В групповом интервью перед Гран При Абу-Даби руководитель Sauber Мониша Кальтенборн рассказала о подготовке Сергея Сироткина к дебюту в Формуле 1, о составе команды на следующий сезон и ситуации в Формуле 1 в целом...
Вопрос: В Индии прервалась серия успешных выступлений Sauber. В прошлый уик-энд успех определялся умением работать с шинами? Из-за этого вы уступили в скорости соперникам?
Мониша Кальтенборн: Нет, мне кажется, это не связано с шинами – мы не заработали очки по другой причине. Я бы не назвала это ошибкой, поскольку команда столкнулась с поломкой левого тормозного диска. Сейчас мы продолжаем расследование проблемы. Скорее, это крайне неудачное стечение обстоятельств. Проблема в нас, а не в каких-то внешних факторах или шинах.
Вопрос: Вы по-прежнему занимаете седьмую позицию в Кубке конструкторов. Есть ли еще шанс опередить Force India в борьбе за шестую строчку?
Мониша Кальтенборн: Это возможно, хотя и крайне сложно. Впрочем, если бы пять Гран При назад нам кто-нибудь сказал, что мы будем бороться за более высокую позицию, мы бы сочли это маловероятным. Тем не менее, команда смогла заработать 38 очков, так что всё возможно. Впереди ещё три гонки, машина должна быть более-менее эффективной на всех трассах. Надо избежать ошибок и проблем с надежностью.
Вопрос: Есть ли новости о переговорах с гонщиками?
Мониша Кальтенборн: Обычно они ждут нашего решения, а не мы – их. Впрочем, ничего не изменилось: у нас есть варианты, переговоры продолжаются. Вот и всё.
Вопрос: На каком этапе находится Сергей Сироткин в подготовке к дебюту в Формуле 1? Будет ли он готов к началу следующего сезона?
Мониша Кальтенборн: Наша цель – помочь ему дебютировать в Формуле 1. Он должен был провести два теста, но один из них пришлось отменить из-за плохой погоды, а второй, как я уже говорила, прошел успешно. Сейчас он занимается другими делами. Ему необходимо сохранять концентрацию на своей подготовке и физической форме – это важный аспект. Он должен многому научиться.
Вопрос: Насколько вы уверены, что он будет готов к дебюту в феврале?
Мониша Кальтенборн: Мне кажется, мы совсем скоро узнаем, будет ли он готов к Формуле 1. Все в команде осознают ответственность, которая на нас лежит. Самое важное – получить суперлицензию, но мы не сомневаемся в успехе этого дела. Тем не менее, это важный шаг и его нельзя недооценивать.
Вопрос: План Б – дать ему возможность полдня поработать на зимних тестах, чтобы получить суперлицензию?
Мониша Кальтенборн: Как правило, на них работают основные пилоты. Посмотрим. Мы ещё не решили. Наш подход не изменится.
Вопрос: В прошлом году Sauber добилась отличных результатов, а в этом столкнулась с финансовыми проблемами. Сейчас Lotus пытается навязать борьбу Red Bull Racing, но и у них сложности с финансированием. Нет ли у вас ощущения, что в Формуле 1 что-то не так, если у команд, сражающихся за лидерство, возникают подобные сложности?
Мониша Кальтенборн: Сейчас эта система очень запутана. Для меня всё начинается с вопроса, что это за система и спорт в целом. Всё вращается вокруг разных команд, при этом важна борьба не только крупных команд с большим бюджетом. Если пойти по этому пути, то вы неизбежно окажетесь в ситуации, когда два крупных бренда тоже столкнутся с затруднениями и через пару лет они покинут Формулу 1.
Начинается всё с отсутствия равенства между командами. Мы всегда говорили, что против равенства во всех аспектах: Формула 1 – это борьба, в которой должен победить сильнейший. Однако лучших часто определяют по количеству денег. Значит, что-то неправильно, ведь речь идет о финансовой, а не спортивной составляющей.
Даже если установить какие-то финансовые параметры, всё равно будут команды с лучшими инженерами, создающими более конкурентоспособные машины, и с сильными гонщиками, добивающимися лучших результатов. При этом у остальных команд не будет шансов бороться с ними на трассе, а значит, гонки отчасти утратят интерес. В этом проблема. Крупные команды могут, в любом случае, позволить себе это, независимо от того, конкурентоспособны они или нет. Они получают от спорта больше, чем остальные. Так быть не должно.
Вопрос: Есть ли готовое решение?
Мониша Кальтенборн: Прежде всего, вы должны ограничить расходы. Многие вещи могут стоить дешевле, нет смысла переплачивать. Когда речь заходит о деньгах, мы должны быть очень осторожны – Формула 1 уже находится на очень высоком уровне по сравнению с другими видами спорта или даже событиями, которые происходят каждые четыре года или каждые два года в том или ином месте мира.
У нас очень высокий уровень расходов. Владелец коммерческих прав потрясающе выполняет свою работу, но и он скоро достигнет уровня, когда больше не сможет повышать прибыль, поскольку она и так высока. Необходимо снизить расходы, чтобы укрепить наш спорт. Мы сталкивались с тем, что приезжая в ту или иную страну на протяжении нескольких лет, нам не удается закрепиться там – зрителей не так много. Мы должны понять, что можно сделать для сокращения расходов. Это самое важное.
Вопрос: Назовите пару способов, позволяющих сразу же сократить расходы?
Мониша Кальтенборн: Мне кажется, самое важное – ограничить бюджет, поскольку это позволяет каждой команде продолжать стратегию, которая у нее есть. Если у вас есть трасса и вы хотите проводить на ней тесты – делайте это, но вы должны тратить на это не больше определенной суммы. Это же касается тестов в аэродинамической трубе. Если у вас есть такая возможность – это здорово. Мы знаем по собственному опыту, что проводить подобные тесты недёшево, но, по крайней мере, можно выбрать наиболее подходящую стратегию.
Это самый простой способ, он работает в любой области. Возьмем, например, правила дорожного движения: все, кто превышает скорость, платят штраф. Но если увеличить штрафы в два раза, то вы несколько раз подумаете, прежде чем превысить скорость. Велика вероятность попасться на нарушении, из-за которого вам придется выплатить очень высокий штраф.
В нашей системе надо анализировать разные аспекты – нельзя просто назначить цифру и выбрать способ контроля. Между командами будет естественная разница. Вы не можете навязать людям то, что делаете. Кроме того, вы не можете выходить за границы допустимого – иначе, стараясь добиться титула, вы останетесь последней командой на стартовой решетке. Это очень деликатные вещи.
Кроме того, нужна стабильность и предсказуемость правил. У вас должен быть план на пять лет, и вы должны понять, что вы идете в этом направлении и должны действовать в рамках дозволенного. Мы столько раз видели, что FIA разрешает то или иное устройство, и все начинают с ним работать, поскольку оно дает заметное преимущество в скорости. Подобные проблемы надо оценивать с разных сторон. Сделать это очень просто - если есть желание.