Вопрос: До недавнего времени никто и не подозревал, что вам это свойственно... После прошлогоднего Гран При Италии мы увидели, как плачет Михаэль Шумахер. Почему было столько эмоций после гонки в Монце?
Михаэль Шумахер: Психологическое давление перед гонкой в Италии было слишком велико и победы словно камень с плеч упал. Я стоял на подиуме и тысячи болельщиков бежали к месту награждения. Их лица были полны неописуемой радости и впечатления были еще свежи, когда я вошел в зал, где проходила пресс-конференция. Кто-то задал вопрос о том, что я чувствую, догнав Айртона Сенну по количеству побед. Это было уже слишком.
Вопрос: Вы старались скрыть эти слезы?
Михаэль Шумахер: Да.
Вопрос: Сенна был в числе ваших кумиров?
Михаэль Шумахер: Я никогда не искал себе кумиров и не старался примерять на себя чью-то биографию. С другой стороны Айртон был лучшим пилотом из всех, что я встречал. Наверное поэтому мне всегда было трудно говорить о нем. Я помню одну гонку на картах в Голландии, мне было, наверное, лет десять. В первый раз я увидел Сенну на трассе, траектория, которую он выбирал, его стиль были удивительны. Я действительно не создавал себе кумиров, но однажды пришел в Формулу 1 и встретил его снова.
Вопрос: В свое время вас критиковали за то, что вы не пришли на похороны Сенны. Как все это связать?
Михаэль Шумахер: Я не могу делать такие вещи публично. Я пришел на его могилу двумя годами позже, но в одиночестве. Со мной была только моя жена.
Вопрос: Гран-при Сан-Марино проводится в Имоле. Для вас это особенная трасса? Именно здесь вы были свидетелем гибели Сенны, семь лет назад.
Михаэль Шумахер: К сожалению подобное иногда случается. Тогда это событие полностью лишило меня иллюзий, до этого я думал, что такие жестокие, фатальные аварии не могут происходить в виде спорта, который я так люблю.
Вопрос: Но многие болельщики все равно сравнивают вас с Айртоном. Вы бы хотели сами стать примером для молодых?
Михаэль Шумахер: Я бы не посоветовал никому брать с меня пример. Каждый должен прожить собственную жизнь.
Вопрос: Среди ваших коллег-пилотов есть те, кто почти на десять лет моложе. Они оказывают вам должное уважение?
Михаэль Шумахер: Наверное, но я не думаю об этом. Когда я был моложе, то совершенно не думал о том, кто и сколько раз побеждал в гонках. Я думал о том, что происходит именно сейчас, достойно ли я выгляжу в этой гонке, или нет; могу обогнать, или нет.
Вопрос: Когда, в последний раз, вы были действительно счастливы?
Михаэль Шумахер: Когда встретил Коррину, когда мы поженились. Есть много приятных моментов - когда дети рождались, да и несколько часов после прошлогодней гонки в Сузуке. Действительно счастлив - очень размытое понятие, оно может означать все, что угодно. У меня вообще хорошая жизнь - я счастлив в браке, у меня отличная семья, успешная карьера, хороший счет в банке. Выходит, что каждый день у меня есть причина быть счастливым.
Вопрос: Вы иногда думаете, что удача слишком часто оказывается на вашей стороне?
Михаэль Шумахер: Я не суеверен, но знаю, что каждая серия побед, рано или поздно, заканчивается и время от времени задаюсь этим вопросом, сравнивая себя с другими. Но с другой стороны, до некоторой степени, каждый сам кузнец своего счастья.
Вопрос: Автогонки требуют громадной концентрации, даже когда в голову лезут посторонние мысли...
Михаэль Шумахер: Наверное это покажется вам странным, но гнать по трассе, даже со скоростью 300 км/час - это совсем не сложно. Вы находитесь на длинной прямой, соперники далеко позади - нет никакого напряжения, концентрация составляет 0.01%. В этот момент вы невольно начинаете думать о чем-то другом, например о результате игры мюнхенской Баварии и футболистов из Кельна.
Вопрос: У вас хорошая память?
Михаэль Шумахер: Все зависит от важности информации. Если речь идет о том, что нужно воспринимать сердцем, то тут я полный профан. Уже в школе мои успехи в изучении литературы или иностранного языка были очень средними. Но важные даты, день свадьбы или день рождения детей, дату первой победы... я не помню, когда в первый раз выиграл в Ferrari. Помню место и год, но не помню числа.
Вопрос: В прошлой гонке, на Гран При Бразилии вы с братом заняли первую линию стартового поля. Хороший случай, чтобы вспомнить, насколько глубока братская любовь...
Михаэль Шумахер: Мы всегда были очень близки с ним, хотя и из-за разницы в возрасте имели разные интересы. Брат на шесть с половиной лет моложе меня. У нас было хорошее детство. В семье всегда было потрясающее чувство единения, родители поощряли все наши начинания, пока это не стало слишком дорого. Помню нам пришлось приостановить участие в чемпионате по картингу, пока не нашелся тот, кто смог профинансировать следующие этапы. Именно поэтому мы иногда увлекались футболом и борьбой.
Вопрос: Картодром был вашим любимым местом?
Михаэль Шумахер: Да, в ожидании поездки туда я все время что-то проделывал с машинами, иногда садился на мопед и просто гонял по трассе. Даже с собакой я старался гулять в сторону картодрома.
Вопрос: А затем у вас появились права на вождение...
