Чуть больше года назад Джеймс Ки готовился начать новую жизнь. Проработав в Формуле 1 15 лет, британский инженер покинул Sauber и принял предложение Lotus Cars. На протяжении полугода Ки занимался различными проектами марки в автомобильном спорте, но в сентябре вернулся в паддок Формулы 1, став техническим директором Toro Rosso.
В эксклюзивном интервью F1News.Ru Ки говорил о времени, проведенном вне Формулы 1, трудностях переезда и о том, насколько тяжело смотреть гонки Гран При по телевизору.
Вопрос: Джеймс, я думал, что после расставания с Sauber вы отказались от Формулы 1. Вы говорили, что хотели вернуться в Великобританию, проводить больше времени с семьей… Что же случилось?
Джеймс Ки: Да. У меня был определенный план. Это касалось и семьи, и дальнейшей карьеры. Но потом… В одиннадцатом часу, как говорим мы в Англии, то есть очень поздно, поступил звонок от Red Bull.
Это случилось неожиданно. Должен признаться, мне пришлось сесть и хорошенько все обдумать. Решение было непростым. Но, в конце концов, в предложении Toro Rosso были определенные преимущества и в отношении семьи. Переговоры шли позитивно, у меня сразу сложилось чёткое понимание, что именно они от меня хотят. И та роль, которую мне предложили в команде, мне по душе. Это именно то, чем я и хочу заниматься в Формуле 1. Я решил принять предложение.
Вопрос: Вы переехали в Фаэнцу?
Джеймс Ки: Семья осталась в Англии, я большую часть времени провожу в Фаэнце, но приезжаю в Великобританию достаточно часто.
Вопрос: Как вам жизнь вне паддока? Понравилось?
Джеймс Ки: Вообще-то главное впечатление - то, насколько сильно я по Формуле 1 скучал. Ощущения намного сильнее, чем я мог предположить. Формула 1 - это непрекращающаяся битва. Час за часом вы стараетесь найти десятые или тысячные доли секунды, постоянно сосредоточены на работе - привыкнуть к другому ритму очень непросто. То, чем я занимался после ухода из Sauber, тоже было интересно, но гонки - совсем другое дело.
Вопрос: В основном вы работали на базе Lotus Cars?
Джеймс Ки: Да. Как я уже сказал, это была очень интересная работа - несколько гоночных проектов в различных категориях. Я работал в сильной команде инженеров, использовал знания из мира Формулы 1, но на гонки выезжал редко.
Вопрос: Этого не хватало больше всего?
Джеймс Ки: Именно так. Формула 1 - особенный мир. Мы много говорим о том, насколько непредсказуемой она может быть. Но если речь идет о работе команды, о задачах инженеров, то все ваше время распланировано на несколько месяцев вперед. И одна из главных особенностей - невероятное внимание к деталям. От них зависит почти всё, и мне это всегда нравилось.
То, чем мы занимались в Lotus - это инженерия, во многом основанная на инстинктах, если так можно сказать. Формула 1 - это точнейшие измерения, четкое планирование, выстроенная до мелочей структура.
Вопрос: Вас удивило, что желание вернуться оказалось столь сильным? Вы начали работать в Формуле 1, когда вам едва исполнилось двадцать лет...
Джеймс Ки: Да, в определенной степени я был удивлен. Когда я ушел из Sauber, - и тому было несколько причин - я думал, что мне даже понравится жизнь вне паддока. Я отработал в Формуле 1 пятнадцать лет без перерыва и думал, что пора что-то изменить. Но через пару месяцев меня действительно поразило то, насколько всего этого мне не хватает.
Самое сложное - смотреть гонки по телевизору. Ты сидишь на диване, смотришь на машины и думаешь: "Я бы сделал это иначе" или "Странно, я об этом и не думал"…
Так или иначе, я никогда не думал, что моя карьера в Формуле 1 закончена. Я оставил дверь открытой, но не думал о сроках возвращения. Тем не менее, после года - или чуть меньше - вне спорта, я понял, насколько мне не хватает Формулы 1 в моей жизни.
Мне повезло, что я получил сразу несколько предложений. Я не искал работу, люди звонили сами.
Вопрос: Контракт был подписан достаточно поздно, и команда уже начала работу над новой машиной. Насколько далеко они продвинулись, и были ли вещи, которые вам, возможно, хотелось бы изменить, но было уже поздно?
Джеймс Ки: Да, были. Не то, чтобы некоторые из направлений были выбраны ошибочно. Просто я бы сделал многое по-другому. В любом случае, мне сразу стало понятно, что команда сделала большой шаг вперед по сравнению с STR7. И с точки зрения эффективности аэродинамики, и с точки зрения механики. Были, к слову, и те вещи, которые я бы не стал менять - скорее всего, я пошел бы по тому же пути…
Тем не менее, мне пришлось догонять поезд на ходу. Сентябрь - как раз то время, когда надо принять несколько важных решений по поводу концепции новой машины, но уже нет возможности сделать шаг назад и что-то изменить. К этому моменту работы по созданию машины были завершены на 60%. И примерно с этого момента я включился в процесс.
Вопрос: Вы разочарованы итогами гонки в Мельбурне?
Джеймс Ки: Разочарован - подходящее слово. Думаю, мы были способны на большее и могли набрать очки, но допустили несколько ошибок. Во-первых - неправильное решение в квалификации перейти на слики. Одна из машин вполне могла быть в финале. Но мы решили рискнуть и проиграли. Гонкой я более или менее доволен, машины были быстры, но стартовали слишком далеко от лидеров. Но в любом случае, в конце гонки Жан-Эрик застрял за Lotus и McLaren, и - был быстрее. Это приятно осознавать.
Вторая часть большого интервью с Джеймсом Ки готовится к публикации...