Накануне Гран При Индии Мониша Кальтенборн, единственная женщина в Формуле 1, занимающая пост исполнительного директора, рассказала о том, как оказалась в швейцарской команде, а также о важности Индии для чемпионата...
Вопрос: Что значит для вас дебютный Гран При Индии?
Мониша Кальтенборн: Лично для меня он станет особенным: я впервые смогу совместить работу с поездкой в родную страну, более того, на дебютную гонку в Индии.
С тех пор как я стала исполнительным директором команды, мне всегда было очень интересно приезжать в новые страны вместе с Формулой 1, ведь это открывает новые горизонты для команды. Мы можем найти новых партнеров, в данном случае - сотрудничать с индийскими компаниями, а наши сегодняшние спонсоры получат доступ к новым рынкам.
Мы рады подписать контракт с одним из самых известных и конкурентоспособных брендов в Индии – компанией Amul, которая станет нашим спонсором в этой гонке. Здесь есть и личностный фактор: я с детства помню продукцию Amul. Больше всего мне нравилось их масло.
Вопрос: Когда и почему вы покинули Индию?
Мониша Кальтенборн: Мы с родителями уехали из страны в 1979, когда мне было восемь лет. У нас не было острой необходимости уезжать за границу, но в то время за пределами Индии были более широкие возможности в плане обучения, и мои родители хотели, чтобы я могла ими воспользоваться. Кроме того, мой отец едва ли любил наш семейный бизнес – продажу двухколесного транспорта.
С точки зрения обучения, было логично обосноваться в англоговорящей стране, но вместо этого мы приехали в Австрию. Мы поселились в Вене - нам там понравилось. Кроме того, дядя моего отца работал в агентстве по атомной энергии. Я пошла учиться не в международную, а в австрийскую школу: родители посчитали, что мне важно выучить язык и ассимилироваться в обществе.
После окончания школы я выучилась на юриста в Вене и получила австрийское гражданство. В результате у меня появилось много административных преимуществ, и, конечно, я сохранила тесные связи с этой страной, поскольку провела там значительную часть жизни. Я остаюсь гражданкой Австрии, хотя я замужем за немцем и теперь живу в Швейцарии.
Вопрос: Вы помните свое детство в Индии?
Мониша Кальтенборн: У меня очень хорошие воспоминания об Индии, особенно о том, как меня баловали дедушка с бабушкой: я долго была их единственной внучкой. Кроме того, я сохранила самые теплые воспоминания об индийской школе и о своих друзьях. Я училась в школе Велхэм, в своем родном городе Дехрадун. Это один из самых старых городов на севере Индии, а Велхэм – это известный пансион для девочек, и он мне очень помог. У меня дома было три собаки, которых я очень любила.
Вопрос: Вы не забыли хинди?
Мониша Кальтенборн: К сожалению, из-за недостатка практики я стала хуже говорить на хинди. Но всё меняется: время от времени я стараюсь разговаривать на хинди с детьми. Моему сыну девять, а дочери – шесть, и мне бы хотелось, чтобы они выучили этот язык. Мои родители очень много делают для этого, и дети узнают от них больше, чем от меня. Когда мы общаемся между собой дома, некоторые слова мы говорим только на хинди. Например, никто не говорит «чай», вместо этого говорят «chai». А когда дети были младше и хотели, чтобы за ними зашли, они всегда говорили «godi». Даже мои свёкр и свекровь из Германии стали использовать это выражение.
Вопрос: Вы часто ездили в Индию после того, как эмигрировали в Австрию?
Мониша Кальтенборн: Да, пока я училась, я регулярно приезжала домой. Моя свадьба состоялась в Индии и прошла по индийским традициям – это был большой, яркий и очень веселый праздник. Однако после рождения детей мы стали реже туда ездить. С прошлого года я посещаю каждый Гран При, поэтому у нас нет времени на такие поездки, и я с нетерпением жду дебютной гонки.