Михаэль Шумахер: Сначала появилась машина, старый "Фольксваген". Я имел обыкновение кататься на нем по частной дороге, которая вела к родительскому дому, примерно метров пятьсот. Дети сбегались со всей округи, это было действительно забавно.
Вопрос: Что для вас значит понятие "богатого человека"?
Михаэль Шумахер: Материальную независимость. Раньше мои родители и я были вынуждены считать каждый пенни. Богатство помогает делать жизнь счастливой, находиться с людьми, которые вам нравятся, с друзьями, забавы всякие устраивать.
Вопрос: А бедного?
Михаэль Шумахер: Это значит все время думать о том, где взять денег. Как только они появлялись - я сразу покупал новую машину. Вначале мне это нравилось, но быстро надоело. В этом нет ничего приятного. Если вы думаете не так, значит вы бедны.
Вопрос: Вы гордитесь тем, что вы - немец?
Михаэль Шумахер: Меня уже спрашивали об этом несколько лет назад и я ответил "Нет". На то была своя причина - слишком много внимания уделялась лозунгам неонацистов. Однако потом я подумал, а стоит ли думать о них, когда в немецком народе есть столько замечательных качеств. Мы многого добились и я горжусь этим.
Вопрос: Вернемся снова к прошлой гонке в Бразилии. Произошло то, чего мы не видели очень давно. Вас, в вашем Ferrari, догнал и обогнал парень на BMW. Как это произошло?
Михаэль Шумахер: Пока вы не ждете от меня детального ответа, я могу сказать, что просто спал на ходу в тот момент. Этого не должно было случиться. Последний взгляд в зеркала убедил меня, что есть достаточное преимущество и я могу войти в следующий поворот без особого риска. Однако внезапно рядом появился какой-то парень и вырвался вперед. Когда вы преследуете кого-либо, у вас больше выбор. Всегда есть цель, к которой нужно стремиться. Быть первым - это похоже на езду в тумане, ориентир впереди очень помогает.
Вопрос: Парни из боксов не могли предупредить вас по радио?
Михаэль Шумахер: Нет, это происходит очень быстро, в таких ситуациях нужно все решать самому, уже потом появляется команда, инженеры. Их задача - выяснить, почему сейчас BMW быстрее всех остальных. Но к сожалению они пока не нашли ответа.
Вопрос: Вы один из самых успешных гонщиков за всю историю автоспорта. Где вы черпаете мотивацию?
Михаэль Шумахер: Мне нравится выигрывать в поединке, еще нужно очень постараться, чтобы выиграть этот чемпионат. Если мы не будем упорно работать на этой стадии сезона, то McLaren и Williams быстро вырвутся вперед. Проблемы бы возникли, если бы я был из числа тех, кто почует на лаврах, забирает наличные и отваливает. Мне нужно от жизни совсем другое.
Вопрос: До какого возраста вы хотели бы дожить?
Михаэль Шумахер: До старости, пока моя жизнь будет достойной внимания. Я хочу оставаться дееспособным. Меня пугает перспектива провести остаток дней прикованным к постели, зависеть от других. Но кто знает, что чувствует человек, оказавшийся в такой ситуации.
Вопрос: В такой когда кто-то другой берет ответственность за вас на себя?
Михаэль Шумахер: Когда вы молоды, то просто не задумываетесь об этом, понимание приходит гораздо позже. Ни одному ребенку не нравится ходить в школу, и мне не нравилось Но сегодня я жалею, что что-то упустил, хотелось бы знать больше о некоторых вещах. Мудрость всегда приходит позже предусмотрительности.
Вопрос: Есть ли какие-нибудь надежды или ожидания, в которых вы разочаровались?
Михаэль Шумахер: Да, как это не печально. У меня не было проблем с карьерой и всегда находились люди, которые старались критиковать меня при любой удобной возможности. Очень трудно защищаться от такой критики, приходится принимать это "как есть". Раньше я имел обыкновение оправдываться, сейчас предпочитаю держаться в стороне.
Вопрос: Мы беседуем в историческом месте - в гостиной старого дома Энцо Феррари. Вот его стол, те же самые желтые эмблемы. Вы не чувствуете себя причастным к тому, что вызвали у многих благоговение всем этим?
Михаэль Шумахер: Я думаю, что каждый итальянец стоял бы здесь, закрыв глаза в экстазе. Однако я никогда не встречал Энцо Феррари и не столь эмоционален, как итальянцы. Я предпочитаю жить сегодняшним днем.
Вопрос: Попытаюсь задать этот вопрос. Что вы будете делать через пять лет?
Михаэль Шумахер: Не знаю, я не строил никаких планов. В любом случае, после того, как закончу с гонками, некоторое время я бы хотел абсолютно ничего не делать, никаких обязательств ни перед кем. Только частная жизнь.
Вопрос: Было время, когда вы были быстрее на секунду на круге своих партнеров по команде. Почему этого больше не происходит?
Михаэль Шумахер: Эти 22 парня, выступающие в чемпионате, имеют весьма высокий гоночный уровень и разница сократилась до одной десятой. Профессиональный уровень очень возрос. В 1992-м моим товарищем по команде был Мартин Брандл, который после каждых 20 кругов по трассе был должен идти к врачу, потому что он должен был ходить к нему постоянно. Сегодня все в отличной форме.
Вопрос: Часто слышны голоса ваших коллег, мол "Слава Богу, что Михаэль был не столь быстр сегодня"...
Михаэль Шумахер: Независимо от того, в кого они верят, я не возражаю.