Сожалеет ли экономист Адам Парр о переходе в Формулу 1? Выпускник Кембриджа пришел в Williams, когда финансовая ситуация в команде была относительно стабильной, но затраты с каждым годом растут, а международный финансовый кризис ещё больше осложнил ситуацию. Какие меры предпринимает команда, чтобы гарантировать своё будущее, где нужна экономия, и на чём экономить нельзя? Главный администратор Williams Адам Парр ответил на эти вопросы в интервью для немецкого Motorsport Total...
Вопрос: Адам, вы работаете в команде, которая безусловно ассоциируется с автоспортом, в последней действительно частной команде Формулы 1. Не чувствуете себя могиканином?
Адам Парр: Williams - уникальная команда, я не думаю, что кто-то мог бы второй раз пройти этот путь. За многие годы союз Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда заслужил невероятное уважение болельщиков, прессы, всего мира Формулы 1. Создавая команду сегодня, невозможно и мечтать о таком статусе.
Уважение заслуживает и экономическая стратегия Williams. Один из важных, с моей точки зрения, факторов - отказ от табачной рекламы. Когда появились ограничения на рекламу, эта команда первой простилась с табачными спонсорами, хотя это стало причиной определенных проблем в следующие два-три года.
Вопрос: Полное название компании - Williams Grand Prix Engineering, как часто вам приходится иметь дело с инженерным искусством?
Адам Парр: Мы работаем над несколькими проектами, Формула 1 - самый популярный, но не единственный. Мастерство инженеров особенно актуально при разработке новых технологий, применительно к Формуле 1 можно говорить о KERS - это действительно эволюционное направление. Хранение и контроль энергии - важнейший аспект технологий будущего.
Сейчас многие проекты разрабатываются с учетом нейтральной эмиссии углекислого газа. Энергию нужно уметь аккумулировать и использовать вновь, идет ли речь об автомобилях или других областях применения. Это очень интересная область, исследования займут какое-то время и не сразу будут востребованы, но я уверен - за этими технологиями будущее.
Вопрос: Недавно появилась информация о финансовых затруднениях Williams, связанных с проблемами одного из главных спонсоров команды - банка RBS. Как это отражается на работе команды?
Адам Парр: Благополучие любого бизнеса зависит от ряда внутренних и внешних факторов, и мы - не исключение. Однако, на данный момент у меня нет данных, которые свидетельствуют о проблемах в RBS. У столь крупных финансовых структур есть тесные связи с правительством и комплекс мер, способных предотвратить развитие кризисной ситуации.
С другой стороны, одна из важнейших составляющих любого бизнеса - маркетинг, реклама компании и её услуг. Формула 1 - великолепный инструмент для такого маркетинга, к тому же сумма, которую RBS вкладывает в Williams и Формулу 1 занимает малую долю в общей программе.
Вопрос: Она может быть увеличена?
Адам Парр: Партнеры и спонсоры команды прежде всего интересуются эффективностью вложений. Они - не болельщики, они заинтересованы в возвращении затраченных средств и знают, что вложения в Формулу 1 - это очень выгодные инвестиции.
Вопрос: В какой пропорции окупаются вложенные средства? 10 к 1? 15 к 1?
Адам Парр: Не всегда можно буквально оценить этот эффект. Когда я прилетел в Японию, в зале аэропорта стояла машина Williams с логотипами всех наших спонсоров. Подобные презентации приносят Williams около $215 млн. в год. Если один из наших партнеров устраивает такую акцию, то эффект распространяется на все компании, чьи логотипы расположены на машине. Подобного эффекта нет больше нигде - если вы посмотрите на фотографию игрока футбольного клуба "Челси", то увидите логотип только одного спонсора. Все остальные, которые расположены на стадионе, или где-то ещё, могут попасть в кадр, а скорее всего не попадут.
Огромное преимущество формулы 1 в том, что партнеры - это часть продукта, элемент шоу, за которым следит 600 млн. человек. Формула 1 - это действительно лучшая маркетинговая платформа для всемирных брендов.
Вопрос: За спиной Red Bull, Toro Rosso и Force India стоит миллиардер, у Williams нет такой поддержки. Как вы оцениваете ситуацию по сравнению с другими частными командами?