Вопрос: Как вы оцениваете интерес к Формуле 1 в Индии?
Мониша Кальтенборн: В стране большой интерес к чемпионату. У меня такое впечатление, что он значительно вырос за последние месяцы. Чем ближе дата дебютной гонки, тем больше о ней пишут в СМИ. Любому спорту здесь непросто бороться с крикетом за внимание зрителей, но я уверена - предстоящий Гран При станет большим шагом вперед с точки зрения укрепления позиций нашего спорта в Индии.
Вопрос: Насколько важна Формула 1 для Индии, какое значение имеет Индия для Формулы 1?
Мониша Кальтенборн: В этом году календарь чемпионата включает 19 этапов в 18 странах, и справедливо, что теперь Индия входит в это число. Решение проводить Гран При отражает глобальные позиции страны в мире и ее экономические перспективы. Кроме того, Индия представляет собой очень большой рынок для Формулы 1 и в этом плане обладает огромным потенциалом для многих компаний, часть из которых уже участвует в спорте. Кроме того, сегодня Индия приобрела статус центра высоких технологий и гордится высококвалифицированными специалистами. Этап чемпионата мира привлечет больше инженеров и компаний в Формулу 1. Я считаю, что включение Индии в календарь станет плюсом для страны и для Формулы 1.
Вопрос: Обладаете ли вы типично индийскими чертами характера?
Мониша Кальтенборн: Я спокойный и открытый человек, что можно считать типичными чертами индийцев. Я могу мириться с положением дел и решать проблемы по мере их появления. Важно уметь адаптироваться к новым обстоятельствам, искать новые пути развития. В 2009 году за короткое время в команде произошло несколько важных перемен, и мы должны были как можно быстрее к ним адаптироваться.
Вопрос: Вы редко оказывались в центре внимания до того, как стали исполнительным директором Sauber. Чем вы занимались?
Мониша Кальтенборн: Окончив университет, я работала в разных юридических компаниях в Германии и Вене. Затем в 1998 году я переехала в Лихтенштейн и стала работать в Fritz Kaiser Group, где впервые столкнулась с Формулой 1. Я отвечала за юридический аспект сотрудничества Fritz Kaiser Group с Red Bull Sauber Team, таким было название команды в то время. В 2000 году я перешла в Sauber и начала управлять юридическим отделом. С 2001 года я стала членом совета директоров, поэтому я участвовала во всех внутренних процессах, а также в отношениях Sauber с FIA, FOM и с другими командами.
Вопрос: Вы единственная женщина, занимающая такую должность в Формуле 1. Для вас это важно?
Мониша Кальтенборн: Эта должность не удивила ни меня, ни команду. Когда я стала исполнительным директором Sauber, я не думала, что у тех, кто не является членом команды, могут возникнуть проблемы из-за того, что я женщина. Я люблю свою работу и не вижу причин для того, почему женщина не должна заниматься этими вопросами. Конечно, теперь я понимаю, что это не считается данностью во всех структурах. Я была бы рада, если бы мой пример стал бы стимулом для других женщин.
Вопрос: Как вы оцениваете работу Sauber в этом сезоне?
Мониша Кальтенборн: В целом, я вполне довольна нашими результатами, особенно если вспомнить о проблемах, которые мы должны были решить после 2009 года. Наша цель в 2011 году – добиться прогресса. Первая половина этого сезона, в целом, была успешной, но из-за разных факторов мы потеряли очки и лишились преимущества, которого добились в первых гонках.
Вопрос: Какие цели преследует команда в трех оставшихся гонках?
Мониша Кальтенборн: Это вполне очевидно: мы хотим вернуться на шестое место в Кубке конструкторов.
Вопрос: Что вы ожидаете от дебютного Гран При Индии?
Мониша Кальтенборн: Мне бы хотелось, чтобы первая гонка Формулы 1 в Индии стала великолепным спортивным событием, а Sauber смогла добиться хороших результатов и способствовать росту зрительского интереса.