Фабрис Лом обеспечивает техническую поддержку моторов Renault в Red Bull Racing. Перед началом бразильского уик-энда инженер говорил с журналистами немецкого Auto Motor und Sport о причинах отказа двигателя на машине Себастьяна Феттеля в Корее…
Вопрос: Какая неисправность вызвала отказ мотора?
Фабрис Лом: Главная причина – обрыв шатуна в четвёртом цилиндре, но работа по поиску её первоисточника продолжается. Проблема, по всей видимости, не связана с производственным браком, как и с потерей прочности из-за пройденной дистанции.
Вопрос: Как проходят подобные расследования?
Фабрис Лом: Сначала мы анализируем информацию, доступную сразу после инцидента – данные телеметрии, комментарии гонщика, проводим внешний осмотр. Мы считали, что причина поломки в верхней части двигателя, но без его разборки сложно делать выводы и позже эта версия оказалась ошибочной. Мы привезли моторов на французскую базу, где полностью разобрали – тогда и возникла вторая версия, обрыв шатуна.
Вопрос: Какую дистанцию проехал отказавший двигатель?
Фабрис Лом: Мотор проводил третий Гран При и прежде использовался в Германии и Бельгии. Пройденная дистанция была в рамках его ресурса, мы не видели причин для волнений.
Вопрос: Какой подход к использованию моторов на машине Феттеля будет использоваться в Бразилии?
Фабрис Лом: Пока планируется использовать двигатель, который проехал 1066 километров в Италии и Сингапуре. Мотор опечатан, мы ничего не можем изменить, поэтому любые исследования касаются лишь условий его использования – при неблагоприятном стечении обстоятельств может появиться другой план.
Данные о работе двигателя записываются и сравниваются с другими моторами. Мы разработали специальную измерительную программу, позволяющую дать точную оценку, базируясь на характеристиках другого аналогичного двигателя. Специальные стенды на базе в Вири позволяют увеличить нагрузку на элементы контрольного двигателя, надёжность которых может вызывать сомнения. С помощью этих тестов мы проверили моторы, которые будут использоваться в Бразилии и Абу-Даби, отыскав решения на будущее.
Вопрос: Какими могут быть последствия этого анализа для Марка Уэббера и других гонщиков, выступающих с моторами Renault?
Фабрис Лом: Сейчас нет причин полагать, что конкретная проблема вызвана действиями гонщика, поэтому изменения в параметрах двигателей, которые мы подготовили к Бразилии, касаются всех наших моторов.
Вопрос: Какой урок вы извлекли из этого инцидента?
Фабрис Лом: Полное отсутствие поломок – единственно возможный подход в современной Формуле 1. Все в команде сожалеют о том, что в той гонке не удалось добиться поставленной цели, и в данном случае наших процессов тестирования оказалось недостаточно. Чтобы добиться максимума от машины, нужно оперировать многими факторами, в том числе и гарантировать надёжность моторов – мы продолжим работу в этом направлении.