Адам Парр: Команды Red Bull стоят особняком - у них нет других крупных спонсоров, они обе - инструмент маркетинга для компании Дитера Матешица. Вероятно, они искали спонсоров, но когда поняли, что отдельные контракты ничего не изменят, решили использовать четыре машины для рекламы одного продукта. Судя по результатам, они угадали и с коммерческой, и со спортивной точки зрения.
Виджей Малья - очень амбициозный бизнесмен, он не хочет, чтобы его машины замыкали пелотон, и начинает понимать, насколько безумные средства нужны для создания конкурентоспособной команды. Впрочем, не могу сказать, что у Матешица и Мальи серьёзные проблемы, при необходимости они всегда могут найти спонсоров на стороне.
В Williams ситуация иная, ведь в первую очередь это гоночная команда, для которой маркетинг - не цель, а средство. Мы в Формуле 1 для того, чтобы бороться и побеждать, и трудные времена наступили не вчера, им уже десять лет.
Вопрос: Фрэнк Уильямс говорит, что времена всегда были трудными...
Адам Парр: Беседа с Фрэнком - лучшее лекарство от кризиса. Я говорил с ним буквально вчера и в очередной раз был поражен его оптимизмом. Он многое пережил, через многое прошел и всегда мечтал о победе, всегда видел цель.
Вопрос: Как вы считаете, команды договорятся о снижении затрат?
Адам Парр: Только сумасшедший может считать, что всё придёт в норму само собой, без серьезных перемен. Когда я пришел в этот спорт, то уже через несколько дней понял, что нам нужно как-то сокращать статьи расходов. Сейчас с этим никто не спорит, это всем очевидно, но мы ничего не сделали за последние девять месяцев. Это серьезная ошибка, ведь упущено драгоценное время. Иногда команды напоминают мне алкоголика, который знает дорогу только от дома к пабу и обратно. Он смотрит ТВ, слышит про кризис, но считает, что это его не коснется.
Вопрос: Как вы относитесь к идее унификации моторов?
Адам Парр: Я не хочу это комментировать. Во вторник Мосли и FOTA озвучат свои позиции и обсудят план дальнейших действий. Моё личное мнение - предложение Мосли имеет смысл. Современные моторы невероятно дорого стоят, и на пять лет «заморозив» регламент, мы допустили стратегическую ошибку. Мы «заморозили» дорогие моторы. Тогда подразумевалось, что это позволит избежать затрат на их модернизацию, но отдельные команды добились прогресса, и теперь моторы «размораживаются» вновь, чтобы уравнять шансы.
Если главное - добиться равенства мощности, то идея с унификацией отлично подходит. Мы получаем одинаковые шины, почему нужно тратить столько денег на разные моторы одинаковой мощности? Готового рецепта нет, но начинать действительно нужно с двигателей.
Вопрос: Как вы оцениваете перемены в календаре чемпионата? Гонки в Северной Америке больше нет, Франция отказалась от проведения этапа...
Адам Парр: Количество гонок за последние годы выросло, и уменьшение этого числа на один-два Гран При не повредит. Плохо то, что гонки остались только на тех трассах, которые могут себе это позволить. Канада исключена из календаря потому, что организаторы не смогли оплачивать этап. Но значит ли это, что в Формуле 1 больше не появится новых трасс? Что чемпионат навсегда покинул Северную Америку? Нет. Привлекательность этого спорта настолько велика, что я абсолютно уверен - компромисс будет найден, и скоро мы снова будем гоняться в Америке.
Уменьшение числа европейских этапов ничего не изменит, континент и так перегружен Гран При, но дебют новой трассы в Сингапуре стал одним из лучших уик-эндов в современной истории - модель Берни Экклстоуна работает. В следующем году чемпионат проведет дебютную гонку в Абу-Даби, скоро нас ждет индийская трасса, не исключены гонки на африканском континенте. Когда гонки интересны и популярны, каждый хочет видеть их у себя, и США - не исключение.
Вопрос: Сейчас действует какая-либо версия Договора Согласия, и подписана ли она Williams?
Адам Парр: Да, действует и подписана.
Вопрос: Участвовали ли в её подписании все команды?
Адам Парр: Нет.