Мы писали о том, что в 2016 году Марио Иллиен, один из самых известных в гоночном мире специалистов по двигателям, будет сотрудничать с Renault Sport, вместе с французскими мотористами занимаясь модернизацией гибридной силовой установки, которую будут использовать команды Renault Lotus и Red Bull Racing. В интервью Auto Motor und Sport швейцарский инженер рассказал о задачах, которые его компании Ilmor предстоит решать в ближайшие годы.
Вопрос: В каком состоянии ваше сотрудничество с Renault сейчас?
Марио Иллиен: Я подписал с ними контракт за неделю до Рождества. Это долгосрочные договорённости. Сейчас мы занимаемся составлением общей программы и обсуждаем, как будем действовать в начале сезона.
Вопрос: Вы что-то успели разработать для Renault в 2015-м? И какова судьба этих разработок?
Марио Иллиен: Безусловно, мы их будем использовать, постепенно интегрируя в двигатель.
Вопрос: Окончательное решение в Renault приняли только в начале декабря. Вы успеете что-то сделать до начала сезона?
Марио Иллиен: Имея с своём распоряжении 32 условных балла, можно сделать многое, но сроки поджимают. Выстраивая сотрудничество с Renault, мы должны понять, чего можно реально добиться в условиях, когда мы ограничены во времени.
Вопрос: Renault базируется во Франции, ваша компания Ilmor – в Англии. Как вам видится будущее сотрудничество?
Марио Иллиен: В Англии у меня работает небольшая команда специалистов, которые занимаются программой модернизации, а также проводят стендовые испытания. За тестовую и гоночную программу отвечает Renault. Но мы действуем в постоянном контакте, и наши специалисты регулярно обмениваются визитами.
Вопрос: Но Ilmor не занималась разработкой полностью нового двигателя для Renault?
Марио Иллиен: Нет, сферы ответственности чётко разграничены. Также сейчас всё зависит от выбора приоритетов, от тех направлений, на которых необходимо сконцентрироваться в первую очередь, от того, что можно сделать за короткое время. Но, разумеется, уже сейчас необходимо заниматься долгосрочным планированием на последующие годы.
Вопрос: Renault весьма заметно отстаёт. Вам придётся начинать практически с нуля?
Марио Иллиен: Нет, всё не так плохо. Отставание постепенно будет сокращаться, и я надеюсь, что уже в начале сезона мы добьёмся прогресса.
Вопрос: Компания Ilmor также подала заявку на участие в тендере на поставку альтернативных моторов. Как будут развиваться дальнейшие события?
Марио Иллиен: Остаётся ждать, пока не будет принято какое-то решение. Всё зависит от того, как пройдёт обсуждение в январе.
Вопрос: Предположим, решение о новой концепции двигателя появится уже быстро. Удастся ли его реализовать до 2017 года?
Марио Иллиен: Думаю, уже поздно. Полагаю, реалистично было бы ориентироваться на 2018-й.
Вопрос: Разумно ли в экономическом плане для независимого производителя двигателей, такого как Ilmor или Cosworth, браться за разработку совершенно новой силовой установки, которую можно будет продавать командам не дороже 7 млн. евро?
Марио Иллиен: Если никто не оплачивает расходы на её разработку, это будет трудно.
Вопрос: Как же тогда всё работает в серии IndyCar, где двигатели стоят намного меньше?
Марио Иллиен: Там технологии намного проще – нет ни гибридных силовых установок, ни систем рекуперации энергии – только турбонагнетатели. Также не применяются интеркулеры – системы промежуточного охлаждения. Всё это очень упрощает ситуацию.
Вопрос: Стало бы проще, если бы было принято решение об использовании стандартных компонентов гибридных систем – мотор-генераторов MGU-H, KERS и накопителей энергии?
Марио Иллиен: Это бы заметно удешевило. Технически такое решение можно реализовать, и это скажется только на компоновке. Болельщики разницы не заметят.
Вопрос: С вашей точки зрения, как могла бы выглядеть идеальная моторная формула, которая бы соответствовала целям Берни Экклстоуна сделать силовые установки «мощнее, дешевле и громче»?
Марио Иллиен: Как уже говорилось, системы рекуперации энергии делают установки очень дорогостоящими. Тот факт, что за сезон можно использовать только 4 двигателя на каждого гонщика, тоже не делает всё это дешевле – как раз наоборот. Вам приходится добиваться стабильности в первой фазе сезона, после чего вносить в конструкцию лишь небольшие изменения. На модернизацию вы уже тратите не так много средств.
Вопрос: Каков потенциал у современной гибридной концепции? Реально ли, работая с этими силовыми установками, в перспективе добиться мощности в 1000 л.с.?
Марио Иллиен: Потенциал у них пока есть, но выжать 1000 л.с. будет сложно. В основном из-за ограничений расхода топлива. Максимальный массовый расход топлива у нас на 10500 об/мин. После этого эффективность снижается.
Вопрос: Чтобы добиться более высокой мощности, нужно разрешить более высокий расход топлива?
Марио Иллиен: Да, чтобы этого добиться, думаю, придётся пойти на какие-то уступки.
Вопрос: В чём проблема, можно ведь просто увеличить расход топлива в этих двигателях V6?
Марио Иллиен: Эти моторы не рассчитаны на более высокие нагрузки – поршни, шатуны, подшипники… Степень сжатия будет приближаться к таким значениям, как в дизельных двигателях. Это серьёзная проблема.
Вопрос: Может быть, Renault пока не стоит заниматься разработкой нового двигателя?
Марио Иллиен: Думаю, надо заниматься и тем, и другим. Кроме того, разумеется, совершенствуя текущую силовую установку, вы тоже получаете определённый опыт.
Вопрос: Реально ли в 2016 году сократить отставание от Mercedes и Ferrari?
Марио Иллиен: Думаю, для этого потребуется больше года. И, конечно, соперники тоже будут прогрессировать.
Вопрос: В чём сильные стороны Mercedes?
Марио Иллиен: В общей эффективности. Большое преимущество ещё и в том, что они всё делают сами – и строят машины, и производят двигатели. Это даёт возможность быстрее на всё реагировать и принимать более эффективные решения, чем при работе с поставщиком.
Вопрос: В случае с Renault многие поломки двигателей были связаны с детонацией. Почему эта проблема оказалась столь серьёзной?
Марио Иллиен: Приготовление топливной смеси – сложный процесс. На него влияют и охлаждение, и температура воздуха, который поступает в двигатель, и эффективность компрессора.
Вопрос: Но в Формуле 1 применяются интеркулеры, в отличие от IndyCar…
Марио Иллиен: В IndyCar тоже есть проблема детонации, но её приходится решать, принимать меры, которые позволяют её предотвратить или снизить.