Участники: Кими Райкконен (Lotus), Эстебан Гутьеррес (Sauber), Гидо ван дер Гарде (Caterham), Валттери Боттас (Williams), Макс Чилтон (Marussia),Жюль Бьянки (Marussia)
Вопрос: Кими, потрясающая победа при прохладной погоде и великолепное начало сезона для вас и команды. Полагаете, у вас получится выступить столь же уверенно в жаркой Малайзии?
Кими Райкконен: Пока неясно. В прошлом году в жару мы были очень быстры, но пока нам не доводилось гоняться в подобных условиях, ведь на зимних тестах было весьма прохладно, так что от прогнозов воздержусь. Если все будет так, как в предыдущем сезоне – здорово, но давайте подождем начала уик-энда.
Вопрос: Примечательно, что в Мельбурне в квалификации вы уступили Red Bull Racing более секунды, тогда как в гонке по лучшему времени на круге опередили их ровно на столько же. С чем это связано?
Кими Райкконен: Я бы не сказал, что квалификация прошла в нормальных условиях – непогода, перенос сессии. На сухой трассе мы наверняка оказались бы ближе – посмотрим, какими будут результаты, когда квалификация пройдет в привычном режиме. Уверен, мы не проиграем секунду или секунду и четыре десятых, как в Мельбурне.
Вопрос: Эстебан, самый молодой гонщик в пелотоне и лучший из новичков по итогам гонки в Австралии – тринадцатое место. Тот воскресный день выдался для Sauber крайне непростым, ваш напарник не смог выйти на старт, но что лично вы взяли от австралийского уик-энда в целом?
Эстебан Гутьеррес: Для меня было важно набраться опыта. Теперь я могу сказать, что финишировал в своей дебютной гонке – это уже неплохо. Теперь с этим багажом постараюсь добиться прогресса уже здесь, в Малайзии. Конечно, обстановка будет совершенно иной, но это интересный вызов!
Вопрос: В прошлом году ваш соотечественник Серхио Перес, тогда выступавший в Sauber, весьма уверенно провел Гран При Малайзии и сезон в целом. От вас ждут не меньших успехов – что скажете о прессинге?
Эстебан Гутьеррес: Прессинг присутствует, но я о нем не думаю, поскольку условия совершенно иные. В Малайзии погода всегда переменчивая, и она сильно влияет на сценарий гонки. Я намерен выложиться по максимуму, ехать в своем темпе и прогрессировать там, где это возможно.
Вопрос: Валттери, в Мельбурне вы финишировали четырнадцатым, а в квалификации смогли опередить своего напарника Пастора Мальдонадо. Что скажете о дебюте?
Валттери Боттас: Конечно, я многому научился! Было нелегко, но здорово, что обошлось без серьезных проблем. Разумеется, хотелось закончить гонку на высокой позиции, и мы сами рассчитывали на большее. В целом я неплохо провел уик-энд, но мы финишировали совсем не на тех позициях, на которых планировали.
Вопрос: Как вы сами заметили, результаты команды пока не соответствуют ожиданиям. Чего именно не хватает машине?
Валттери Боттас: Не хочу вдаваться в детали, но сейчас мы лучше понимаем, что пошло не так. У машины неплохой потенциал, нужно только его раскрыть. Уже в этот уик-энд кое-какие проблемы будут устранены, и завтра мы сможем точнее оценить свою скорость относительно скорости соперников.
Вопрос: Жюль, одиннадцатая строчка в рейтинге лучших кругов и пятнадцатое место по итогам Гран При Австралии. Этим результатом вы, несомненно, привлекли к себе внимание, не так ли?
Жюль Бьянки: Уик-энд в Австралии действительно прошел очень здорово, хотя я очень поздно подписал контракт с командой и участвовал не во всех предсезонных тестах. Лично я был просто счастлив, наслаждался началом сезона и пытался понять, на что способна наша машина. Гонка получилась неплохой – я уверенно стартовал и в итоге добился хорошего результата. Впрочем, мы понимаем, что должны прибавить, и над этим я буду работать на предстоящих этапах чемпионата.
Вопрос: В феврале вы работали на тестах вместе с Force India, а за Marussia успели провести всего одну сессию. По-вашему, какого прогресса можно добиться от машины по ходу сезона?
Жюль Бьянки: Я был приятно удивлен еще в тот раз, когда впервые вывел на трассу MR02. Должен признаться, машина превзошла мои ожидания, и с ней, как мне кажется, нам по силам показывать достойные результаты. Да, мы знаем, что обязаны прогрессировать, и постараемся сделать это. Я тоже не могу стоять на месте и должен стать лучше как гонщик, ведь я пока всего лишь новичок. Хочется показать всем свою реальную скорость, и я намерен по максимуму выкладываться в каждой гонке.
