За последние три года пилот Russian Time Артём Маркелов превратился в настоящего специалиста по трассе в Монако - из трёх самых престижных первых гонок уик-энда две он выиграл и ещё в одной финишировал вторым. Очередной успех, как это обычно бывает в Монако, не обошёлся без удачного стечения обстоятельств, но все специалисты отметили, что россиянин провёл очень грамотную и сильную гонку.
В интервью F1News.Ru Артём рассказал, благодаря чему эта победа оказалась возможной.
Вопрос: Артём, поздравляем с победой! Насколько сложной для вас получилась эта гонка?
Артём Маркелов: Она была по-своему тяжёлой. Я стартовал третьим, а это значило, что я могу как отыграть позиции, так и потерять их. Потом нужно было держаться за лидерами. А потом появился автомобиль безопасности, Элбон с де Вризом одновременно решили заехать на пит-стоп и врезались друг в друга. Благодаря этому мне удалось вырваться в лидеры, но проблема была в том, что некоторые ребята позади меня уже успели совершить пит-стоп, а значит я мог оказаться позади них после остановки. Мне пришлось очень и очень серьёзно атаковать, на каждом круге, на каждом секторе, в каждом повороте. Из-за этого было очень нелегко. Плюс к этому, машина в этом году длиннее, больше и тяжелее прошлогодней, и заправлять её в повороты на такой узкой трассе гораздо сложнее. Но в итоге всё прошло так, как мы и планировали - даже немного лучше!
Вопрос: Давайте начнём по порядку. Организаторы обещали разобраться со сцеплением, чтобы машины перестали глохнуть на старте. Что-то поменялось?
Артём Маркелов: Да, они написали новую программу, и стартовать стало гораздо проще. Теперь старт более или менее похож на прошлогодний.
Вопрос: После старта вы немного отпустили пару лидеров и держались в пределах секунды за ними. Это был ваш план?
Артём Маркелов: Да. Я понимал, что если буду ехать вплотную за ними, то у меня быстро испортится резина. У де Вриза, собственно, так и произошло - ещё до появления автомобиля безопасности я сообщил команде, что у него износились шины, что давало нам шанс. Не знаю, что он пытался сделать, но он ехал так близко к Элбону, что резина быстро износилась. Я же старался держать небольшую дистанцию, чтобы ехать в своём темпе и аэродинамика работала.
Вопрос: Вы успели рассмотреть эпизод между Элбоном и де Вризом?
Артём Маркелов: Да, я его видел. На мой взгляд, возможны два варианта. Де Вриз определённо собирался на пит-стоп, а вот Элбон либо отреагировал на его движение и тоже свернул в последний момент, либо просто пытался заехать в боксы по более широкой траектории, чтобы потерять меньше времени. Но так или иначе, это привело к столкновению.
Вопрос: У вас в этот момент в голове мелькнула мысль, что вот он, ваш шанс на победу?
Артём Маркелов: Да, конечно. Я понял, что теперь передо мной будет свободная трасса, как и два года назад, и всё в моих руках.
Вопрос: После этого вы продержались на трассе ещё очень долго. С чем была связана разница в стратегиях между вами и двумя пилотами, стартовавшими впереди - с выбором шин на первый отрезок или тактической борьбой?
Артём Маркелов: Выбор шин у нас был одинаковый - все мы стартовали на Soft. Просто они решили, что смогут проехать очень большой отрезок на SuperSoft, сохранив эту резину до финиша.
Вопрос: То есть, в определённом смысле, они рисковали, проводя пит-стоп так рано?
Артём Маркелов: Да, в общем-то, так и есть. Я не знаю, в чём была логика их столь ранних пит-стопов, но с другой стороны, насколько я помню, в прошлом году Элбон именно так и выиграл гонку. А у де Вриза, как я уже говорил, шины серьёзно износились.
Вопрос: После этого вы лидировали, но ваш отрыв от Шона Гелаэля был недостаточен для того, чтобы вернуться впереди после остановки. Вас вели по нему, говорили, сколько вы выигрываете?
Артём Маркелов: Нет, меня никогда не ведут по пилоту, который находится позади меня, потому что у меня и так получалось ехать достаточно быстро, прибавлять с каждым кругом.
Вопрос: Как вам при этом удалось сохранить резину? В Формуле 2 её, как правило, хватает ненадолго, особенно если приходится атаковать.
