Для Макса Ферстаппена этот сезон складывается крайне неудачно: голландец только однажды поднялся на подиум и уже семь раз сошел с дистанции. В интервью гонщик Red Bull Racing говорил о прошедших гонках, противостоянии с напарником Даниэлем Риккардо и о том, как отсутствие результатов влияет на уверенность...
Вопрос: Две трети сезона позади. Каково настроение в команде?
Макс Ферстаппен: Смешанное. Конечно, одна сторона боксов больше довольна ситуацией, чем другая, но стоит учитывать все те проблемы с машиной, с которыми я столкнулся. В целом, настроение в команде становится все лучше, особенно если сравнивать с тем, каким оно было в начале сезона в Мельбурне. Машина постепенно становится быстрее.
Вопрос: Вы довольны темпом модернизации машины?
Макс Ферстаппен: Мы движемся в верном направлении, но речь идет не только о модернизации шасси – все составляющие должны стать лучше. Многие факторы вне нашего контроля, мы отвечаем только за машину и должны сделать её максимально эффективной.
Вопрос: В каких областях нужно прибавить?
Макс Ферстаппен: В поворотах мы конкурентоспособны, но приходится настраивать машину на меньший уровень прижимной силы, чтобы компенсировать нехватку скорости на прямых. Именно поэтому сложно сказать, в каких конкретно областях мы должны прибавить. На мой взгляд машине не хватает прижимной силы и механического сцепления.
Вопрос: Перед началом сезона многие считали, что после изменения правил Эдриан Ньюи построит для Red Bull Racing чемпионскую машину. Насколько сложно принять тот факт, что команда оказалась не на тех позициях, на которые рассчитывала?
Макс Ферстаппен: Думаю, мы немного недооценили соперников. Кроме того, возникли проблемы с корреляцией данных, полученных на трассе и в аэродинамической трубе. Теперь мы должны наверстать упущенное настолько быстро, насколько это возможно, чтобы в следующем году настала наша очередь побеждать.
Вопрос: Ваш напарник регулярно поднимается на подиум, а вы постоянно сталкиваетесь с проблемами. Как вы справляетесь с разочарованием?
Макс Ферстаппен: Что я могу сделать? Мне бы хотелось, чтобы все было иначе, но такова жизнь. Стараюсь сохранять оптимизм и больше думать о приятных моментах сезона – обычно это квалификация. У меня есть скорость, в гонках я сражаюсь за высокие позиции, пока не возникают проблемы. Результаты не отражают того, что я сделал в этом сезоне.
Вопрос: Вы изменили свой подход к работе после всех этих неудач?
Макс Ферстаппен: Нет. Мой подход правильный, мне просто не везет. Почему я должен что-то менять? У меня есть скорость.
Вопрос: Вы не задумывались о том, что технические проблемы с машиной могли стать следствием ваших действий за рулем?
Макс Ферстаппен: По данным телеметрии видно, что я не делаю ничего плохого или отличного от действий Даниэля. Забавно, что в гонке проблемы возникают только на моей машине.
Вопрос: Насколько велико ваше огорчение?
Макс Ферстаппен: Сейчас я довольно расслаблен. Оставшиеся гонки я рассматриваю как мини-чемпионат, в котором хочу преуспеть.
Вопрос: В квалификациях вы со счетом 10-4 опережаете Даниэля Риккардо…
Макс Ферстаппен: У Даниэля всегда была репутация быстрого гонщика в квалификациях, но в этом сезоне я опережаю его в среднем на три-четыре десятых. Это очень много.
Вопрос: Вы выступаете вместе с Даниэлем с мая 2016 года. Чему вы смогли научиться у него за это время?
Макс Ферстаппен: Это вопрос опыта. Необходимо учиться в определенных ситуациях, делать выводы из ошибок, которые ты сам совершил. В 27 или 28 лет я буду лучшим гонщиком, чем сейчас, поскольку смогу иначе оценивать те или иные ситуации.
Вопрос: Кто лучше умеет обгонять: вы или Риккардо?
Макс Ферстаппен: Пусть сравнивают эксперты.
Вопрос: Что вам больше нравится? Обгонять или сдерживать соперников на более быстрой машине?
Макс Ферстаппен: Я предпочитаю обгонять.
Вопрос: Если бы в этом сезоне вы выступали за Mercedes или Ferrari, то боролись бы за титул?
Макс Ферстаппен: Я на 100% в этом уверен.
Вопрос: В Red Bull смогут построить машину, которая позволит бороться за титул в 2018-м?
Макс Ферстаппен: Надеюсь, но в Формуле 1 сложно делать прогнозы. Могу пообещать только одно: мы сделаем все возможное, чтобы подготовить максимально быструю машину. Я верю в команду – мы на многое способны, но для достижения высоких целей эффективными должны быть все элементы машины.
Вопрос: В Red Bull верят в Renault?
Макс Ферстаппен: Они очень много работают, чтобы решить проблемы и повысить эффективность, но я не принимаю участия в этой работе. Я всего один раз был на базе мотористов в Вири – примерно месяц или два назад, где провел всего один день.
Вопрос: Не исключено, что в 2019-м на машинах Red Bull будут стоять моторы Honda. Как вы к этому относитесь?
Макс Ферстаппен: Я не участвую в переговорах, поэтому не могу ничего сказать на эту тему. Очевидно, что мы не получим моторы Mercedes или Ferrari.
Вопрос: Как вы справляетесь с критикой? Вы обращаете внимание на то, что о вас говорят другие?
Макс Ферстаппен: Я честен и откровенен, я не лгу. Единственное, что мне нужно – чемпионская машина. Я уверен в себе. Если бы у меня не было уверенности, я бы продолжал гоняться в картинге.
Вопрос: Как вы справляетесь с прессингом?
Макс Ферстаппен: В детстве я много путешествовал с отцом, и он давал мне советы. Мне просто нужно быстро пилотировать машину и работать изо всех сил. Я никогда не чувствовал прессинга, и до сих пор моя карьера хорошо складывается. Если оказываешься в ситуации, когда напарник регулярно опережает тебя в квалификациях и гонках, то напряжение нарастает, но я никогда не был в такой ситуации.
Вопрос: Как долго вы еще планируете выступать в Формуле 1? Вы хотите переписать все рекорды?
Макс Ферстаппен: Меня не интересуют рекорды по количеству поулов или побед. Я просто хочу побеждать. Посмотрим, с какими показателями я подойду к завершению карьеры. В настоящее время меня интересуют только победы. Потребуется удача, чтобы завоевать семь титулов, как Михаэль Шумахер. Нужно оказаться в правильной команде в правильное время.
Вопрос: Какое вы хотите будущее Формулы 1?
Макс Ферстаппен: Десять лет моего доминирования. Все остальное не так важно.