Вопрос: Макс, вопрос к вам. Семнадцатое место в Мельбурне в дебютной гонке за Marussia. Вы стремительно ворвались в мир Формулы 1 в возрасте 21 года. Как проходит адаптация?
Макс Чилтон: Сейчас мне вполне комфортно. Когда было принято решение о моем контракте, я уже чувствовал себя готовым к гонкам, поскольку всегда верил в свой шанс. В этом сезоне наша машина позволяет рассчитывать на прогресс, в команде я чувствую себя, как дома, коллектив замечательный, да и напарник неплох – думаю, я могу чему-нибудь научиться у него, а он – у меня. Идеальная формула!
Вопрос: Вам знакома здешняя трасса, ведь еще в GP2 вы здесь финишировали на подиуме. Что скажете о Сепанге?
Макс Чилтон: Трасса очень непростая. Здесь есть несколько плавных скоростных поворотов, а выход на длинную прямую очень техничный и требует хорошего мастерства. Решающий фактор – жара. В прошлом году гонка была крайне сложной, но мне кажется, в этот раз погода несколько прохладнее, так что я ничуть не беспокоюсь. Нужно выжать максимум из машины и одолеть ближайших соперников.
Вопрос: Гидо, в квалификации в Мельбурне вы опередили напарника и закончили гонку восемнадцатым. Чем запомнился вам дебютный Гран При?
Гидо ван дер Гарде: Непростая гонка! Макс зацепил мою машину, повредив ей днище. Тем не менее, мне удалось добраться до финиша и получить полезный опыт. Я много узнал о поведении шин, впереди очередной этап – посмотрим, что у нас получится.
Вопрос: Похоже, в начале сезона вы несколько уступаете Marussia. Есть какие-либо доработки, позволяющие сохранять оптимистичный настрой?
Гидо ван дер Гарде: Что касается Малайзии, никогда не знаешь, какой будет погода. Мы выглядим вполне конкурентоспособно, но лично я надеюсь на дождь. В следующих двух гонках у нас будет та же спецификация машины, что сейчас, а уже в Барселону команда привезет немало технических новинок – там и посмотрим, где мы окажемся.
Вопросы с мест
Вопрос: (Трент Прайс – Richland F1) Вопрос для Эстебана. В Мельбурне вам удался впечатляющий отрезок из тридцати кругов на одном комплекте шин Medium. Да, у нас не было возможности сравнить вас с напарником, но расклад вполне ожидаемый, ведь известно, что машина Sauber позволяет беречь резину. Или здесь дело не только в машине, но и в вас?
Эстебан Гутьеррес: Вы про длинный отрезок?
Вопрос: (Трент Прайс – Richland F1) Именно.
Эстебан Гутьеррес: Да, шины сыграли важную роль в гонке, а лично я пытался найти оптимальный темп и старался проехать максимальную дистанцию. Отрезок получился длинным, хотя на одном из кругов я повредил шину, и ближе к пит-стопу баланс несколько изменился. Приходилось постоянно искать компромисс между скоростью и желанием как можно дольше сохранять эффективность резины. Как мы все видели, Кими использовал аналогичную стратегию и притом ехал намного быстрее – следовательно, мы должны еще поработать в этом направлении.
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Вопрос для Валттери и Эстебана. У вас обоих весьма сильные напарники: Пастор уже выигрывал гонку, а Нико едва не добился победы в Бразилии. Вас устраивает такая ситуация, или вы предпочли бы в свой дебютный сезон иметь менее быстрого напарника?
Валттери Боттас: Меня все устраивает. Пастор – отличный ориентир, он быстр, уже третий сезон выступает в Williams, и мне интересно сравнивать себя с ним. Надеюсь, я смогу не отстать от него в начале сезона и постепенно прибавлю.
Эстебан Гутьеррес: Ответ такой же. Всегда приятно иметь достойный ориентир, а Нико – очень быстрый и стабильный гонщик. Жаль, ему не удалось провести гонку в Мельбурне – было бы неплохо сравнить наш темп, но будем надеяться, в этот раз все получится, мы сможем следить друг за другом и добьемся прогресса.
Вопрос: (Бен Эдвардс – BBC) Вопрос для Макса и Кими. Макс, с какими трудностями вы столкнулись, когда вам пришлось пропускать лидеров на круг? Какой урок вы извлекли? Кими, в пелотоне пять новичков – у вас были сложности, когда вы обгоняли их на круг?