Артём Маркелов: Мне часто задают этот вопрос, но я не могу на него ответить - у меня это просто получается само собой.
Вопрос: Предыдущие два года вы были одним из немногих пилотов, которым удавалось обгонять в Монако. На этот раз мы в гонке обгонов практически не увидели. Дело в новой машине или просто в том, что вам не представилась такая возможность?
Артём Маркелов: Я никого обгонять и не планировал. Я собирался сохранять свою позицию, а в случае, если что-то произойдёт, что-то случится, воспользоваться этим. Моей задачей было заработать максимум очков, я не должен был любой ценой кого-то обгонять и финишировать вторым или первым.
А что касается обгонов, то теперь, с новой машиной, делать тут это достаточно тяжело. В том же Rascasse нынешней машине просто не хватает места, чтобы вписаться в поворот, если заходишь не по оптимальной траектории - что и произошло с Расселлом, когда там он попытался обогнать соперника.
Тем более, что как раз в этом месте половина трассы была засыпана песком после того, как в гонке Porsche один из пилотов пробил бак и залил весь третий сектор маслом и бензином. Организаторы постарались убрать последствия, но на первых кругах было очень скользко. Думаю, только на круге 9-10 я начал ехать там так, как делал это в квалификации.
Вопрос: Следить, как вы отрываетесь от соперников, и в частности от Гелаэля, было очень интересно и захватывающе, однако оставался риск - если бы на трассу снова выехал автомобиль безопасности, вы бы всё потеряли…
Артём Маркелов: Да, это так. Все мои усилия пропали бы.
Вопрос: Вы думали об этом во время гонки?
Артём Маркелов: Нет, честно говоря, я только сейчас это осознал, после ваших слов. И тогда победа досталась бы Гелаэлю…
Вопрос: За последние три года вы добились в Монако просто блестящих результатов: две победы и подиум. Вы чувствуете здесь себя как-то по-особенному? Чувствуете, что это ваша трасса?
Артём Маркелов: Да, я бы даже хотел сказать, что это моя домашняя трасса, но это не так, я не монегаск. Однако я чувствую, что у нас с ней особые отношения (смеётся).
Вопрос: Вас поздравили в Renault?
Артём Маркелов: Да, когда мы пошли на пресс-конференцию, все ребята были там, все поздравляли - в том числе Сирил Абитебул.
Вопрос: Эта победа поможет вам вернуться в борьбу за титул?
Артём Маркелов: Я уже вернулся. Они все забыли про меня, но я уже тут!
Вопрос: Теперь вы отстаёте от Норриса на 25 очков, но завтра он стартует третьим, а вы - восьмым…
Артём Маркелов: Да, будет тяжелее. Но вторая гонка даёт не так много очков, а обгонять здесь сейчас почти невозможно. К тому же Ландо сейчас в непростом психологическом состоянии, он допускал ошибки вчера, допускал сегодня, и я не исключаю, что ошибётся и завтра.
Вопрос: Завтра пит-стопов не будет. Значит ли это, что без каких-то привходящих обстоятельств вы можете рассчитывать только на восьмое место?
Артём Маркелов: В Монако всё зависит от ошибок. Если кто-то допускает ошибку, он очень много теряет, может быть даже всё. Так что чем меньше у тебя ошибок, тем больше шансов приехать на высокой позиции. Я надеюсь, что ошибаться будут другие. Но рисковать никто не хочет, так что даже одно очко принесёт нам радость.
Предыдущие два уик-энда для команды получились психологически очень тяжёлыми, и для нас важно, чтобы всё прошло нормально. Если я попаду в аварию, сражаясь за седьмое место, это будет плохо как для моей команды, так и для моих перспектив в Формуле 1.
Вопрос: Перед этим уик-эндом вам заменили шасси, и сразу же такие результаты - третье место в квалификации, победа в гонке. Дело действительно было в шасси?
Артём Маркелов: Скорее всего, да. Я могу однозначно сказать, что машина управляется намного лучше, чем прежде. Если бы я приехал сюда на старом шасси, то, мне кажется, я бы много терял и в третьем повороте, и в четвёртом, и в пятом… Машина просто вела себя неадекватно. Я не мог объяснить это инженеру, потому что на каждом круге она вела себя по-разному. Проехать чистый круг на ней было очень тяжело. Поэтому мы решили поменять шасси, и, похоже, решение было правильным. Теперь проблем нет.