хорнер, Себастьян Феттель, Даниэль Риккардо – он был просто в восторге. Он их, конечно, давно знает – Мери стал чемпионом Формулы 3 в 2011 году, и к нему тогда подошёл Себастьян Феттель, ставший в тот год двукратным чемпионом, представился. А с Риккардо они несколько лет выступали в одном чемпионате, как и, скажем, с Боттасом.
Вопрос: Наверное, ему немного обидно, что те пилоты, с которыми он на равных соперничал в младших сериях, сейчас в Формуле 1, а он ещё нет?
Роман Новиков: Его это только ещё больше заводит. Он очень хочет доказать, что тоже достоин попасть в Формулу 1. Вообще, у него уникальная карьера. Примеров, когда пилот после ухода из гонок машин с открытыми колёсами в кузовные серии удачно возвращался – единицы. Но Мери это удалось.
Вопрос: Чем занимается команда в этот перерыв?
Роман Новиков: Буквально через два дня после того, как мы вернулись на базу, машины там уже найти было невозможно – всё было разобрано до последнего винтика, все детали проходили проверку и подготавливались к следующей гонке. Сейчас вся команда ушла на двухдневный отдых.
Вопрос: Какой настрой у команды перед финальными тремя этапами чемпионата? На что вы рассчитываете?
Роман Новиков: Я думаю, что Хунгароринг нам очень подойдёт с точки зрения настроек. В Поль-Рикаре, конечно, придётся поработать, а что касается Хереса – там мы были быстры даже тогда, когда у нас ещё не всё получалось, и Мери был не в лучших кондициях. Так что мы уже в предвкушении финальной серии – все так ждали этого отдыха, но уже спустя неделю захотелось вернуться на трассу.