Макс Чилтон: На зимних тестах команда снабдила меня кое-какими инструкциями, пояснив, что пропускать лидеров – это едва ли не искусство, и на адаптацию потребуется несколько этапов. После старта в Мельбурне мне пришлось сразу менять носовой обтекатель, и синие флаги я увидел несколько раньше, чем планировалось. Как правило, в гонке мы рассчитываем до первого их появления ехать в полную силу, поскольку затем темп резко падает – получается, этот момент настал для нас очень быстро.
Впрочем, после двадцати кругов в таком режиме я сам мог рассказать, в каких местах лучше пропускать лидеров и как не терять при этом времени. Никогда не хочется мешать фаворитам, поскольку их борьба несколько важнее нашей, но и наша гонка по-своему значима, и мы не можем позволить себе терять слишком много. Уверен, спустя несколько этапов я полностью адаптируюсь к ситуации и буду на уровне инстинктов определять, где лучше сместиться в сторону с минимальными затратами времени…
Кими Райкконен: В прошлом году у нас было несколько гонщиков, которых было нелегко проходить на круг, но в Австралии ситуация оказалась несколько лучше, так что жаловаться не на что. Конечно, подчас нелегко достаточно быстро сместиться с траектории, каждый выкладывается по максимуму, но если кто-то действует не по правилам, он получает штраф. В первой гонке обошлось без негативных моментов.
Вопрос: (Бен Вотерворс – Richard’s F1) Кими, с момента вашей первой победы в Сепанге прошло десять лет. Для вас это особенный этап? Победа, наверное, стала бы лучшим способом отпраздновать юбилей?
Кими Райкконен: Этап не такой уж и особенный. Да, было приятно одержать здесь дебютную победу, но мы должны были победить в Сепанге еще годом ранее. В любом случае, я рад снова приехать сюда. Честно говоря, жара и влажность мне не очень-то по душе, но сама трасса весьма неплоха, и мы примерно представляем, чего можно ожидать. Гонки здесь всегда получаются интересными, и это главное. Надеюсь, нас ждет очередной удачный уик-энд и неплохие очки.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Валттери, надеетесь ли вы, что жаркая погода поможет вам выжать больше скорости из машины?
Валттери Боттас: Надеюсь, ведь для нас одной из проблем был прогрев шин. Впрочем, не очень понятно, как все сложится: никто еще не ездил в подобных условиях, все в равной ситуации. Впервые оценим обстановку уже завтра, и я рассчитываю на удачный расклад.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Sports) Мы часто слышим мнения, что синих флагов в Формуле 1 не должно быть в принципе. У каждого есть право вести гонку, и пилот не должен просто так смещаться в сторону, а обгон должен оставаться искусством, не важно, идет речь о сопернике, или об отстающем на круг. Хотелось бы узнать вашу точку зрения? Кими и остальные участники…
Жюль Бьянки: По-моему, в таких ситуациях уходить в сторону вполне естественно, ведь лидеры сражаются за победу, а мы отстаем на круг и должны уступить им. Правило синих флагов полностью оправданно.
Гидо ван дер Гарде: Согласен. Нужно пропускать лидеров, поскольку они борются за первое место.
Вопрос: Эстебан, полагаю, когда сражаешься в середине пелотона, пропускать на круг весьма странно. Ваша Sauber несколько быстрее машин других дебютантов, но на пути к вершине приходится учиться пропускать лидеров – уверен, вы надеетесь, что этот период продлится недолго!
Эстебан Гутьеррес: Верно! Надеюсь, я редко буду видеть синие флаги, но в целом соглашусь с Жюлем и Гидо. Больше мне добавить нечего.
Вопрос: Как часто более опытные гонщики заостряют внимание на подобных ситуациях во время брифингов?
Кими Райкконен: Здесь нечего обсуждать, каждый знает, что должен делать. Парни гоняются не первый день. Как я уже говорил, на некоторых трассах легче уйти с траектории, чем на других – разумеется, они не хотят терять время, но гораздо важнее все-таки подвинуться, ведь их действия подчас определяют победителя гонки. В конце концов, если не желаешь видеть синие флаги, будь в первых рядах.
Вопрос: (Майкл Кейси – Associated Press) Кими, каково это – начинать уик-энд будучи лидером? Это увеличивает прессинг?
Кими Райкконен: Нет никакого прессинга. Мы не планируем действовать как-то иначе, чем в предыдущей гонке или предыдущем сезоне. Если кто-то считает нас лидерами, это не меняет нашего подхода к уик-энду. Мы просто постараемся сработать по максимуму и заработать немало очков.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action) Жюль, вы хорошо провели этап в Австралии, но притом практически не участвовали в тестах. Полагаете, после нескольких гонок от вас можно ждать серьезного прогресса?
Жюль Бьянки: Было бы неплохо провести чуть больше тестов, но первая гонка выдалась неплохой, и я могу сработать еще лучше – особенно если оптимально настрою машину. Сейчас я ее практически не знаю, поскольку работал на тестах каких-то полтора дня – нужно постепенно адаптироваться, и скорость придет. Впрочем, я уже сейчас в неплохой форме: в прошлом году тренировался с Force India, годом ранее – с Ferrari. Я готов к Формуле 1, и потому я здесь. Разумеется, нужно прибавить, но пока все складывается удачно.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action) В какой мере вам помогает работа на симуляторе?
Жюль Бьянки: Я подолгу работал на симуляторе перед этапом в Австралии, и это действительно помогло, ведь я не знал конфигурацию трассы. С Сепангом ситуация аналогичная, так что часы, проведенные за симулятором, и здесь окажутся не лишними.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Вопрос для дебютантов. Дебют в Формуле 1 требует серьезной физической формы, а этап в Малайзии сложен вдвойне из-за своей жаркой погоды. Вы каким-то особенным образом будете готовиться к воскресной гонке?
Макс Чилтон: Основное отличие от младших формульных серий заключается в том, что там мы привыкли гоняться максимум в течение часа, а здесь гонка длится в среднем на сорок минут дольше. Перегрузки тоже сильнее, но, с другой стороны, гидроусилитель облегчает управление. С точки зрения физической подготовки требуется чуть большая специализация – график тренировок меняется не так уж серьезно, просто ты работаешь над конкретными задачами.
Опять же, для таких жарких гонок нет каких-то особых упражнений. Можно посидеть в сильно прогретом помещении или что-то вроде того, но основная задача – пить как можно больше жидкости. Если в организме недостаточно воды, силы покинут тебя очень быстро.
Гидо ван дер Гарде: Всегда стараешься приехать сюда как можно раньше, чтобы привыкнуть к местной погоде. Несколько иначе подходишь к рациону питания, потребляешь больше соли, пьешь много жидкости – примерно пять-шесть литров в день! Впрочем, мне нравится жара – посмотрим, как я буду чувствовать себя после гонки!
Вопрос: Валттери, ваши соотечественники – Кими Райкконен и Мика Хаккинен – поделились с вами какими-то секретами подготовки?
Валттери Боттас: В Финляндии есть отличные сауны – возможно, это поможет делу! Гонка действительно жаркая, но какой-то специальной подготовки нет. Нужно чаще бывать на воздухе, чтобы адаптироваться к температурам, но, в конечном итоге, чем в лучшей физической форме ты находишься, тем легче тебе в кокпите.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Кими, у вас была возможность отпраздновать победу в Австралии, или вы сразу отправились на самолет?
Кими Райкконен: Я прилетел в Малайзию уже воскресным вечером. Когда хочешь отпраздновать победу, всегда есть способ… впрочем, не в тот раз. У меня был забронирован билет, и я оказался здесь.
Вопрос: Что вы чувствуете в те дни, когда добиваетесь победы, ведь вам часто доводилось испытывать горечь поражений? Важно ли вам побыть с командой, насладиться моментом?
Кими Райкконен: Нет, поскольку после гонки команда тоже занята упаковкой оборудования, инструментов, и у нее тоже нет времени. Мой самолет вылетал тем же вечером, поэтому мы провели короткое совещание, после которого я успел лишь заехать в отель за багажом. Уверен, команда успела немного отпраздновать, но позади всего одна гонка – надеюсь, в конце сезона мы повеселимся по-настоящему.
Вопрос: (Велимир Велько Укич – Auto Fokus) Здесь присутствует несколько новичков. Вы сделали первый шаг в самой главной гоночной категории, и, возможно, у вас есть некие мечты, о которых вы стараетесь не говорить. Может все-таки поделитесь?
Жюль Бьянки: Не думаю, что в Формуле 1 есть много тайн. Нужно просто работать в полную силу и быть всегда готовым к борьбе.
Гидо ван дер Гарде: Возможность выступать в Формуле 1 – уже сбывшаяся мечта. На нее ты работаешь практически с малых лет и если попадаешь в чемпионат – это само по себе здорово, но, когда едешь в числе последних, все видится несколько иначе: синие флаги, иной характер старта, активная работа рулем… Обстановка отличается от GP2, но мне это нравится. Команда позволяет мне учиться, и я постепенно прогрессирую.
Вопрос: Эстебан, вы пришли в Формулу 1, но означает ли это, что путь только начался?
Эстебан Гутьеррес: Я стараюсь не менять привычного подхода и воспринимаю каждую гонку как отдельное событие, как я воспринимал каждый этап еще в Formula BMW в 2007 году. Это позволяет сосредоточиться на главном. Теперь я хочу не просто выступать в Формуле 1, но добиться успеха и готов постепенно прогрессировать на пути к цели.
Перевод: Валерий Карташев